Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Овсянникова Ольга Ильинична

Формирование пространственных представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи

скачать документ

Вернуться назад

Формирование пространственных представленийу детей с тяжёлыми нарушениями речиподготовила: учитель – логопед:Овсянникова О.И.Ориентировка в пространстве имеет важное значение в познании окружающей действительности. Является одним из условий социально-бытовой адаптации дошкольников и подготовке их к школе.Современные психологи (Семаго Н.Я., Семенович А.В,) относят формирование пространственных отношений к одной из базовых, первичных составляющих психической деятельности ребёнка, детерминирующих его дальнейшее развитие, указывают на то, что развитие пространственной ориентировки теснейшим образов связано с развитием двигательной активности и лежит в основе познавательной деятельности ребёнка.   Любое нарушение развития ребёнка в результате экологических, морфологических или социальных причин влияет в первую очередь на раннее моторное развитие и формирование механизмов анализа пространственных отношений. Психологи отмечают недостаточную сформированность пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи (Умрих С.О., Семаго Н.Я.). Дети оказываются неподготовленными к усвоению разделов школьной программы, требующих умения ориентироваться в пространстве.            Проблема формирования пространственных отношений и их отражения в речи имеет особое значение в условиях коррекционного детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).Дети с ТНР  имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерно нарушение эмоционально-волевой сферы (эмоциональная неустойчивость и аффективная возбудимость), нарушение внимания, памяти, функциональной недостаточности зрительного и слухового восприятия, плохой координации движении. У детей с ТНР нарушены все компоненты речи: звукопроизношения, слоговая структура слов,  фонематическое восприятие, фонематические процессы ( анализа и синтеза слов), грамматический строй речи, связная речь. У детей с ТНР ограничен словарный запас, особенно предикативный (мало глаголов и слов, обозначающих пространственные отношения).При обследовании детей с ТНР выявлено нарушение восприятия собственного тела. Это приводит к тому, что ребёнок не может правильно определить положения частей тела при движении (часто даже при визуальном контроле).Эти дети испытывают трудности при ориентировании в окружающем пространстве, не понимает заданий, связанных с направлением движений(сделай шаг вперёд, вправо…).Нарушение внимания, несформированные понятия право- лево, зрительно-моторноё координации не позволяют ребёнку изобразить на листе бумаги то, что он хочет, сказывается при рисовании, конструировании, работа в тетрадках.Обследование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи показало, что дети средней группы довольно хорошо ориентируются в вертикальной плоскости, часто используют в речи предлоги в, на., но допускают ошибки в понимании предлогов над – под.Большинство детей средней группы(ОНР 1-2 уровня) допускает ошибки при определении пространственных отношений впереди – сзади, особенно относительно другого предмета. Предлоги за - перед заменяются предлогом у. Наиболее трудны для детей средней группы отношения право – лево.Дети старшей группы (ОНР -2-3 уровня) хорошо ориентируются в пространственных отношениях вверху – внизу, впереди - сзади, но затрудняются в употреблении предлогов из-за, из-под, допускают ошибки при употреблении предлогов над – под, перед –за. При ориентировке в боковой плоскости (право – лево) допускают много ошибок.Дети подготовительной группы (ОНР 3 уровня) допускают ошибки при ориентировке в боковой плоскости (право – лево), что в последствии ведет к оптической дисграфии. Испытывают затруднения при употреблении  предлогов «из-под», «из-за» (дети с ОНР 3 уровня). Дети с ОНР 4 уровня, как правило хорошо ориентируются в пространстве, допускают отдельные ошибки при употреблении предлогов.В последнее время появилось много методической литературы, литературы по психологии, направленных на преодоление пространственных нарушений у дошкольников. Анализ этой литературы позволил выделить несколько направлений в коррекции развития пространственных отношений: 1. «Вербальное» - основано на использовании речевых средств (пространственных предлогов и наречий)./АА. Люблинская, Т.А. Мусебова, О.С. Яцель/2. «Невербальное» - основано на формировании     пространственных отношений, образующихся на базе практической ориентировки в пространстве.(работа с наглядными моделями типа плана, рисунка, аппликации)/ О.М.Дьяченко , Р.и. Говорова/3.»Комплексное» - основано на объединении двух компонентов пространственных представлений наглядного и вербального./С.О Абиджаева, Н.Я,Семаго, Л.А. Венгер /Учитывая данные психологических исследований, проанализировав опыт работы с детьми по данной теме Т.Л. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Л.И. Лалаевой, Н.Я.Семого, О.С, Яцель и других я попыталась в своей практике опробовать и отобрать те приемы, которые были бы наиболее эффективны для детей с тяжёлыми нарушениями речи.В своей работе я основывалась на:учёте последовательности прохождения этапов и сроках нормального речевого развития.учёте актуального уровня речевого и психического развития ребёнка.поэтапности в формировании новых знаний.принципе замещающего развития.В ходе коррекционной работы решались следующие задачи:формирование ориентировки в схеме собственного тела.формирование пространственной ориентировки на плоскости листа.формирование пространственных ориентировок в окружающем мире относительно себя, относительно какого-то предмета.закрепление пространственных представлений в речи детей.В своей работе по формированию пространственных представлений у детей я использовала систему Семаго Н.Я. предполагающую следующую последовательность:уровень - работа над пространственными представлениями в вертикальной плоскости (вверху – внизу).