Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Проценко Анна Александровна

Как подружить малыша с книгой?

скачать документ

Вернуться назад

Как подружить малыша с книгой?Проценко Анна Александровна,МБОУ ДО ППМС центр «ШАНС» Московская обл., г. о. СерпуховУчитель-дефектолог.Всем, у кого появился долгожданный малыш: сын, дочь, а может и внук, рано или поздно встают перед вопросом – ребёнок и книги, когда начинать знакомство?Яркие иллюстрации, обилие сюжетов и простые сопровождающие тексты – не зря многие родители и педагоги рассматривают книги как форму обучающих дидактических пособий. Стихотворения и сказки могут служить средством ознакомления с окружающим миром и иллюстрацией моральных норм, в процессе чтения всегда можно обсудить, кто поступил «плохо», а кто «хорошо», и что из этого вышло. Сюда же можно отнести и первые игры-попевки, пестушки, потешки. Ритм в их содержании или определенная монотонность подобны спокойной классической музыке, действуют умиротворяюще.Основываясь на опыте педагогов «Центра лечебной педагогики» и специалистов в области дошкольной педагогики можно сопоставить этапы эмоционального развития и последовательность знакомства малыша с устным народным творчеством, сказкой, художественным произведением. Обращаясь к возрастной шкале понимания речи (Е. М. Мастюкова,1990), показателям коммуникативного и эмоционального развития (А. Н. Корнев, 2000)мы отмечаем:- 1 месяц-реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком;- 2 месяца - осознанная ответная улыбка;- 3 месяца - комплекс оживления, начало гуления; ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнаёт знакомые голоса;- 4 месяца - дифференцированность комплекса оживления, смех;- 5 месяцев - гуление и лепет, контакт глаз, вокализация, положительный фон настроения;- 6 месяцев - лепет, ребёнок понимает отдельные инструкции и выполняет некоторые словесные просьбы «Дай», «Найди маму»;- 7 месяцев - готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик;- 8 месяцев - дифференцированная реакция на взрослых, мимически и интонационно передача своего состояния;- 9 месяцев - общение с помощью жестов, выполнение некоторых словесных инструкций «Ладушки»;- 10 месяцев - понимание названия отдельных предметов, ситуационное понимание обращенной речи;- 11 месяцев - использование нескольких «лепетных» слов с соотнесением;- 12 месяцев - использование 3-4 «лепетных» слов с соотнесением, понимание простой инструкции, дополняемой жестом. Узнавание изображения отдельных предметов.Мы можем видеть, какой опыт и навыки для общения имеются у годовалого малыша, поэтому так важно включать в общение не только речь взрослого, но и подкреплять ее небольшими ритмичными попевками, потешками, например: «Ладушки», «Потягушеньки», «Сорока-сорока». Возраст 9-10 месяцев подойдет для первых сюжетных картинок, книжек, но необходимо учитывать некоторые возрастные особенности: зрительный аппарат в данном возрасте ещё не развит полностью, поэтому в ярких иллюстрациях книг малышу ещё невозможно выделить отдельных персонажей, ориентироваться на крупных разворотных иллюстрациях. Ориентируйтесь на изображения, выполненные на белом фоне, крупные и чёткие, большие по размеру. Обилие текста так же не нужно, достаточно название изображаемого предмета, явления. Хорошо, если поверхность книги выполнена из плотного картона или покрыта материалом, который легко протирать. Здесь мы сразу учим бережному отношению к книгам, находим им место на детской полке.В дальнейшем давайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, с которым не сравняться никакие игры и игрушки. В возрастной шкале понимания речи (Е. М. Мастюкова, 1990)и этапах развития общения и речи детей (С. Баркли, 2000) отмечается, что с 2 г. 6месяцев ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без неё. С 2 до 3 лет дети инициируют общение. Запас слов около 300. Начало согласования слов «телеграфная» речь, начало правильного произношения звуков. К 4 годам ребёнок понимает сложноподчиненные предложения, значения слов вне конкретной привычной ситуации. Какие же рекомендации есть при знакомстве с книгой в младшем дошкольном возрасте от 1 до 3 лет?- при общении говорите с ребёнком как можно более доступно и понятно. Не включайте в одно предложение сразу много незнакомых понятий, старайтесь дозировать информацию, с каждым разом к прежним знаниям добавляя новую;- в возрасте с 1 года до 1 года 10 месяцев дети могут сосредотачивать внимание на одном виде деятельности (книга или игрушка) от 2 до 5 минут, с 1 года 10 месяцев до 3 лет до 10-15 минут;- во время беседы старайтесь не проверять постоянно знания малыша, т.к. это может смутить неуверенного в себе ребёнка, и он замкнется. Займите позицию старшего друга, готового рассказать интересное просто так, не требуя непременного и точного запоминания.Отдельно упомянем про книги с картинками. Малышам просто необходимы разноцветные картинки, зрительно подкрепляющие прочитанное. Иллюстрации дают в будущем развитие данного ряда образов и явлений, но не заполняют его целиком, оставляя простор для фантазии ребёнка. По мере взросления малыша расширяются и возможности чтения.Учитывая терапевтическую ценность сказок и других художественных произведений можно рекомендовать такую последовательность знакомства:1) Простейшие сказки, стихотворения, позволяющие связать слово и действие, например: «Коза рогатая», «Мишка косолапый», «Игрушки» А. Барто.2) Сказки, в которых сюжет происходит в одном и том же пространстве, например: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». 3) Сказки, произведения в которых сюжет имеет протяженность в пространстве, с заданными правилами в этом пространстве, например: «Колобок», «Лисичка со скалочкой», « Телефон» К. Чуковского.4) Сказки, в которых появляется главный герой и пространство делится на своё и чужое, знакомое и незнакомое, например: « Маша и медведь», «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Кот и петух».Дальнейшие рекомендации подойдут семьям с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.Чтобы интерес и тяга к чтению не пропадала, необходимо и самим дружить с книгами, ведь нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером. Народные сказки, в том числе и русские должны быть в книге литературно обработаны, именно для дошкольного возраста, поскольку в оригинальном варианте бывает много архаической жестокости. Еще более осторожно следует подходить к легендам и мифам. Знакомство с ними лучше оставить до 9-11 лет, а в дошкольном возрасте читать больше весёлых произведений российских и зарубежных классиков детской литературы. Сюда относятся прекрасные рассказы Н. Носова, Э. Успенского, С. Маршака, С. Михалкова и переводы с зарубежного Н. Чуковского.Обсуждайте прочитанное, задавайте побольше вопросов. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения. С дошкольниками прочитанное стоит не только обсуждать, но и проигрывать - театрализация позволяет ненавязчиво донести до них очень многие вещи, которые могут усваиваться с трудом в повседневной жизни.Посещайте вместе библиотеку и книжные магазины, в этих местах можно получить информацию о новинках, лучших детских произведениях или профессиональную рекомендацию. Не забывайте о бережном отношении к книге, при необходимости можно организовать дома мелкий ремонт.И помните, что главное при общении с художественными произведениями они становятся предметом долгих разговоров, может быть споров или даже дискуссий, то есть вашим общим достоянием. Бесценно время, проведенное в общении с близкими, а это в наше время так необходимо!Использованная литература:«Диагностика обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста» под ред. И. В. Серебряковой серия «Коррекционная педагогика», СПб – «Каро», 2005.Протт В. Я. « Русская сказка». – М.: «Лабиринт», 2005.Фон Франц М. Л. «Психология сказки». – М.:Б. С. К., 2004.Т. Л. Шишова «Чтобы ребенок не был трудным». – М.: «Лепта-пресс», 2004.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X