Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кузнецова Юлия Ильинична

"Как провести самообследование работы детского объединения педагогом"

скачать документ

Вернуться назад

Как провести самообследование работы детского объединения педагогомКузнецова Юлия Ильинична, педагог дополнительного образованиямуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Малоархангельский районный Дом детского творчества» (МБОУ ДО «Малоархангельский районный ДДТ»), г. Малоархангельск В последнее время особое внимание в дополнительном образовании детей уделяется результативности  обучения. Результативность – это, прежде всего, достижение учащимися тех целей и задач, которые поставлены в образовательной программе педагога. Если цели и задачи поставлены, то педагог отслеживает их достижение. Лучшим средством для этого является самообследование работы детского объединения. Самообследование представляет собой самооценку деятельности детского объединения в образовательной организации и призвано способствовать развитию системы внутреннего контроля и обеспечения качества образовательных результатов, условий дополнительной общеобразовательной программы и образовательного процесса. Целями самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о состоянии развития детского объединения и подготовка аналитической справки о результатах самообследования. Данные по результатам обучения необходимы в повседневной работе самому педагогу для своевременного внесения корректив в свою деятельность. Задачи самообследования:Анализ уровня освоения детьми содержания образовательной области:численный состав объединения,возрастной состав объединения, успеваемость в объединении (по итогам аттестации),выполнение нормативов нагрузки.Анализ уровня устойчивости интереса детей к реализуемой программе за текущий учебный год:сохранность контингента,посещаемость в объединении.Оценка творческих достижений детей:численный состав мероприятий, участие детей в мероприятиях разного уровня,участие объединения в выставках и конкурсах,участие объединения в дистанционных мероприятиях.Оценка воспитательной работы. Любая диагностика в объединении дополнительного образования должна определять:уровень подготовки каждого ребенка, уровень всего детского объединения в целом. Для отслеживания динамики развития работы детского объединения рекомендуется проводить самообследование два раза в год – в середине и в конце учебного года. Полученные результаты следует зафиксировать. Каждый педагог в рамках своего объединения может разрабатывать и использовать свои разнообразные формы для отражения итогов самообследования работы детского объединения. Для образца ниже представлена одна из форм самообследования в объединении «Оригами», в которой учитываются составляющие уровней освоения детьми содержания образовательной области и устойчивости интереса детей к реализуемой программе за текущий учебный год, а также частичная оценка творческих достижений детей. Итоги самообследования в объединении «Оригами» за первое полугодие/за 20…-20… учебный год1. Уровень освоения детьми содержания образовательной области:1.Численный состав объединенияГод обученияКоличество групп12345Индивид. обуч.Итого по объединению2. Возрастной состав объединенияКатегория (лет)1 год обучения2 год обучения3 год обучения4 год обучения5 год обученияИндив. обуч.5-7 7-1011-1516-18Всего Успеваемость в объединении (по итогам промежуточной /итоговой/ аттестации) По состоянию на 1 января 20… г./31 мая 20…г.Процент успеваемостиполное освоение программыосвоение программы в необходимой степени1 год обучения2 год обучения3 год обучения4 год обучения5 год обученияИндивид. обуч.Итого по объединениюВыполнение нормативов нагрузкиГод обучения12345Индив. обуч.Учебная нагрузка (часов)2. Уровень устойчивости интереса детей к реализуемой программе за 20…-20… учебный год: Сохранность контингента Год обученияНа начало годаНа 1 января 20… г./на конец 20.. года12345Индивид. обуч.Итого по объединениюПосещаемость в объединенииГод обученияПроцент посещаемости12345Индивид. обуч.Итого по объединениюТворческие достижения детей: Численный состав мероприятийМероприятияКоличество МеждународныеФедеральныеРегиональныеМуниципальныеВнутриучрежденческиеВсегоУчастие детей в мероприятиях разного уровняГод обученияПроцент участия детей в мероприятиях разного уровня1 23 4 5Индивид. обуч.Итого по объединению Вести учёт и фиксацию творческих достижений детей и объединения по другим составляющим удобно в представленных ниже формах, позволяющих впоследствии сделать оценку данного направления в самообследовании работы объединения.Перечень участия объединения «Оригами» в выставках.№п/пНаименование выставкиДата проведенияМесто проведенияКол-во выставочных работ1.2.3.Перечень дистанционных мероприятий объединения «Оригами».№п/пНаименованиемероприятияМестопроведенияСроки проведенияФИ участникаРезультат участия1.2.3. Средством определения уровня успеваемости в объединении является аттестация. О ней следует сказать отдельно. Аттестация – это оценка уровня и качества освоения учащимися образовательных программ в конкретной предметной деятельности. Аттестация учащихся рассматривается в настоящее время как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ. Именно в рамках аттестации проходит основная работа по выявлению, обработке и фиксации результатов, а также их анализу. Задачи аттестации:определение уровня теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области, выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности;анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения;соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы;внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения. Многообразие направлений дополнительного образования порождает многообразие форм и методов аттестации, системы оценок и т. п. Каждый педагог в рамках направленности и специфики детского объединения создаёт собственную систему аттестации обучающихся. Она позволяет педагогу дополнительного