Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Валентина Ивановна Шатоха

Открытый урок по биологии на тему: "Строение семян"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеМировская основная общеобразовательная школаПанинского муниципального района Воронежской областиКонспект открытого урока по биологии 6 класс.Тема урока «Строение семян». ФГОСПодготовила: учитель биологии ВККШатоха Валентина Ивановнас. Алое Поленоябрь 2020г.Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.Задачи урокаОбеспечить достижение предметных результатов обучения:сформировать знания о строении семян однодольных растениях и двудольных растениий.Сформировать умения описывать внешнее строение семени, определять и называть части семени, выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений.Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.Регулятивные УУД:- самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности;Познавательные УУД:- уметь работать с учебником (текстом, рисунками), дидактическим материалом; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)Комуникативные УУД:- работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.Личностные:- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.Ход урока.I. Организационный момент (1 мин.)Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. С каким настроением вы пришли на урок?Покажите мне, пожалуйста, один из смайликов, соответствующий вашему настроению. . 3606165217170003377565217170002044065217170001815465217170003168015317500016154403175000342903175000337756517526000181546517526000Хорошо!- Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! - Вы слышите эту прекрасную музыку? Шум набегающей волны, плеск воды, крики чаек. О чем вы думаете в данный момент? Хотите совершить небольшое путешествие? Если да, то в путь! (слайд 1)- Любой корабль рано или поздно причаливает к берегу, вот и мы видим на горизонте остров. Причаливаем? (слайд 2,3,4)II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)- Посмотрите, какое разнообразие растений на этом острове! А ведь у них есть что – то общее. Что? (слайд 5)(Они относятся к цветковым растениям) - Почему они получили такое название? (на этих растениях образуется цветок) - Какое название они имеют ещё? (Покрытосемянные) - Что вы знаете о покрытосемянных растениях? (слайд 7)1.Имеют орган семенного размножения – цветок.2.После цветения образуется плод, в котором находятся семена. 3.Семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты). 4.Хорошо развита проводящая система, которая обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении.-Какие жизненные формы растений вы знаете? (слайд 8)-Каково значение покрытосемянных в природе и жизни человека? (слайд 9)- Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя (слайд10)III. Определение темы.Проблемный вопросКаждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Я думаю, что на данный вопрос вы сможете ответить, угадав, что находится в черном ящике (музыка), который я нашла на острове, а к нему прилагается три подсказки:Это орган растения, который ему жизненно необходим.Этот орган появляется в определенный период жизни растенияС помощью его растения могут распространяться по Земле. Это семя (слайд 11)Беседа с классом:-А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя) - Что вы знаете, о семени? ( обычно находится в плоде, разной окраски, формы, размеров, цвета, веса) (слайд 12) - В ящике есть еще стихотворение:У меня в руке будущая жизньБудущий побег и могучий корень.Дружно прорастут в глубину и ввысь,Лишь вода дождей землю всю напоит.А пока гостит осень на дворе,А пока зима вьюгою всё воетСпит и дышит жизнь у меня в руке. Будущий побег и могучий корень.- Где находится будущий побег и могучий корень? (в семени)- А почему про семя говориться, что это будущая жизнь? (т.к. из семени появляется новое растение)- В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение (слайд 12)- Так что же такое семя - орган растения или зачаток растения? Семя живой организм или неживой? (проблема). На эти вопросы мы должны с вами сегодня ответить. -Ребята, а что вы знаете интересного о семенах? (опережающее задание ученикам)1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года(Слайд 14)2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера(отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. (Слайд 15)3. Есть семена лекарственные. (Слайд 16)а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.4. А еще семена могут быть эталоном веса, (Слайд 17) например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен 0,2 г- Молодцы! Интересная информация - Что хотели бы еще узнать, чему научиться? Давайте мы с вами сформулируем цели урока?1.изучить строение семян2.разобраться все ли семена одинаковы по строению3. запомнить на какие группы делят растения по строению семян.Работа в тетради.Открыли тетради и записали число и тему урока. Давайте дадим определение понятию семя.Что же такое семя?– это орган, предназначенный для размножения и распространения семян!-Запишите определение семени и цели урокаIV. Работа по новой теме. (9 мин)Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.А сейчас все внимание на экран! (1м 50с)По ходу фильма вам необходимо заполнить схемы по строению семян (слайд 18)- Что вы запомнили? Из чего состоит семя?Работа с книгой Пользуясь учебником с.28. запишите определения зародыша, семядолей.-Прочитайте.Перед трудной работой надо размяться! V. Физминутка (1 минута):Слайд19А сейчас немного отдохнем:Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).VI. Лабораторная работа. (слайд 20) (10 мин), Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семян однодольных и двудольных растений на примере семени фасоли и пшеницы. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).Инструктаж. Как мы работаем: Перед вами, ребята, инструктивные карты, натуральные объекты - семена растений, необходимое оборудование для работы: лупы. Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте.Ваша задача:1.Работать за столом следует аккуратно.2.Не делать резких движений.3.Осторожно пользоваться инструментом4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.Обсуждение:А теперь, давайте сравним изученные семена. Работа в парах (шпаргалка «алгоритм сравнения» у вас на столах. Которые вы заполняли в ходе работы.Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш). (Слайд 21)А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить). - Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия (слайд22). Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат (слайд23). Итак, мы с вами выяснили, что: Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”(Слайд 24)VII. Закрепление. (4 мин)“Верю – не верю” Верю – не верю” А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл). (Слайд 25,26)VIII. Подведение итогов (2 мин).Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия?1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества.2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.3.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др4.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др. (Слайд 27)Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени. IХ. Домашнее задание(2 мин). (Слайд 28,29)1.п.52.(Творческое)  в каких сказках идет речь об овощах, семенах иплодах? Х. Моделирование семени фасоли и зерновки пшеницы Моделирование семени фасоли и зерновки пшеницы. 4 мин (Работа в группах)Для такого вида работы потребуется бумага четырёх цветов – коричневого (чёрного), красного, жёлтого и зелёного, ножницы и клей. Модель семени фасоли: из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 1). Из жёлтой бумаги вырезаем две семядоли, они чуть меньше семенной кожуры (рис.2). склеиваем семенную кожуру и семядоли внутренними сторонами. Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.3). Помещаем их между семядолями и приклеиваем. Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.4906645230505002892425119380002530475119380002051052222500066421022225000Рис 1. Рис. 2 Рис. 3Модель зерновки пшеницы: из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 4). Из красного цвета вырезаем эндосперм (он чуть меньше семенной половины кожуры) и приклеиваем к внутренней стороне кожуры. (рис.5). Из жёлтой бумаги вырезаем семядолю (рис.6). Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.7). Приклеиваем семядолю и зародыш к нижней части эндосперма (рис.8). Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.490664513335004425315133350014058907048500434340704850053340704850049066451092200049777657366000317246024511000229171524511000Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Рис.7 Рис.8ХI. Выставление оценок- Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: .., они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____. ХII. Рефлексия: (1 мин),Заполните анкету «Оцените урок»Что больше всего вам понравилось на уроке?При выходе из класса я попрошу положить смайлик, который соответствует вашей оценке урока. «Было интересно», «Было неинтересно».ХIII. Заключительное слово учителя (1мин)Сейчас прозвенит долгожданный звонок,Увы, но... к концу подошел наш урок.Прошу – уберите рабочее место.Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.А я благодарность вам всем объявляю,Проверив работы, в журнал выставляюОтметки все ваши, надеюсь привычно,Что будут они «хорошо» и «отлично».Большое спасибо я вам говорю.Мы цели достигли. Благодарю!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X