Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Насекина Александра Леонидовна

КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО–ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ, ФОРМ И ПРИЁМОВ

скачать документ

Вернуться назад

Насекина Александра Леонидовна, учитель-логопед, МАДОУ г. Мурманска № 32 «Олененок», г. МурманскОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «КОРРЕКЦИЯФОНЕТИКО–ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙУ ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ, ФОРМ И ПРИЁМО» настоящее время в системе коррекционного образования отмечается тенденция увеличения количества детей с ТНР, а современные требования подготовки детей к школе становятся выше год от года. Поэтому очень важно как можно раньше диагностировать детей с особенностями речевого развития и установить первичное нарушение. Основной профиль логопедической группы: дети с ОНР (13), дети с диагнозом – дизартрия (6). В ходе углублённого обследования, проводимого в сентябре, установлено, что на первый план выступают нарушения, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Расстройства звукопроизношения носят полиморфный характер. А это означает, что несформированность фонетического компонента языковой системы может создать предпосылки к появлению дисграфии и дислексии в процессе школьного обучения.Цель: формирование фонетико-фонематических процессов у детей с ОНР как основного компонента всей языковой системы в целом.В процессе обучения детей с ОНР, осложнённым фонетико-фонематическим недоразвитием речи, решаются следующие задачи:- сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;- развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;- сформировать навыки звуко–слогового анализа и синтеза, т.е. выработать умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово из слогов;- на основе аналитико–синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.Предполагаемый результат:Ребёнок со сформированными фонетико–фонематическими процессами и нормативным звукопроизношением, достаточно хорошо владеющий устной речью, использующий ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний и обладающий предпосылками для успешного овладения грамотой в процессе школьного обучения.Пути решения проблемы:- создание серии авторских конспектов для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. В их основе – традиционная методика обучения детей фонематическому анализу и синтезу, фонематическому восприятию, но с использованием нестандартных методов и приёмов, а также творческого подхода к совместной образовательной деятельности учителя – логопеда с детьми (технология создания занятия на одном листе, проектирование заданий на интерактивную доску). В своей работе я опиралась на общедидактические принципы дошкольного образования и целевые ориентиры, предлагаемые ФГОС; - вовлечение в коррекционную деятельность всех участников образовательного процесса: воспитателей групп компенсирующей направленности, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога, родителей (законных представителей). Самым сложным, долгим и кропотливым является период постановки, автоматизации и диффеенциации звуков. По причине сложности речевого дефекта и индивидуальных особенностей воспитанников задания приходится часто дублировать на протяжении ряда занятий. Во избежание потери интереса к занятиям, мной к речевому акту были добавлены действия: одновременно с произнесением звука дети опускают монетки в копилку, выкладывают фигуры стекляными камнями, нанизывают бусы, работают с прищепками и т.д. Тем самым лучше активизируются речевые зоны и усиливается самоконтроль.Систематически на подгрупповых и индивидуальных занятиях я использую технологию занятия на одном листе, которое составляется с учётом следующих критериев: - знакомство со звуком или с буквой соответствует лексической теме; - при составлении занятия в подбираемом речевом материале присутствует изучаемый звук и прослеживается сюжетная линия. Это могут быть сказки, выдуманные истории, фрагменты мультфильмов и т.д. Знакомство со звуком «п» на материале лексической темы «Подготовка людей к зиме»: - одновременно с фонетическими заданиями предлагаются задания по формированию грамматических категорий и развитию связной речи; - доступность, качество, соответствие реальной действительности наглядного материала; - учёт индивидуальных способностей ребёнка и сложности дефекта;Сначала занятие выстраивается в умственном плане. История или рассказ максимально насыщается изучаемым звуком. После необходимо выполнить его техническую часть: оформить его на одном листе путём копирования нужных картинок из интернета.