Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шишкунова Надежда Васильевна

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. (консультация) Шишкунова Надежда Васильевна, МБДОУ№ 102 «Детский сад присмотра и оздоровления», Кемеровская область, город Кемерово, старший воспитательПриобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня - это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.Анализ проведенных исследований и практических занятий показывает, что экономическое воспитание дошкольников не только приобщает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает в ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.Примерное содержание экономических знаний отражается в пяти основных темах: «Моя семья» (семейная экономика), «Мир денег» (деньги), «Мой город» (производство полезных, товаров), «Мир товаров» (основы маркетинга), «Моя страна» (ресурсы). Осваивая эти темы, дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, и потребителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на региональном материале.Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, ребята осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономичного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного воздействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегий в индивидуальном порядке (для каждого человека) и вконсолидированном виде - для экономики региона в целом. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личностиФормы и методыПроцесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно - тематическим занятиям, вечерам досуга и т.д.Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессию, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно - игровой деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», 2Рекламное агентство», «Пункт обмена валютой», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальной обстановке, устанавливаемая психологическая, адекватная возрасту ситуация общения.В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно - познавательное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это дает возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разных видах деятельности. В процессе комплексно-тематических занятий («Город-завод», «Трудовой день города» и др.) новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) - это своего рода праздники - яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН и другие. Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), розыгрывание «Экономических ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты - А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и др.Особый интерес вызывают развлечения: «Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Бизнес - клуб», «Аукцион», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивающий особую действенность, активизирует максимальную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.Участники развлечений и вечеров досуга - дети и взрослые (родители, руководители кружков, артисты и др.) - все вместе решают познавательные, практические, игровые задачи, используя разнообразные способы и средства "(моделирование, экспериментирование и пр.). Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).Значительное место отводится сказке. Сказка - литературный жанр с огромными художественными возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини - программу ознакомления детей с экономическими понятиями (О.И.Меньшикова, Т.Л.Попова, Э.Успенский, В.М.Романов, Т.А.Смирнова, Р.С.Лукьянова и др.).Народные сказки, аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрушение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей - экономическую.Логические и арифметические задачи, задачи - шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы людей.Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний.Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно - специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.Условия.Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь социальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметноразвивающей среды - того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения. Серая и однообразная предметная среда рождает психологию инфантильной личности, не будит мысль, воображение, желание взаимодействовать с подобной средой. Благоприятная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя, как активного созидателя. В настоящее время в литературе выделены основные принципы и методическиетребования к организации и содержанию обогащенной предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А.Петревский, Л.М.Кларина, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, Р.Б.Стеркина, Г.Н.Пантелеев, М.Н.Поляков и др.).Под обогащенной развивающей средой понимается естественная комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими игровыми материалами. Это комната математических и дидактических игр, экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома», изостудия, экологическая комната и др.В игротеках должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий (карты, схемы районов города) и ближайшего окружения ребенка, маршрут путешествия в страну Экономию, рекламное агентство «Бельчонок», театр гнома Эконома и др., используемый в воспитании дошкольников.Доминирующими формами работы является общение педагога с ребенком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в экономику через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивает формирование и потребности в понимании, способствуют умственному и личностному развитию. Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Однако это в настоящее время представляет собой определенную проблему. Результаты анкетирования показывают, что родители в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики.Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников. К ним относятся:Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания в детском саду и в семье.Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы).Создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.Организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному (поручению) отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.Список использованной литературы:1.Познаю мир, методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.: Просвещение, 2000.2.Радуга, программа и руководство для воспитания старшей группы детского сада, М.: Просвещение, 1994.3. А Экономическое воспитание дошкольников. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.4.Райзберг экономический словарь. М.: Просвещение, 1997.5.Смоленцева -дидактические игры с математическим содержанием.Н. Новгород, 1998.6. Смоленцева - дидактические игры с математическим содержанием.Н. Новгород, 1999.7. Смоленцева в мир экономики или Как мы играем в экономикуН. Новгород, 1999.8.Шатова ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. 1989 №1; 1994 №8.9. экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество, 2005.10. Шорыгина об экономике. М.: Творческий центр «Сфера», 2009.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X