образования постоянно иметь данные об уровне подготовки каждого учащегося, а также верно оценить результаты и перспективы своей работы. Непременным методическим условием при выборе форм аттестации является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации (подбор диагностических методик, материалов для аттестации) должна зависеть от уровня контингента обучающихся и его категорий; учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности; иметь разный уровень сложности. Это могут быть, в зависимости от предмета изучения, собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки,  практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, контрольные уроки, спектакли, итоговые занятия, экзамен, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад, тематические чтения и т. д. Как правило, педагогам по декоративно-прикладному  творчеству больше подходит такая форма аттестации, как выставка работ учащихся; музыкальным  и танцевальным  коллективам  – концерт; техническим объединениям – выполнение зачетной работы; студиям по развитию способностей – открытое занятие; туристам – поход; биологам  и экологам, педагогам, работающим по военно-патриотической направленности – защита творческих работ учащихся и т. п. Почти универсальной формой проверки является тестирование. Его можно применить практически в любой направленности при проверке теоретической подготовки воспитанников. При проведении соревнования, выставки, концерта и т. п. мы видим, что дети умеют, но не видим, что они знают. Между тем, образование без знания теории – это неполноценное образование, поэтому теоретическая подготовка должна проверяться так же, как и практическая. Здесь возможно два пути: либо умения и навыки проверять одной формой, а теорию – другой (возможно, для этого придется проводить еще одно занятие), либо совместить эти два вида проверки в одной форме. Это может быть:Для педагогов по ИЗО и декоративно-прикладному творчествуПросмотр выставочных работ: ребенок вместе с педагогом готовит выставку своих работ, а потом представляет их: рассказывает, в какой технике выполнена та или иная работа, каковы его композиционные особенности, цветовая гамма и другие теоретические аспекты.Для педагогов музыкальной направленностиКонцертное прослушивание (представление): ребенок не только исполняет какое-либо произведение, но и представляет его: рассказывает, из скольких частей оно состоит, в какой тональности исполняется, кто его автор и т. д.Для педагогов по техническому творчествуВыставка-презентация:  на стенде выставляется работа учащегося (техническая модель и т. п.) и он проводит по ней своеобразную «экскурсию».Для педагогов большинства направленностейЗащита работы:  ребенок создает работу (проект, доклад, презентацию, диплом и т. д.) и проводит ее публичную защиту. Подбирать форму аттестации желательно так, чтобы ребенок видел свой «рост», ему было очевидно, что он продвинулся в своем развитии. В качестве примера можно привести выставку работ обучающегося, когда присутствуют все его работы, выполненные в течение года: ребенок сразу видит рост своего мастерства. Какова же периодичность аттестации? Когда ребенок пришел в объединение – необходимо зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т. п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат. Выявить начальный уровень помогает предварительная аттестация. Она, как правило, проводится в сентябре, когда комплектуется группа. Однако если ребенок пришел в течение учебного года, он также должен пройти через это испытание. Как конкретно можно провести эту аттестацию, может определить сам педагог как специалист в своей области. После того, как проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: на каждом занятии, после изучения темы или раздела. Многие могут выбрать в качестве рубежа определенный период: календарный месяц, учебную четверть, триместр и т. д. Если рассматривать учебный год в качестве некого самостоятельного отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень в начале, в середине и в конце учебного года. Эта простая схема: «начало – середина – конец» является универсальной для проведения аттестации и распространенной в учреждениях дополнительного образования. Наиболее оптимальным, обеспечивающим постоянное, непрерывное наблюдение за результативностью обучения, которое называется «мониторинг» (от английского “monitor” – «следить, вести наблюдение») является следующее содержание аттестации:предварительная – оценка изначальной готовности учащегося к освоению образовательной программы (Сентябрь); текущая: оценка успешности освоения разделов программного материала;оценка/диагностика сформированности личностных качеств обучающихся, степень проявления творческого потенциала;оценка уровня развития мелкой моторики рук, глазомера, сенсомоторики;промежуточная (полугодовая) – оценка успешности освоения ЗУН программного материала (Декабрь);промежуточная (годовая) – оценка успешности освоения образовательной программы, изученной за определенный год обучения (Апрель/Май);итоговая (если этот год является последним годом обучения) – оценка успешности освоения образовательной программы в целом (Май). Наиболее удобной формой оценки результатов при проведении аттестации является система уровней: высокий (успешное освоение более 70 % содержания образовательной программы), средний (от 50 % до 70 % содержания образовательной программы), низкий (менее 50 % содержания образовательной программы). Оценка/диагностика сформированности личностных качеств обучающихся и степень проявления их творческого потенциала оцениваются по шкале выбранной методики. Любой полученный результат необходимо зафиксировать. Как правило, для отражения результатов аттестации используется протокол установленного образца в учреждении. Он нужен и для подачи сведений администрации, в рамках своего объединения педагог может разрабатывать и использовать свои формы для фиксации результатов учащихся. Если он хочет довести