уровень - работа над пространственными представлениями в горизонтальной плоскости (впереди – сзади)уровень - работа над пространственными представлениями в боковой  плоскости (справа – слева).Работа на каждом уровне разделила на несколько последовательных этапов:Пространство собственного тела. Ориентировка в схеме тела.Ориентировка в пространстве относительно себя.Ориентировка в пространстве относительно внешнего предмета.На каждом уровне проводилась работа по уточнению и дифференциации пространственных предлогов и наречий.Первый этап.. На каждом этапе работа начиналась с занятий перед зеркалом: ребёнок учился называть и показывать части лица, туловища(рук, ног). Обозначать их пространственное расположение (вверху – внизу, по середине, выше – ниже;  впереди - сзади, справа –слева).Далее, исходя из того, что пространственные отношения тесно связаны с моторикой, эти знания закреплялись в практической деятельности- выполнения различных движений тела по подражанию, образцу, словесной инструкции.Закрепление частей тела и их пространственного расположения продолжались в играх с куклой. Использовались не только зрительные ,но и тактильно- двигательные ощущения (покажи с закрытыми глазами, где у куклы руки. ноги, нос; покажи и назови ,что у куклы наверху, впереди, сбоку…)Знания о схеме тела затем закреплялось на плоскости листа: схематичное изображение тела человека, составление человечков из палочек. Проводилась работа по правильному пониманию и употреблению предлогов: на, в, с. (дидактические игры: «Кто где живёт? Куда бежит?_На этом этапе формировалось представление о предлоге, как отдельном слове. Дети учатся выделять предлоги на фоне словосочетаний, и обозначать их специальными символами - знаками.   Второй этап. Ориентировка в пространстве относительно себя включал следующие виды работы:Совместное рассматривание и анализ расположения в пространстве.Работа над пони манием речи (предлогов и наречий – какая игрушка находится впереди, справа от тебя?)Выполнение действий по инструкции с  последующим проговариванием своих действий (посади мишку справа от себя. Где сидит мишка? Что ты сделал? Куда посадил мишку?).Проводилась работа по уточнению предлогов за, перед, к, от, из, под, над, между.(Д/И «Скажи наоборот», «Кто куда спрятался?». «Поезд»…) Третий этап.  Ориентировка в пространстве относительно внешнего предмета включала в себя следующие виды работы:Совместное рассматривание и анализ пространственного расположения предметов.Действия с предметами по подражанию, образцу, словесной инструкции с последующим проговариванием и анализом действий.Проводились занятия по перемещению детей в шеренге, в помещении кабинета, группы, музыкального зала.Большое место отводилось на этом этапе работы конструированию: выполнению различных построек, их анализу и последующей зарисовки конструкций (зарисовке плана кукольной комнаты, гаража).Дети обучались составлению узоров из геометрических фигур и мозаики (по образцу, словесной инструкции, собственному замыслу).В подготовительно группе  проводились занятия по ориентировке в тетради, зарисовке узоров по клеточкам, печатанию букв.Работа по вербализации пространственных отношений проводилась на этапе, но на последнем особое внимание уделялось уточнению семантического значения предлогов и наречий, их дифференциации, формированию навыка правильного употребления предлогов и существительных в требуемой от предлога падежной форме. согласованию глаголов с приставками и существительных с предлогами.На этом этапе закрепляется представление детей о предлоге ,как об отдельном слове. Дети учатся выделять предлоги на фоне предложения и отображать их в схеме предложения короткой чёрточкой.        Большую помощь для закрепления пространственных предлогов и наречий  оказали такие методы, как комментированное рисование, составление коллажей мнемотаблиц.В ходе занятий по комментированному рисованию логопед рисует события, происходящие с детьми в группе, на прогулке, обговаривая пространственное расположение  предметов, людей.  Этот метод вызывает интерес детей, речевую активность, способствует закреплению пространственных представлений.Коллаж – лист бумаги с хаотично расположенными на нём картинками, символами.  При работе с коллажем  мы рассматривали с детьми картинки, символы и их пространственное расположение на листе. Составляли с опорой на  символы сказку, рассказ., затем лист с коллажем переворачивали и с опорой на сказки восстанавливали все картинки,символы, отвечали на вопросы по их расположению в пространстве листа.Мнемотаблица – это своеобразная схема, в которую закладывается различная информация, любой учебный материал. Дети учатся перемещаться  по окошечкам мнемотаблицы слева направо, сверху вниз, запоминать и воспроизводить последовательность заложенной в неё информации. Педагог учит детей запоминать таблицы и самим воспроизводить их по памяти, зарисовывать, что способствует закреплению не только учебного материала, но и умению воспроизводить пространственные отношения между символами и рисунками.Совместная работа по комментированному рисованию,  созданию мнемотаблиц, коллажей обеспечивает реализацию принципа сотрудничества взрослого и ребёнка, что положительно сказывается на речевом развитии детей и продуктивности усвоения учебного материала.Целенаправленная работа по формированию пространственных представлений и отражению их в речи детей, проводилась  с детьми (ОНР 2-3 уровня) в средней, старшей и подготовительной группы детского сада. К подготовительной группе дети научились ориентироваться в окружающем пространстве: правильно выполнять инструкции по передвижению, находить предметы по словесной инструкции, ориентироваться по плану, схеме лабиринту. Воспитанники стали правильно употреблять пространственные предлоги и наречия. Стало меньше ошибок при печатанье букв.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X