Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Купавцева Марина Борисовна

Развитие элементарных мыслительных операций

скачать документ

Вернуться назад

Предлагаемый мною комплекс интеллектуальных игр, направлен прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.Игры даются в порядке возрастания их сложности.Общие рекомендации к предлагаемым играм:*Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления.Игра 1. Составление предложений.Цель:*развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами;*создавать новые образы из отдельных элементов.Игровое задание.*составить как можно больше предложений, обязательно, использовав, названные слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь).Игра 2. Поиск общего.Цель:*формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов;*дать представление о степени существенности признаков.Игровое задание.*назвать как можно больше общих признаков двух предметов (например, тарелка и лодка). Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.Игра 3. Исключение лишнего слова.Цель:*развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями;*переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой;*формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.Игровое задание.*берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо составить два слова, обозначающие предметы, в чём-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.Игра 4. Поиск аналогов.Цель:*формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности;*развивать способность классифицировать явления по их признакам.Игровое задание.*назвать, как можно больше предметов, сходных с указанными (например, с вертолётом) по различным признакам. И систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет ( например, вертолёт, птица, бабочка-все они летают; вертолёт, автобус, поезд-это транспортные средства).Игра 5. Поиск «противоположных» предметов.Цель:*формировать способность находить в предмете сходство и различие.Игровое задание.*назвать как можно больше предметов, «противоположных» ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом-сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом-поле, противоположны по качественным характеристикам пространства; закрытого в первом случае и открытого -в другом и т.д.)Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам.Цель:*формировать способность быстро находить аналоги между различными, не похожими друг на друга предметами;*оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков;*переключаться с одного объекта на другой.Игровое задание.*назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два- три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет).»Игра 7. Поиск соединительных звеньев.Цель:*формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далёкими друг от друга;*находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.Игровое задание.*называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т.е. имеющие чёткую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата).*допускается использование двух-трёх соединительных звеньев ( лопата-тачка-прицеп-автомобиль).В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки.Игра 8. Способы использования предмета.Цель:*развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете;*умение вводить его в различные ситуации и взаимосвязи;*видеть в обычном предмете неожиданные возможности.Игровое задание.Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например, книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета(игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения).Игра 9. Формулирование определений.Цель:*формировать чёткость и стройность мышления;*умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.Игровое задание.*дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки),которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него попали все разновидности этого предмета( явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.Используемая литература:Венгер Л.А. Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М; Просвещение 1989г.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием- М; Новиздат 1996г.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X