Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Загороднова Дарья Владимировна

Преемственность традиционного искусства как основа его репродуцирования в современном народно-певческом коллективе

скачать документ

Вернуться назад

Преемственность традиционного искусства как основа его репродуцирования в современном народно-певческом коллективеПДОЗагороднова Д.В.В прошедшем столетии в России произошли сильные перемены и не учитывать их влияние на традиционную культуру нельзя. От урбанизации в начале века и до глобализации в конце. Эти процессы окончательно изменили культурное пространство России. Изменились формы бытования фольклора, способы его хранения, передачи. Фольклор с конца 19 века перешел все границы бытового пространства, перестал быть только достоянием крестьянской культуры и завоевал культурное пространство всех социальных групп. Сегодня в фольклоре параллельно развиваются два основных направления. Первое направление развивается по традиционной схеме и представляет собой бытовое повседневное творчество. Это различные, формы, жанры, виды бытового творчества, не претендующие на общественную презентацию, существующие вне установленных кем-либо рамок, критериев. Второе направление представляет собой вторичные фольклорные явления или фольклоризм – воспроизведение фольклора на сцене, «массовая культура». В целом фольклоризм можно представить как своеобразный сплав разнообразных явление: от архаичного фольклора до авторского творчества. Результатом этого взаимодействия является появление нового типа фольклора – неофольклор. Современный фольклор включает в себя явления от архаики до поздних городских песен. Каждое из этих явлений находит своего слушателя. Существует пять составляющих современного фольклора. Первая составляющая – это слой повседневного фольклора, бытующий в основном в деревне, представляющий собой крестьянскую традицию, включающий образцы и жанры архаичного традиционного творчества. Его носители, в основном, люди пожилого возраста, жители сел и деревень, сохранившие в памяти традиционные песни, обряды, праздники, сказки и т.д. Этот тип творчества пытаются реконструировать, воспроизводить некоторые фольклорные группы и ансамбли. Вторая составляющая – это слой неофольклора, тоже повседневного фольклора, но соединяющего в себе разные типы творчества, разные социально-групповые и региональные традиции. Это неофольклор, он широко распространен в быту, в силу своей художественной специфики нередко является любительским фольклорным творчеством, в том числе разнообразных фольклорных ансамблей, хоров, школ, студий, репертуар которых очень разнообразен и включает в себя произведения разных регионов, авторов и т.д. По степени распространения в массах неофольклор повсеместен, общеупотребителен. Такие песни, как «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…», «Шумел камыш…», «Соловей кукушку…» и т.д. исполняются в любом регионе, на любом застолье и выступают неким общим коммуникативным полем, на котором устанавливаются социальные связи. Третья составляющая современного фольклорного процесса – это узко ограниченный фольклор разных социальных, профессиональных, возрастных и прочих групп, отражающий интересы, вкусы, язык, ментальность этих групп. Примером могут служить студенты, рыбаки, заключенные, охотники и т.д. Данный тип фольклора удовлетворяет эстетические потребности конкретной узкой группы, наиболее адекватно оценивается и воспринимается именно этой группой. Четвертая составляющая - это фольклор, перенесенный на сцену и живущий по ее законам. Данный слой представлен творчеством профессиональных и любительских хоров, ансамблей народной песни, народных танцевальных ансамблей и т.п. Пятая составляющая – авторское творчество, произведения в «народном» стиле. Сюда относятся произведения советских композиторов, поставленные хореографами танцы, авторские частушки и т.д.В естественной среде все законы, по которым создается традиционная музыка, постигаются устным способом. Ключевым является взаимодействие старшего и младшего поколений, которые находятся в поле единой традиции, отличаясь друг от друга не только возрастом и степенью мастерства. В настоящее время традиционные исполнители и их «ученики» (участники фольклорных ансамблей) уже не находятся в едином пространстве и представляют разные ветви национальной культуры. Самой распространенной формой общения «учеников» с мастерами традиционного пения стали фольклорные экспедиции. Освоение любой региональной традиции должно начинаться с учета всех возможных вариантов записей вокальных жанров. На настоящее время в среде фольклористических ансамблей очень распространен метод слуховой работы с аудиозаписями, являющийся своего рода «учителем» на которого стоит ориентироваться при изучении традиции в условиях её отрыва от естественной среды бытования. Идеальный вариант, если имеются многоканальные и экспедиционные записи разных лет от нескольких исполнительских составов одного села. В этом случае молодые певцы могут представить себе локальную традицию в наиболее развернутом виде. «При «выслушивании» фонограмм все системы и подсистемы — слоговая и исполнительская ритмика, ладовая динамика, степень изменчивости (зонная природа) звуковысотной шкалы, функции голосов в фактуре, интонационный характер и количество музыкальных построений — оцениваются на слух, сравниваются во всех имеющихся вариантах, осваиваются. Дается также характеристика исполнительской манере каждого певческого состава, индивидуальному стилю мастеров пения. Для работы с профессиональными музыкантами и любителями можно прибегать к нотации напевов, но не с целью их заучивания, а для выявления логики движения мелодии, для сравнения вариантов и анализа музыкально-структурных особенностей. Варианты, содержащиеся в письменных источниках, значительно обогащают исполнительский опыт певцов.Одним из действенных методов работы является использование педагогом специально составленных схем, в которых в условном, общем виде отражена композиционная и звуковысотная логика песни, система вариантов для каждого голоса. Цель схем — активизировать музыкальное восприятие. Преимущество перед нотацией состоит в том, что схемы могут быть понятны всем, в том числе исполнителям, не владеющим нотной грамотой, но при этом достаточно полно отражают музыкальную логику песни, чем нотная запись. В самодеятельных коллективах работа по такому методу дает особенно хороший результат. Наличие всех вариантов каждого самостоятельного голоса в схеме необычайно важно. Певец с самого начала осознает принципиальную множественность реализаций песенного инварианта и равнозначность различных версий. «Учить» песню он начинает сразу с группы вариантов какого-либо «голоса», постепенно осваивая всю фактуру: варианты других «голосов», их связки-соединения, перекрещивания, комбинации разных версий. Если певцы обладают достаточным опытом пения в локальной традиции, и аудиозапись явно неполная по фактуре, возможно восстановление многоголосия по вариантам имеющихся голосов в типологически родственных напевах традиции.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X