Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Бурганова Лилия Викторовна

Открытый урок на тему: «Развитие навыков игры на фортепиано на начальном этапе обучения»

скачать документ

Вернуться назад

МБУ ДО «ДШИ г. Зеленодольска РТ» Айшинский филиал Открытый урок на тему: «Развитие навыков игры на фортепиано на начальном этапе обучения» Преподаватель по классу фортепиано Бурганова Лилия Викторовна Цель урока: сформировать исполнительские навыки на фортепиано. Задачи: - освоить исполнительскую технику; - приобретение навыка позиционной игры; - знакомство с музыкальными терминами; - разучить способ звукоизвлечения на legato; - совершенствование навыка игры non legatо; - работа над интонацией; - подбор мелодии по слуху. Оборудование: фортепиано, нотная литература, наглядный материал.План урока:1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление учащегося. 2. Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на фортепиано.а) приведение рук в рабочее состояние перед игрой на фортепиано, (работа над двигательным аппаратом). Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Упражнения на мелкую моторику. Постановка руки.б) разучивание музыкальных произведений: К. Лонгшамп-Друшкевичова «На коньках»; Т. Симонова «Петушок».в) работа над исполнением штрихов легато и нон легато на примере пьес.г) подбор детской песни "Василёк" от любого звука. Подведение итога учебного занятия. Информация о домашнем задании.Ход урока:Урок проводится с ученицей 1 класса Емельяновой Каролиной в классе по специальности «фортепиано». Начальный этап развития навыков игры на фортепиано включает в себя не только приведения аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получение базовых знаний по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике, ученик не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.До первого прикосновения к клавишам мы уделяем несколько минут гимнастике. Она позволяет полностью организовать пианистический аппарат и подготовить руку к игре сочным, красивым звуком. Выполняем упражнение стоя: 1. поднять ненапряжённые вверх руки, вдох, опустить с наклоном вниз, выдох; 2. смена уровня рук вверх, к плечу, опустить вниз; 3. маятник.Выполняем упражнение сидя: 1. повороты головы; 2. открывать и захлопывать одновременно все пальцы; 3. «Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный так и быстрый; 4. «Прощание» свободно и естественно; 5. «Соринка с колен» мгновенно и легко, кисть не участвует; 6. Бросок освобождённой руки на колени ладонью, затем на пальцы. Упражнения на мелкую моторику: «Хлебные шарики» 1-2,1-3,1-4,1-5 (прижимая, как бы прощупывая пальцы); «Веер на колене» (растяжение, ладонь лежит полностью на колене; подбираем закруглённые пальцы и по два раза «играем» каждым не отрывая другие от поверхности. Исполняется на колене). Упражнение с карандашом. Необходимо почувствовать, как подушечка пальца должна стоять на клавише. Упражнение «Радуга». Палец стоит так же, исполняя туше. Дуговые переносы кисти. Перелёты через октаву. Формирование гибкого, пластичного движения всей руки. Данное упражнение поможет нам в работе над следующей пьеской.Первоначальные упражнения должны быть направлены на освоение культуры игровых навыков. Легато по две и более нот. Этот же приём игры используется и в пьесе, которую мы сейчас начнём разучивать.С ученицей разучиваем пьесу К. Лонгшамп-Друшкевичова «На коньках».Какой штрих используется для связного голосоведения? (легато) Не связного голосоведения? (нон легато) Данную пьесу будем исполнять на легато – связно, плавно. Во второй половине произведения используется приём из упражнения «радуга»: перенос руки на октаву вверх, как бы рисуя в воздухе дугу. В нотном тексте обозначены лиги, что и даёт нам подсказку на исполнение штриха legato. Переходим к разбору пьесы Т. Симоновой «Петушок». Здесь нам сам автор указал на то, что мы должны исполнять мелодию приёмом non legato, что означает не связно, каждый звук отдельно. Читаем с листа, соблюдая ключевые знаки. Для освоения навыка игры нон легато необходимо поиграть гамму До мажор в нисходящем движении, опираясь подушечками пальцев на каждый звук отдельно, брать «с дыханием кисти», сверху. На текст мелодии данной пьески можно сочинить слова, тем самым добиваясь более чёткого произношения каждого звука, исполненного штрихом non legato. На первых уроках мы разучивали детскую песенку «Василёк». Попробуем её вспомнить и подобрать на слух на фортепиано от любого звука.Куда движется мелодия? (вниз) Есть ли повторения звуков? (да, по два раза)Какие бывают звуки? (длинные и короткие)Совершенно верно! В оригинале мелодия записана с ноты «фа», а мы сыграем от звука «до».Прохлопаем в ладоши ритм мелодии, называя нотки. Повторяем правило о длительностях: четверти и половинки. Для того, чтобы ученик освоил временную продолжительность звуков, используем следующую подсказку.На четвертные ноты производим хлопки в ладоши, на половинные длительности руки кладём на колени. Ученица старается исполнить мелодию песенки правильно, соблюдая ритмический рисунок (чередование различных длительностей). Во время игры можно вести счёт, связанный с размером, который указывается в начале любого произведения.Итак. Подведём итог урока.С чем мы сегодня познакомились?Какие слова-термины повторили и выучили?Способы звукоизвлечения?Домашнее задание: Повторять упражнения перед зеркалом и на клавиатуре инструмента. Придумать подтекстовку (слова на мелодию) к пьесе «Петушок. «Василёк» уметь подбирать с любой ноты. Исполняя петь со словами. Закрепить знания и навыки, полученные на данном уроке.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X