Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Калашникова Светлана Ивановна

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр (сборник логико-математических игр)

скачать документ

Вернуться назад

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами математических игр(сборник логико-математических игр)Исполнитель:Калашникова Светлана Ивановнавоспитатель МБДОУ детский сад №4о «Фиалка»Белово 2018СодержаниеВведение…………………………………………………………..................... 31.Теоретические аспекты развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………… .42.Логико-математические игры, применяемые в работе с детьми…..…10Заключение……………………………………………………………………18Список литературы…………………………………...………………………193ВведениеВ наше время происходит все большее расширение знаний, усваиваемых в детском возрасте. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.Цель нашей работы: изучение теоретических аспектов логико-математических игр и применение их в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1. Изучить литературу и раскрыть значение логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. 2. Создать сборник логико-математических игр, применяемых педагогами в работе с детьми.41. Теоретические аспекты развития логического мышления у детей старшего дошкольного возрастаВ старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Воспитатель поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.Мышление - это совокупность умственных процессов, которые лежат в основе познания мира. Научным языком, это такой психический процесс, который создает суждения и умозаключения путём синтеза и анализа понятий. Мышление отвечает за то, чтобы человек понимал, что окружает его, а также выстраивал логические связи между объектами.Понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как род к виду.Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:- умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; - умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;- умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.5Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети к 5 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико - математические игры и упражнения. Они вырабатывают умения понимать учебную или практическую задачу, выбирать пути и средства решения, точно следовать правилам, сосредотачивать внимание на деятельности, контролировать себя, произвольно управлять своим поведением.А.А. Столяр предложил игры, насыщенные логическим содержанием для детей 5-6 лет. В них моделируются логические и математические конструкции и в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Он подчеркивал, что дети не должны видеть, что их чему-то учат, они должны «просто» играть. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.В.А. Сухомлинский писал: «…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний… - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».Очень важно, что игра - это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные 6знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные игры, направленные на умственное развитие ребёнка, насыщенные логическим содержанием. А.С. Макаренко прекрасно понимал, что одна игра, даже лучшая, не может обеспечить успеха в достижении воспитательных целей. Поэтому он стремился создать комплекс игр, считая эту задачу важнейшей в деле воспитания.Развивающие способности игры велики. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. Нас интересуют игры, развивающие интеллектуальную сторону, которые способствуют развитию мышления старших дошкольников.Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.).Следовательно, логико-математические игры -- это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.Играя дети осваивают средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.7Основными компонентами логико-математических игр являются:- наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;- абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных признаков;- овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;- игровая мотивация и направленность действий, их результативность;- наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;- возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;- общая направленность на развитие инициативы детей.В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.Специально структурированный материал:- геометрические формы (обручи, геометрические блоки);- схемы;- схемы-правила (цепочки фигур);- схемы функции (вычислительные машины);- схемы операции (шахматная доска).Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.8Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.Каждая отдельная игра решает определенные задачи. Они могут быть на выявление свойств предмета, на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения, на плоскостное моделирование (головоломки), на воссоздание и изменение по форме и цвету, на объемное моделирование и на освоение отношений (целое - часть).Логико-математические игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли. Включаясь в игру, ребенок выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе занятия, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.9Логико-математические игры выступают как средство активизации обучения математике детей старшего дошкольного возраста, они разрабатываются таким образом, чтобы формировали не только определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, но и элементарные математические представления, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.102. Логико-математические игры, применяемые в работе с детьмиИгры с цифрами и числами1. Дидактическая игра «Собери цветочки»Возраст 5-6 летЦель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.Методика проведения:Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку. 2. Дидактическая игра «Саночки»Возраст 5-6 летЦель: закрепить умение различать соседей числа.Оборудование: карточки-саночки с числами, карточки с числами.Методика проведения:Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжаетсяИгра может проводиться до трех раз.3. Дидактическая игра «Угощение для белочки»11Возраст 5-6 летЦель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка разноцветных, картинка или игрушка белочка.Методика проведения:Воспитатель загадывает загадку о белке:С ветки на веткуМогу я летать.Рыженький хвостНикому не поймать.Некогда летомВ лесу мне игратьНадо грибыДля зимы собирать.(Белка)Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.Усложнения:Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.4. Дидактическая игра «Соберем урожай»Возраст 5-6 летЦель: закрепить состав чисел 6,7,8.Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.Методика проведения:Воспитатель загадывает загадку об осени:12Несу я урожаи, поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.(Осень)Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).Усложнения:Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?Играть можно индивидуально и по подгруппам.Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.5. Дидактическая игра «Помощь бабе Федоре»Возраст 5-6 летЦель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.Методика проведения:Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе":"И кастрюля на бегуЗакричала утюгу:"Я бегу, бегу, бегу,Удержаться не могу! "Вот и чайник за кофейником бежит,Тараторит, тараторит, дребезжит. "13- Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?- Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.6. Дидактическая игра «Рыбалка»Возраст 5-6 летЦель:  познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.Методика проведения:Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.- Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.7. Дидактическая игра «Большая стирка»Возраст 5-6 летЦель:  познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.Методика проведения:Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.- Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.148. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»Возраст 5-6 летЦель:  познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.Методика проведения:Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.Создает проблемную ситуацию:- Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.Усложнения:Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.Играть можно индивидуально и по подгруппам.Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.9. Дидактическая игра «Морское путешествие»Возраст 5-6 летЦель:   закрепить умение решать примеры на + и – в пределах 6 - 11.Оборудование: карточки лодочки с примерами на + и – в пределах от 6-11; четыре причала с ячейками.Методика проведения:Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, выбрав себе лодочку, и разойтись по группе. Дети выбирают карточку-лодочку, гуляют по группе, внимательно рассматривают ее, считают свой 15пример. По сигналу воспитателя «Швартуйся!»: дети выбирают нужный причал и причаливают свою лодочку.Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.Игры на логику1. Дидактическая игра «Сказка по клеткам»Возраст 5-6 летЦели:* Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.* Развивать образное мышление, воображение.Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.Методика проведения:Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу».Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!2. Дидактическая игра «Фантазеры»Возраст 5-6 летЦели:* Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.* Развивать образное мышление, воображение.Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».16Методика проведения:1 вариант игры.Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.2 вариант игры.Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.Дети придумывают изображения зверей и птиц.3. Дидактическая игра «Загадки и отгадки»Возраст 5-6 летЦели:* Развивать образное мышление, воображение.* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.Методика проведения:Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.По волнам дворец плывет, Закружу, заверчу, в небеса улечу.На себе людей везет. (вертолет) (корабль)Блещет в речке чистойСпинкой серебристой.(рыбка)4. Дидактическая игра «Реши задачку»Возраст 5-6 летЦели:* Развивать образное мышление, воображение.17* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.Оборудование: фасоль в тарелочке на каждого ребенка.Методика проведения:Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.*** ***Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели,Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели.Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смелоСколько будет? Ровно ...(пять) Сколько всех их прилетело? (семь) 18ЗаключениеСформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.Таким образом, недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.19Список литературы1. Борисенко М. Г. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных представлений от 0 до 3 лет) [Текст] / М. Г. Борисенко. - С-Пб.:– Паритет, 2003. – 128 с.2. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников [Текст] / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.3. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки [Текст]: программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.4. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников [Текст] / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.5. Михайлова З. А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова – С-Пб.: Детство-Пресс, 2016. – 128 с.6. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе [Текст]: сборник игр для детей 5-7 лет / В. П. Новикова. – М.:Мозаика-Синтез, 2011. - 48 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X