Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шитикова Ольга Васильевна

Педсовет "Речевое развитие дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

ПЕДСОВЕТ «Речевое развитие дошкольников»Заберите у меня все, чем я обладаю,                                                                   но оставьте мне мою речь,                                                            и скоро я обрету все, что имел.Дэниэл УэбстерАктуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.Причины низкого уровня развития речи:Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам наблюдений следует отметить следующие недостатки:связные высказывания короткие;отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;уровень информативности высказывания очень низкий.Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доклад «Проблемы развитие речи дошкольников»Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:• владение речью, как средством общения и культуры;• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;• развитие речевого творчества;• развитие звуковой и интонационной культуры речи;• развитие фонематического слуха;• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.Актуальность проблемы.Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.• Употребление нелитературных слов и выражений.• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.• Плохая дикция.Результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:• пересказывать литературные произведения• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы• создавать разные виды творческих рассказов• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!»Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного  возраста основам связной речи много всевозможных приемов, форм и методов.  Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.Доклад «Культура речи воспитателя» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речью, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесного обозначения.Воспитатель должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает её нечёткой, смазанной, трудной для восприятия.В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.В качестве недостатков словаря многих воспитателей является частое употребления слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть не уместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? И т.п.).Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи. 2.Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. 3.Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей). Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений. 4. Обсуждение открытых мероприятий по развитию речи и обучению грамоте, выступление учителя –логопеда (оценка занятий) 5. Из опыта работы «Как вовлечь детей в разговор?» - давайте послушаем выступления наших педагогов, которые нам расскажут о своей работе по данному направлению. 6. Деловая игра Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.Основные задачи развития речи — это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.Начнём нашу деловую игру, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области.Разминка.К какому виду творчества это относится?« Как аукнется, так и откликнется» (пословица)«На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота» (небылица»«Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста…» ( потешка)«В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)     «Ехала машина темным лесом,                 За каким-то интересом.                 Инте-инте-интерес,                 Выходи на букву С»  (считалка)«Расскажу-ка я вам про дела старые,            Да про старые, про бывалые,            Да про битвы, да про сражения,            Да про подвиги богатырские…» (былина.)«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)2) «Вопрос – ответ» Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи. Что такое диалог?Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора. Что такое монолог?Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью (басня);устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот);устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня);вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица);короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).3)  «Да-Нет» - отвечаете быстро односложно («Да» или «Нет»)1. Общение является ведущим средством развития речи. (Да)2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)3. Рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)4. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)5. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)6. Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)7. Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)8. Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)9. Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)4) «Назови одним словом» - предложить назвать одним словом1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)3. Литературное произведение для пересказа (сказка)4. Тип связной речи (диалог)5. Методичекий прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)6. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)7. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)8. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)9. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)5) «Русские народные сказки» - карточки с заданием,о тветы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.кашечрохав («Хаврошечка»)боклоко («Колобок»)зоркомо («Морозко»)очвокамйюд («Дюймовочка»)дыродйом («Мойдодыр»)гукароснеч («Снегурочка»)комерет («Теремок»)щеинакатар («Тараканище»)рожахико («Жихорка»)6) Замените предложения пословицей - Учись всю жизнь (век живи, век учись);- Нужно беречь время (делу время, потехе – час);- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .- Не болтай (держи язык за зубами);- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех);- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).7) Общее сочинение на тему «Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом для…»Каждый на узком листе пишет фразу, (как он считает, почему речь воспитателя должна быть образцом – прикрепить на магнитной доске и зачитать./Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Что же такое «Культура речи»? На этот вопрос мы все вместе ответили в своих сочинениях на тему «Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом …». Вывод. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена./8) «Назови переносное значение выражений» В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют в своей речи. Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение. Сейчас мы проверим, понимаем ли мы переносное значение выражений.Дело в шляпе – все в порядкеПлясать под чужую дудку – действовать не по собственной воле С иголочки – о безупречно одетом человекеЧесать язык – болтать попустуКак на иголках – состояние крайнего волнения, беспокойства9) Игра – тренинг «Ударение» — написать слова под диктовку, расставить ударение. (Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать).10) Игра – конкурс «Исправь ошибки».«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».11) Блиц – викторина «Почувствуй разницу».«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого-нибудь: ребенка, брата, куклу). Надевать что-то, одевать – кого-то.Проект решения педсовета1.Создавать условия для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой, использовать разнообразные методы и приемы, вовлекать в работу родителей. Ответственные: все педагоги, срок: постоянно. Педагогам следить за своей речью, её эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром и темпом; строить грамматически правильные высказывания; правильно ставить ударения в словах; не использовать в речи слова-паразиты (как бы) и жаргон.Педагогам использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников. Ответственные: все педагоги, срок: постоянно.Педагогам отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. Методисту организовать контроль по планированию области «Речевое развитие»Ответственные: Климова А.Е., срок: с момента подписания приказа - постоянно.Педагогам оформить лэпбуки по развитию речи. Ответственные: педагоги, срок: май 2020. (к заключительному педсовету).

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X