Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кирпу Лилия Ивановна

Роль музыки в развитии творческих способностей детей, как условие формирования эстетической культуры.

скачать документ

Вернуться назад

Роль музыки в развитии творческих способностей детей, как условие формирования эстетической культуры.Кирпу Лилия Ивановнапреподаватель по классу фортепиано МАУДО «ДШИ №13 (т)» г. Набережные ЧелныФормирование эстетической культуры в младшем школьном возрасте имеет определенные особенности, и это неслучайно, ибо младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. По словам Гегеля, приход в школу – это приведение человека к общественной норме. В школе закон общий для всех. Поэтому развитие в детях средствами музыки эстетической культуры, которая включает в себя способности восприятия понимания, чувствования человеческой духовно-нравственной красоты одновременно с формированием их собственной нравственно-эстетической духовности – сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектически противоречивый от конкретных социально-психологических условий процесс. Во все времена в общественной жизни людей музыка занимала особое место. Специфика ее, как и всей эстетической культуры, в целом, состоит в чувственном освоении окружающей нас действительности. Музыка воплощает в себе обобщенный образ эмоционального переживания мира в специфической музыкальной форме. В социальном смысле музыка как одна из разновидностей искусства обладает способностью открывать большие временные пласты, делая нас при этом с помощью своей эмоционально-образной структуры, как бы соучастниками событий, она раскрывает перед нами мир во всем его сложном многообразии. Наряду с заключенной в искусстве способностью быть средством духовного познания музыка обладает огромными воспитательными возможностями, являясь в силу своих социально-эстетических особенностей мощным фактором мировоззренческого воздействия на личность. Не удивительно, что музыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности именно средствами музыки, а также искусства в целом.Воспитательная роль музыки высоко оценивалась и во многих последующих философских учениях, в дальнейшем получая развитие в вопросах о социально-воспитательной роли музыки и ее значении в жизни общества. В сфере музыкально-эстетического воспитания способность музыки воздействовать на эмоциональный мир личности, воспитывать ее чувства признается многими исследователями едва ли не единственной целью. Очень точно о назначении и своеобразии музыки сказал П. И. Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека». С ним солидарен известный советский педагог В. А. Сухомлинский: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». Видный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются «чувства, эмоции, настроения». Поэтому одной из особенностей музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка, как никакое другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Первые «уроки» музыкально-эстетического воспитания, по существу, и начинаются со дня рождения человека, когда ребенок начинает слышать первые музыкальные произведения: колыбельные песни. Известное влияние на развитие музыкального слуха ребенка и его эмоциональной сферы, и психики вообще оказывает вся «звучащая» среда – от случайных тоновых звуков окружающего мира до различных сознательно производимых ритмических и звуковысотных комбинаций голосом или музыкальными игрушками. Рассмотрим особенности формирования эстетической культуры личности в младшем школьном возрасте. Дети младшего школьного возраста больше тяготеют к восприятию и оценке внешней формы, бросающейся в глаза гармонии. Это и естественно. Отсутствие или ограниченность опыта реальных общественных отношений, огромная тяга к накоплению впечатлений, стремление сориентироваться в жизни и утвердить себя – все это направляет внимание ребенка на многочисленные окружающие объекты, побуждает к их утилитарной или эстетической оценке. Конечно, младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе, однако они оценивают эти качества, как правило, не эстетически, а утилитарно - практически и человеческую красоту видят во внешних, привлекательных, непосредственно созерцаемых формах одежды, приемах поведения и поступках.Вместе с тем, независимо от уровня самосознания детей период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития эстетического восприятия и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, постепенно трансформирующихся в свойства личности. Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы, но именно в младшем школьном возрасте нравственно-эстетическое воспитание как следствие интенсивной нравственно-эстетической жизни ребенка является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Именно в раннем и младшем школьном возрасте, когда в силу особенностей своего жизненного положения дети стремятся к максимальному проявлению своих внутренних сил, а природа этих сил наиболее податлива и пластична, важно привести в движение естественные силы, обеспечить поле для их многообразного и посильного жизненного проявления. Как мы уже отмечали, музыка играет большую роль в развитии эстетической культуры младших школьников. Она, как один из видов искусства в интонационно-звуковых художественных образах выражает мир, ее образы не имеют конкретной изобразительности и достаточно абстрактны, отвлеченны. Музыка не изображает реальные предметы, в ней передается восприятие событий, характеров, судеб, предметов в обобщенном смысле. Таким образом, она воплощает в себе обобщенный образ эмоционального переживания мира в специфической музыкальной форме. Однако нельзя не отметить специфические особенности восприятия музыкальных произведений детьми младшего дошкольного возраста. Многолетние наблюдения за младшими школьниками показали, что при восприятии музыки для детей, прежде всего, значимо ее настроение. Эмоциональная реакция на музыкальное произведение у детей этих возрастных групп почти безошибочная. Никто из них никогда не проявляет неадекватных реакций на звучащую музыку. Дети этого возраста довольно успешно улавливают различные изобразительные моменты музыки, однако эти моменты часто так и остаются для них конкретным изображением объекта или какого-либо действия. Как правило, они не связываются с душевными переживаниями героя, чертами его характера, эмоциональным строем его душевных переживаний. По-существу, самого этого героя или того, от чьего имени ведется повествование, а также и самого композитора для ребенка как бы и не существует. Звучащая музыка пробуждает в нем «определенные чувства – веселье, радость, легкость, грусть. Но эти чувства кажутся ребенку своими. Ведь зримого другого в момент звучания музыки нет. Анализ собственных чувств и переживаний интересует младших школьников мене всего. Их интересы – в окружающем ребенка мире. Только значительно позже – в подростковом и старшем школьном возрасте рефлексия по поводу собственных переживаний станет объектом душевных исканий и размышлений. Из всего изложенного выше напрашивается вывод о том, что внутренние душевные переживания, побуждаемые музыкой, для младших школьников малоинтересны и мало доступны для понимания. А это значит, что другой человек в музыке – герой, автор или еще кто-то, для их восприятия почти недоступен. Однако такой вывод будет неправомерен. Использование определенных педагогических приемов может стимулировать детей на некое прозрение, в результате которого они способны будут видеть другое в музыкальном произведении. Профессор Казанской государственной консерватории, доктор педагогических наук А. Л. Маклыгин считает, что «Будущий любитель-музыкант должен раскрывать искусство звуков в его многообразии через внутренне творческое самораскрытие». Музыка рождает чувство, чувство создает целостное настроение, а настроение перерастает в психическое состояние. Психическое состояние закрепляет в сознании человека определенное отношение к жизни. Поэтому музыкальное воспитание, включает в себя не только знания о музыке, но, прежде всего развитие слуха, умения музыкального самовыражения, способность к музыкальному творчеству и импровизации, которые могут осуществляться только в собственной музыкальной деятельности детей.Список литературыДавлетшина Д.М. Роль музыки в формировании эстетической культуры молодежи на современном этапе. – Казанский гос. пед. ун-т. – Казань,2000.Дисман М.Г. Системный подход в использовании музыки в учебном процессе. – Казань, 2000.Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты - XXI век, 2004. – с. 409.Заявка на участие в заочном этапе III Всероссийского детско-юношеского фестиваля-конкурса патриотической песни «ОРЛЯТА УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ»

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X