Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Терещенкова Светлана Геннадиевна

"Применение электронно-образовательных ресурсов в процессе познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

Применение электронно-образовательных ресурсов в процессе познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.В настоящее время в системе образования происходят значительные перемены, связанные с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Успех этих перемен во многом связан с обновлением научной, методической и материальной базами обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важнейших условий обновления является использование в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений новых информационных технологий. Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации образования является одной из глобальных проблем современного мира. Во всех ключевых федеральных документах в области образования указывается на необходимость повышения качества образования посредством интенсивного внедрения и рационального использования ИКТ в образовательном процессе. [2] В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. [8, С.23] Особого внимания заслуживает проблема освоения педагогами новейших достижений науки и передового опыта, в частности использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе на всех ступенях образования. Бурное развитие компьютерных технологий в России и их внедрение в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности. Происходящие изменения в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием электронных образовательных ресурсов, можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг. Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно-развивающей среды ребенка, расширение возможности познания окружающего мира, индивидуализацию образовательного процесса. [5] Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования – электронное образование (e-learning), то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы.Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В самом общем случае к электронным образовательным ресурсам относят (ЭОР) учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера, наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Внедрение в образовательный процесс учреждений дошкольного образования ИКТ и ЭСО способствует формированию у воспитанников мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в современном информационном обществе. Стратегия ее реализации состоит в осуществлении различных взаимодействий детей с окружающим миром в условиях образовательной мультимедиа среды, призванной обеспечить формирование у них психических новообразований, личностный рост и развитие интеллектуально-творческого потенциала [3, С.37-39.]В специально организованной деятельности применение ИКТ и ЭСО может выступать фрагментом занятия, проводимого по подгруппам. Выбор форм, методов и средств обучения с использованием ИКТ и ЭСО определяется педагогом самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к формированию представлений и умений у воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей.В нерегламентированной деятельности воспитанников применение ИКТ и ЭСО может иметь место в процессе организации дидактических игр, бесед, чтения литературных произведений, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Содержание работы должно быть логическим продолжением закрепления материала образовательных областей учебной программы дошкольного образования, осваиваемого ранее в условиях специально организованной деятельности. При этом использовать ИКТ и ЭСО следует вариативно в сочетании с другими средствами. [2]Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:- индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;- предоставляет воспитаннику инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;- расширение и углубление представлений и умений по образовательной области учебной программы за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности и др.;- формирование информационной культуры воспитанников.В реализации всех этих задач педагогу должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР).Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе педагога, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно. [7, С.225-226] Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.Электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью современной системы образования. Не является исключением и наш детский сад.Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы, медиатека ДОУ и другие. В своей практике используем мультимедийные презентации и обучающие программы, так как материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер - сам по себе уже объект постоянного повышенного интереса дошкольника, так как является для ребенка чаще всего «запретным плодом» именно сегодня, сейчас и мы, педагоги, обязаны воспользоваться этим для активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста сегодня и сейчас. [1].Развивая у дошкольников устойчивый познавательный интерес, педагог ставит перед собой задачу: сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к познавательной деятельности и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки. [4, С.12]Чтобы модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей мы стали использовать в своей работе специальную детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», которая включает в себя методическое пособие и обучающую мультимедийную программу.Использование цифровой лаборатории «Наураша» позволяет нам сделать так, чтобы свои первые научные открытия дети совершали с большим интересом. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей. Поэтому, не только в нашей группе, но и во всех группах дошкольного учреждения оформлены центры экспериментирования.В этих центрах каждый ребенок может самостоятельно комплексно обследовать предметы и объекты, расширить свой познавательный опыт, развить первичные естественнонаучные представления и мыслительные операции (наблюдение, сравнение, обобщение, классификация, анализ). Занятия с дошкольниками в мини-лаборатории помогают педагогам в решении задач:формирование целостной картины мира и расширение кругозора;развитие познавательно-исследовательской (конструктивной) продуктивной деятельности;развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. [6, С.5-7]Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 модулей, каждый из которых посвящен отдельной теме. Это:1. Температура2. Свет3. Электричество4. Кислотность5. Магнитное поле6. Пульс7. Сила8. ЗвукВ состав комплектов входит:датчик «Божья коровка» (для каждого модуля свой), который обладает способностью чувствовать окружающую среду, измерять соответствующую теме физическую величину, проводить ряд увлекательных экспериментов;набор необходимых вспомогательных предметов для измерений;компьютерная программа (на флэшносителе).Цифровая лаборатория «Наураша» позволяет нам проводить групповые занятия с детьми по познавательно-исследовательской и проектной деятельности в форме игры. Вместе с главным героем – мальчиком Наурашей дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, мерятся силой, изучать загадочный мир кислотности.Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке, но лучше всего начинать с более знакомых детям величин: температура и свет.Для удобства педагогов задания скомпонованы по занятиям (в каждой лаборатории 2-3 занятия), но деление на занятия условное. Каждое занятие наши педагоги создают сами, исходя из поставленных целей и возможностей для проведения опытов. Для этого существуют настройки запуска заданий.Помня о задаче преемственности всех ступеней образования, используя цифровую лабораторию, педагоги помогают дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии, биологии с надеждой, что они продолжат изучение этих предметных областей в школе с большим интересом и желанием. [6, С.7-9]Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ѐмким, зрелищным, комфортным. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – хороший помощник в подготовке педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. ЭОР позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. [7, С.225-226]Современное общество не даёт возможности исключить ИКТ из процесса обучения дошкольников. Наоборот, оно обязывает педагогов активно включать эти технологии в образовательный процесс.Признавая, что компьютер новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. [1] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАтемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - СПб.: Детство - Пресс, 2011. - 111 с. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2003. - 192 с.Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе // Школа. - №2. - 2013. - С. 37-39. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду // Дошкольное воспитание. - №3 - 2003. - С. 12.Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе / под ред. Е.А. Шутяева. – М.: Ювента, 2014. - С. 5-9.Пономарева А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 225-226. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: - Проспект, 2017. - С. 23.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X