Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Панкратьева Татьяна Владимировна

Развитие рефлексивности у детей старшего дошкольного возраста в центрах активности

скачать документ

Вернуться назад

Развитие рефлексивности у детей старшего дошкольного возраста в центрах активности.Панкратьева Татьяна Владимировна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 12 «Детский сад комбинированного вида» д.Григорово Новгородского муниципального района (МАДОУ № 12)Удивительный мир детства раскрывает каждый день нам свои тайны. Во время общения с детьми, наблюдая за каждым ребенком, обращаю внимание на то, что мотивировало его на участие в деятельности. Задаю себе вопрос: что побудило вступить в диалог? выбрать тот или иной материал, партнера по игре? Смотрю за тем, как ребенок сотрудничает с другими детьми, общается со мной, какие качества личности проявляются во взаимодействии, как он использует источники информации, почему сегодня ему интересен центр грамоты, а завтра он делает новые открытия в мастерской. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Развить рефлексивность у детей дошкольного возраста не так легко, как это представляется. Ребенок может быть активен, если осознает цель деятельности, её необходимость, действия здесь осознанные и понятные. Только в деятельности можно узнать (через включение ребенка в игру- обсуждение, совместное планирование, в ситуацию выбора, свободного самостоятельного действия и (или) действия с партнером (в сотрудничестве с другими (взрослыми или детьми)) понравилась ему выбранная им же игра или нет. На этой недели после деятельности в центрах активности я предложила украсить дерево: плоды – яблоки (я достиг успеха, у меня всё получилось, что я задумал); листик (я не удовлетворен своей работой, не успел, мне не хватило времени, потому что долго выбирал, что сделать) и цветок (ещё немного, и у меня всё получиться). А после выходного дня, в понедельник к нам приходил почтальон, и предложил ребятам написать мини-письмо с пожеланиями о том, какие центры активности работали сегодня, кто их выбрал и почему? Письма разного цвета: зеленые – очень интересный центр, я узнал новое; желтые – понравилась работа в центре, но я не нашёл необходимый мне материал, поэтому не довел начатое дело до конца; красные – мне было не интересно, скучно в этом центре.Такая работа помогает нам анализировать образовательную деятельность в центрах активности:- кто пришёл в центр активности?- кто из детей привнес свои идеи в план деятельности?- сколько детей поддержали идею сверстника?- к какой образовательной области относится та или иная идея?- в какой момент ребенок понял, что ему необходима помощь?- какова направленность идеи (познавательная, игровая, практическая, творческая)?- какие центры активности помогли реализовать идею?- кто помог (сверстник или взрослый)?- чем помог взрослый?- чем дополнили идеи детей взрослые?- какие ресурсы задействованы для реализации идей?Такая культура образовательной деятельности позволит развить рефлексивность конкретного ребенка. Записи наблюдений, которые я ежедневно осуществляю, помогают оценить ситуацию сегодня, поставить цель, оценить образовательную ситуацию в целом, увидеть достижения: часто оказывается, что близкие и не знают, как свободно формулирует свои мысли сын или дочь, как целенаправленно и компетентно действует в центре активности внук или внучка. Для многих взрослых наблюдения становятся открытием. Важно предоставить выбор. Степень свободы выбора центра активности для детей (отозваться на предложение взрослого поиграть вместе или отдать предпочтение игре по собственному выбору) зависит от текущей ситуации (возрастных особенностей, индивидуальных черт ребенка, образовательных задач), а также умения взрослого заинтересовать предстоящей работой, удовлетворенности потребности ребенка в свободной игре, поддержки взрослым достижений ребенка и воспитания самоуважения.В своей практике я активно использую образовательные предложения, которые позволяют развивать рефлексивность детей моей группы. Образовательные предложения обеспечивают баланс инициатив взрослых и детей, распространяются на право выбора детьми, центра активности и деятельности в нем. В рамках любой темы важно подобрать содержание, которое станет основой образовательного предложения для детей всей группы, его занятием. Мотивов для выбора много: деятельность, предложенная для совместного плана со взрослыми; идея ребенка, которую может поддержать ребенок или взрослый (часто эта идея и является образовательной перспективой для других детей группы). Используя приемы рефлексии, я стимулирую развитие интереса ребенка к своему внутреннему миру; побуждаю детей реально, объективно оценивать себя, свои возможности; ребенок понимает и уважает другие точки зрения; у детей формируется позитивное отношение к себе и сверстникам; дети могут анализировать получены опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления. Важно создать такие условия, где ребенок будет иметь возможность высказаться и быть услышанным, где из мнений каждого ребенка складывается общее мнение группы, важное правило, которое актуально для нас сегодня.Дети моей группы делятся друг с другом своими чувствами, переживаниями, мыслями, анализируют и осознают изменения, которые происходят с ними за последнее время, понимают эмоции других, сопереживают, помогают. В группе детей развито межличностное доверие.Уже сегодня мои ребята украсили дерево - плодами! Список, использованной литературы:1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Развитие у дошкольников способностей к рефлексии. – М.Издательство «Центр педагогического образования», 2015.2. Михайлова-Свирская Л.В. Организация образовательной деятельности в детском саду: вариативные формы: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования.- М.: Издательство «Национальное образование», 2019г.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X