Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Теселкина Людмила Александровна

Логопедическая ритмика

скачать документ

Вернуться назад

"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. В последние годы логопедическая помощь детям дошкольного возраста оказывается в детском саду на логопедическом пункте образовательного учреждения. Логопедическая работа с ними осуществляется по единой программе и направляется на преодоление недоразвития речи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). В эту программу не включены занятия по ритмическому воспитанию, в то время как дети c недоразвитием речи имеют нарушения ритмической организации речи и движений, что существенно влияет на результаты коррекционной работы и свидетельствует о том, что все они нуждаются в развитии.На сегодняшний день, ученые разрабатывают коррекционные программы с включением, помимо логопедических, и музыкально-ритмические занятия по развитию музыкального слуха, пения, умения воспроизводить заданный ряд последовательных движений и пр.На уровне дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) для детей, обучающихся в дошкольных образовательных организациях, имеющих нарушения речи (ОНР, ФФФН, дизартрия, алалия, дислалия и др.) встала необходимость использования логопедической ритмики, которая способствует решению коррекционно-развивающих задач по образовательным областям.В сложившихся в настоящее время новых условиях дошкольного, начального общего образования и организации коррекционной помощи детям с нарушениями речи возникает необходимость разработки таких логопедических технологий, которые можно дифференцировано использовать применительно к разному контингенту детей с речевыми расстройствами в связи с разными условиями воспитания и обучения. Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Она способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, выразительности движений; знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, учит в движениях выражать характер и темп музыкального произведения. Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемое, координации движений, организаторских способностей. Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Формирование и развитие организаторских способностей. Коррекционные задачи. Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д. Коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой — развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Особое внимание на логоритмических занятиях следует обратить на решение образовательных задач с учетом ведущей деятельности ребенка и программы воспитания и обучения детей в детском саду. Богатый материал для решения этих задач содержится в разделах программы по развитию речи, ознакомлению с окружающей природой, игровой деятельности.Соответственно возрасту подбирается и дифференцируется логоритмический и музыкальный материал для занятий в зависимости от возраста ребенка, поскольку восприятие и понимание музыки в 3 года иное, чем в 7 лет. Подбор музыкальных произведений для занятий может осуществляться совместными усилиями учителя логопеда, воспитателей, музыкальных руководителей.Воспитание темпа и ритма речи с помощью логопедической ритмики образует своеобразную музыкально-двигательно-речевую основу, которую логопед совершенствует на своих занятиях в речевом плане.Коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных и акустических возможностей детей с речевыми нарушениями, так и при целенаправленном подборе речевого материала для логоритмических или музыкально-ритмических занятий. Например, при коррекции дизартрии определяются двигательные и речедвигательные возможности ребенка, различные характер и степень нарушения его моторной сферы и речи. При устранении функциональной дислалии обращается внимание на степень сформированности звукопроизношения, наличие нарушений фонематического восприятия и т.д.Значение ритмического и логоритмического воздействия для развития моторики и речи.Такие упражнения развивают чувство ритма - способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения: постукивания ногой, качания головой, размахивания рукой и т. п. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную, и эмоциональную природу.Автор Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;— упражнения, регулирующие мышечный тонус;— упражнения, активизирующие внимание;— счетные упражнения;— речевые упражнения без музыкального сопровождения;— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;— ритмические упражнения;— пение;— игру на музыкальных инструментах;— музыкальную самостоятельную деятельность;— игровую деятельность;— упражнения для развития творческой инициативы;— заключительные упражнения.Автор акцентирует внимание на необходимости подхода к средствам логопедической ритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта. Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени освоения двигательногоматериала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей. Так, при обучении движению используются различные приемы:а) наглядно-зрительные:• показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов;• подражание образцам окружающей жизни;• использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (иллюстраций, мультимедийных презентаций, видефильмов, фотографий, репродукций картин и т. п.)б) тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельность различного оборудования, предметов, пособий.Например, при ходьбе на пути ставят воротца-дуги. Чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция "не задеть воротца" связывается в сознании ребенка с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И, если воротца задеваются, то ребенок сам определяет неправильность своего движения.в) наглядно-слуховые - звуковая регуляция движений.Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме 2 х-четверостиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.