Например: Знакомство с буквой Т осуществляется на материале лексической темы: «Мебель». Детям предлагается рассмотреть комнату, в которой живёт новая буква (буква закрыта) и назвать предметы. Определить общие звуки в их названии («т», «ть»). Рассматривая лист, дети уточняют: какое животное живёт в комнате у буквы, какие передачи предпочитает она смотреть, любимое лакомство. Одновременно дети составляют предложения с использованием предлога «н»а. Таким образом мы устанавливаем, что в этой комнате живёт буква Т (буква открывается). После знакомства с буквой, детям предлагаются практические задания на индивидуальных листках в чёрно – белом варианте.Дети оживляют букву. Она может быть принцессой, королевой, обычной девочкой. Буква Т очень гостеприимная. Объясняю детям лексическое значение слова. Она ожидает в гости Тиму и Тому, но никак не может определиться с выбором платья. Дети украшают платье цветами с помощью дифференциации звуков «т» - «ть». Если в слове твёрдый вариант – рисуем цветок синим карандашом, если мягкий вариант – зеленый цветок на другом платье. На каком платье больше цветов, в том буква Т и поедет встречать Тиму и Тому. Но к сожалению, буква не знает в каком вагоне едут дети. Нужно определить первый звук в названии имён детей. Звуки «т», «ть» находятся в начале, значит, дети едут в первом вагоне. Детям очень нравится в гостях у буквы: они читают, решают сложные задачки. В заключении занятия совместно с детьми звуки «т», «ть» обозначаем буквой Т и печатаем имена. Составление таких занятий значительно экономят время при подготовке и проведении, а значит больше остаётся времени на закрепление изученного материала, зрительный образ одного листа дольше остаётся в памяти ребёнка, а следовательно продуктивность и эффективность учебно–образовательного процесса повышается.Одной из сложных форм фонематического анализа и синтеза является определение места звука в слове. Я заменила классическую таблицу на улицу звуков. Изображение пальца указывает на начало слова, дорожный знак «Движение запрещено» - на конец слова. Если звук определён правильно – светит солнышко, если ребёнок ошибся – из тучки пойдёт дождь. Формирование слухового восприятия звуков проводится в тесной взаимосвязи с развитием фонематического анализа и синтеза. Работа по дифференциации фонем углублённо проводится в подготовительной группе, когда у детей сформировано правильное звукопроизношение и звук обозначается на письме буквой. Без специального обучения нарушения слухового восприятия могут способствовать развитию фонематической дислексии и акустической дисграфии. Ошибки проявляются в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. В большинстве случаев ошибки, допускаемые при чтении и на письме, обусловлены нечёткостью слухового восприятия. Ведущим при этом является нарушение слуховой дифференциации. Работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.Наиболее часто у детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав (ц-с, ч-ть, ч –щ), звонких и глухих, особенно смычных (д-т, б-п, г-к), свистящих (с-з), шипящих (ж-ш), твёрдых и мягких, свистящих и шипящих(с-ш, з-ж, ц-ч). В своей работе я дополнительно использую дифференциацию следующих звуков: м-н, к-т, г-д, к-х, б-д, ш-щ, в-л, л –й, а– я, о-ё, у-ю. На этапе дифференциации звуков я использую следующие игровые приёмы:Дифференциация звуков «у» - «о»;Дифференциация звуков «ы» - «и» (в конце слов);Игра «Собираем урожай».Задание: Перед детьми две полянки – на одной буква И, на другой – Ы. Если в конце слова слышится звук «и» кладём овощ на полянку с буквой И, если – «ы», на полянку с буквой Ы. Дифференциация звуков «м» - «мь»Игра «На какой гриб упадёт листик?»Задание: Собери на лесной полянке грибы в корзинку Маше и Мише (использование зарисовок).Дифференциация звуков «м» - «н».Игра «Весёлый мухомор». Задание: Если в слове «м», напечатай М на шляпке, если «н» - на ножке. Дифференциация звуков «ль» - «й».Игра «Дорисуй-ка!»Задание: дорисуй жирафам пятнышки и обозначь соответствующими буквами (использование зарисовок) и т.д. и т.п. Дети проявляют большой интерес к таким занятиям, становятся активными участниками, а значит сложный по своей структуре учебный материал, усваивается значительно быстрее. Список использованной и рекомендуемой литературы1. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. ФГОС. СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.2. Рындина Е.В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации. ФГОС. СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.3. Ткаченко Т.А. Найди и обведи. Альбом упражнений по развитию внимания у детей с нарушениями речи. М.: Гном и Д, 2003.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X