результат до каждого ребенка, то это могут быть различные паспорта, портфолио, индивидуальные планы, индивидуальные карты, зачетные книжки, дневники самоконтроля, протоколы, таблицы и т. д., куда будут вписываться результаты аттестаций. Они удобны тем, что каждый ребенок видит свой рост. Кроме того, все результаты следует сводить в общую ведомость, которая остается у педагога: ведь все вышеперечисленные аттестационные документы дети могут забрать домой. Таким образом, процесс аттестации охватывает практически весь учебный год и обеспечивает регулярную проверку результатов обучения каждого учащегося объединения (что позволяет выстроить индивидуальную педагогическую траекторию для каждого обучающегося, то есть осуществить индивидуальный подход) и всего детского объединения в целом. Кроме того, процесс аттестации даёт возможность оценить степень сложности программного материала. Так как педагог дополнительного образования сам устанавливает себе «стандарты», то существует опасность, как упрощения, так и чрезмерного усложнения программного материала. В первом случае аттестация покажет, что дети усваивают материал с трудом, а во втором – очень легко, практически без усилий. Это даст возможность педагогу найти «золотую середину» и скорректировать программу. Ведь обучение только тогда является таковым, когда изучаемый материал дается с небольшим трудом (если с большим трудом – ребенок может потерять интерес к обучению), и ребенок прикладывает для его освоения достаточные усилия. Важность процесса аттестации определяется не только необходимостью для педагога проверки достижения учащимися определенных результатов. Следует учитывать еще и желание ребенка получить оценку за свой труд – многие дети хотят, чтобы их проверили. Правильно организованный и умело осуществляемый контроль помогает лучшему усвоению предмета и воспитывает сознательное отношение к учебной деятельности. Сопоставляя начальный уровень ребенка (результаты предварительной аттестации) и конечный (результаты промежуточной или итоговой аттестации), можно судить о достигнутых результатах. Сопоставление исходного и конечного общего уровня (то есть всех учащихся в целом) позволяет судить о мастерстве педагога. Аттестация в середине года позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с детьми. После проведения аттестации и фиксации результатов, педагог осуществляет анализ итогов аттестации (количественные и качественные показатели). Результаты аттестации являются предметом анализа со стороны администрации и обсуждения на педагогическом совете учреждения. В итоге мы видим, что в образовательном процессе каждого детского объединения аттестация выполняет целый ряд функций:учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления учащимся полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;развивающую, так как позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;коррекционную, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;социально-психологическую, так как дает каждому ребёнку возможность пережить «ситуацию успеха». Одной из задач самообследования работы детского объединения является оценка воспитательной работы. Варианты форм воспитательной работы педагога: тематические беседы с детьми, экскурсии в музей Боевой и Трудовой Славы, организация изготовления подарочных изделий и проведения творческих выставок к памятным датам, мероприятиям; организация участия обучающихся в жизнедеятельности объединения, а также мероприятиях, конкурсах и выставках разного уровня. Оценка воспитательной работы может проводиться в разных формах: это может быть выставка-конкурс творческих работ детей на тему «Предупреждение пожаров и безопасность жизнедеятельности»; подарочные изделия своими руками ветеранам ВОВ ко Дню победы; электронная фотовыставка «Мой самый верный друг!» ко Дню домашних животных с кратким сопровождающим рассказом и т.д. Всё это является результатом воспитательной работы, бесед и мероприятий по данным тематикам. Кроме того, воспитательные результаты проявляются и в исследованиях, проводимых педагогом дополнительного образования в процессе диагностических мероприятий: характер отношений между детьми, комфортность, условия для личностного развития, состояние микроклимата в коллективе и т.п. Для ясной картины по итогам (которые также фиксируются) проведения таких диагностик педагогом составляется аналитический материал, дающий возможность внесения своевременных корректив в деятельность объединения. В заключении следует отметить, что процедура самообследования способствует: получению объективной информации о состоянии образовательного процесса по образовательной программе; определению степени соответствия реальной ситуации образовательным целям и задачам; показателям планируемых результатов, заявленных в дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе; ожиданиям родителей и учащихся; рефлексивной оценке результатов деятельности педагога дополнительного образования; осознанию им своих целей, задач и меры их достижения; возможности заявить о своих достижениях, приоритетных показателях; выделению существующих проблемных областей, нуждающихся в улучшении; поиску путей дальнейшего совершенствования качества образования и развития объединения. Литература:Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., ВЛАДОС, 2001В помощь педагогам дополнительного образования [Электронный ресурс]: сайт. – 2017-2022. – URL: https://nsportal.ru/cvrmagdagachi/v-pomoshch-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya.Всероссийский методический центр «Образование и творчество» [Электронный ресурс]: сайт. – 2016-2022. – URL: http://obr-i-tvor.ru/.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., ВЛАДОС, 2003.Образовательный портал «Инфоурок» [Электронный ресурс]: сайт. – 2013-2022. – URL: https://infourok.ru/seminarpraktikum-attestacionnie-zanyatiya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-3757972.html.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X