При словесном методе используются следующие приемы:1) краткое объяснение новых движений;2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения;3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения;4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровые и соревновательные методы.Игровой метод, близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.Соревновательный метод используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма.Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.В практической деятельности по использованию логопедической ритмики мною используются словесные, наглядные и практические методы и приемы. Словесные методы помогают ребенку понять поставленную задачу.1. Объяснение. Демонстрируя новые движения, я показываю, но и обязательно рассказываю ребенку, что это птичка, она поет вот так: «Чик-чирик», а это - мишка, он ревёт вот так: «Э-э-э», жук летает и жужжит –ж-ж-ж- и т. д.2. Словесное указание. Когда ребенку предлагается наглядная демонстрация с объяснением, чтобы воспроизвести нужное движение, ему необходимо бывает получить дополнительную «подсказку» или уточнение. Например: «руки поднимаем вверх» или «а теперь руки сжали в кулаки». Это и есть словесные указания. В настоящее время мы называем их словесной инструкцией или просьбой. Важно, чтобы такие указания излагались доступным ребенку языком, были точны и лаконичны. Для ребенка дошкольного возраста инструкция состоит из 3-4 предложений.3. Беседа. Предлагая ребенку новые упражнения или подвижные игры, рассматривается с ним подходящая игрушка или картинка, чтоб обратить его внимание на характерные признаки того или иного образа. Например: «Вот кошка. Мяу-мяу! Смотри, как она выгибает спинку. Ну-ка, давай поиграем с ней и выгнем спинку! Теперь ты выгни спину, как кошка, а я тебя поглажу по спине», - и т. д.4. Команды, распоряжения и сигналы. Это считалки, которыми мы начинаем игру, или так называемые игровые зачины. «Кто бу-удет играть в интересную игру-у, а в какую - не скажу-у.» - это и есть зачин, интрига, призывающая играть вместе. Ну и всем знакомое «Раз, два, три-и-и!» - это ведь тоже команда, голосовой сигнал к началу действия. После того, как взрослый всё рассказал и показал ребенку, а ребенок вместе с ним попытался воспроизвести это, ему предлагается поиграть. Это и есть практический метод обучения.Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия:• демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего;• показывает, кто лучше и правильнее выполняет задание;• предлагает изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, провести подвижную игру с другими правилами, составить варианты игр, придумать новые.В своей практической работе мною используются данные методы, каждый из которых имеет комплекс разнообразных приемов.Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению речевых нарушений у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.Занятия по логопедической ритмике предоставляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица.Логопедической ритмикой воспитывают чувства темпа и ритма в движении. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей и птиц, детских игрушек, а также таблицами со складами и текстом коротеньких песенок с иллюстрациями из детских книг, созданием художественных образов посредством музыки. Важным требованием при разучивании новых движений (ь целях той или иной коррекции нарушенных функций) является практический показ движений взрослым с тем, чтобы ребенок конкретно представил движения, пережил правильные двигательные ощущения и почувствовал желание воспроизвести эти движения.Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Игры и упражнения по сложности должны быть доступны для выполнения. Усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий должно происходить постепенно.На занятиях необходимо поощрять даже незначительные успехи детей в совместных действиях: песне, танце, построении, подвижной игре и т.д. Прием поощрения косвенно помогает каждому ребенку нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими и решать коррекционные задачи в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка. Занятия показывают, что включение их в действенную образную импровизацию преднастраивает сенсомоторные механизмы на выполнение более утонченного, нестереотипного движения. То, что с трудом удается сделать при механическом (физическом) освоении движения, достаточно быстро и эффективно достигается при эмоциональном коммуникативном проживании соответствующего пластического образа в игровой ситуации. В ходе логоритмических занятий прорабатываются пластические образы следующих объектов:- трубочки, лопаточки, чашечки, грибочка, лошадки ("Звук [у] и буква "У");- деревья ("Автоматизация звуков [с], [с']", "Автоматизация звуков [р], [р]");- воздушного шарика ("Дифференциация звуков [с] -[з]");- цапли ("Автоматизация звука [ц]");- кошки ("Автоматизация звука [ш]");- змейки ("Дифференциация звуков [с]-[ш]");- пчелы, жука ("Автоматизация звука [ж]");- цветов ("Автоматизация звука [ч]", "Автоматизация звуков [л], [л']");- самолета ("Автоматизация звуков [л], [л'] ");- мышонка ("Автоматизация звуков [р], [р']");- качелей ("Дифференциация звуков [л]-[р]").Использование атрибутов, соответствующих тому или иному персонажу - масок-шапочек ("Автоматизация звука [ц] и др."), рыбок-варежек, змеек-варежек ("Автоматизация звуков [л], [л'] ", "Дифференциация звуков [с]-[ш] ") и т.д., способствует детской заинтересованности для более полного вхождения в образ. Следует учитывать знания психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него и правильно воздействовать на ребенка, развивая его. Речевое нарушение сказывается на формировании многих психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, способности саморегуляции психической деятельности. Коррекционные логоритмические упражнения, с одной стороны, исправляют нарушенные функции, а с другой — развивают функциональные системы ребенка (дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала и т.д.), речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, а все вместе способствует плавности речевого высказывания. Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние.Эффективность логопедической ритмики объясняется существующей взаимосвязью между двигательной активностью ребенка и интенсивностью развития его речи: формирование движений происходит при участии речи, ритм которой (особенно стихотворений) способствует развитию моторики.Занятия по логопедической ритмике для детей способствуют: • коррекции грамматического строя речи (ответы на вопросы в определенной грамматической форме); • формированию слоговой структуры слова (отхлопывание ритмических рисунков, упражнения на развитие чувства ритма); • коррекции звукопроизношения (артикуляционные упражнения, проговаривание стихов, специально подобранных согласно этапу логопедической работы); • развитию просодической стороны речи (дыхательные и голосовые упражнения); • формированию связной речи, коммуникативных возможностей (игры-диалоги, игры-инсценировки, подвижные игры). Еще одним из важнейших условий эффективной работы по реализации коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи, это создание условий для активного привлечения родителей в образовательный процесс, включения их в совместную деятельность. Практическое взаимодействие родителей и детей способствует закреплению сформированных речедвигательных, музыкально-ритмических навыков. В домашних условиях ребенок может закреплять умения и продолжать двигаться под музыку: маршировать, хлопать в ладоши, прыгать, петь в ритме, который он выбирал сам. Учитель-логопед осуществляет постоянное взаимодействие с родителями и повышает их компетентность в вопросах важности развития чувства ритма у ребенка, значения создания условий воспитания в семье для эффективности логопедической работы с помощью консультативной, просветительской, информационной форм работы.Логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Авторские методики по логопедической ритмике, созданные для работы с детьми, с успехом используются в комплексной системе коррекционной работы. Анализ существующих и применяющихся в практике логопедической работы методик по логоритмике для детей с нарушением речи показывает, что они направлены на развитие двигательной сферы, психических процессов, стабилизацию эмоционального состояния.Логопедическая ритмика рассматривается как инновационная технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениямиречи и является одной из перспективных областей современнойкоррекционной педагогики (Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. В. Прокопенко).В основе логопедической ритмики лежит технология двигательного обучения. Включение данной методики в программу коррекционного обучения в качестве нового направления нормализации речи позволяет развивать ритмические качества движений и речи, поэтапно формируя и закрепляя новый ритмически организованный речевой навык, что позволяет отнести ее к здоровьесберегающим.Данная методика тесно связана по своим задачам с «Методикой развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» (Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. М., 2005), обучение по которой позволяет детям с нарушениями речи сформировать правильный тип физиологического дыхания, навык координированной работы дыхания, голоса и артикуляции в процессе речи.Во многих методических пособиях по логопедической ритмике имеются нотные приложения, в некоторых книгах каждое музыкальное произведение соотнесено с конкретным видом задач определенного раздела по развитию ритма движений и речи, которые представлены упражнениями по развитию слогового, словесного и синтагменного ритмов на логопедических и музыкальных занятиях.Логопедическая ритмика развивается и обогащается новыми знаниями в результате исследования различных функциональных систем людей с речевой патологией, их становления в онтогенезе и развития при том или ином нарушении.Таким образом, логопедическая ритмика, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействует совершенствованию всей коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи.Восстановление и развитие нарушенных речедвигательных функций требует от ребенка не только собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, но и развития памяти: - эмоциональной (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); - образной — при восприятии наглядного образца движений; - словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий;- двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением заданий; произвольной — без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнения.Дети с нарушениями речи, составляющие контингент логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, представляют собой сложную и разнородную группу как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения. Учет этих факторов, а также знание системы логоритмической работы и умелое применение средств и методов коррекционной работы способствуют более быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений у детей.В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. При организации логоритмических занятий с дошкольниками помогут следующие источники:1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009. - 40 с.2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Под ред. Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 109 с.3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.4. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Часть 1. - 2 -е изд., перераб. - М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2016. - 64 с.5. Кныш В.А., Комар ИИ, Лобан Е.Б., Дудик Ю.В. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. - Минск: Аверсэв, 2009. - 188 с.6. Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009. - 80 с.7. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. - 32 с.8. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. Под ред. Л.И.Беляковой. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 208 с.9. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 192 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X