Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Буянкина Татьяна Владимировна

«Речевые игры на развитие лексики и грамматики для дошкольников»

скачать документ

Вернуться назад

«Речевые игры на развитие лексики и грамматики для дошкольников»Буянкина Татьяна ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждениешкола № 27 дошкольное отделение г.о. Самара (МБОУ школа № 27 ДО г.о. Самара)Воспитатель Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку. Существуют вполне доступные способы, которые помогут расширить лексикон ребенка и формировать грамматический строй. Рассмотрим варианты, которые можно использовать в ДОУ. Тематические недели стали традиционной формой работы в ДОУ. Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме. Предлагаю вам классические речевые игры по развитию лексико-грамматических категорий языка. Проводить их можно практически на любом наглядном материале окружающем нас.Игра «Обобщающие понятия»Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов,развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска - это… овощи.Игра «Закончи предложение»Цель: расширение словарного запаса, употребления обобщающих слов, развитиевнимания, слуха и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.Береза – это дерево.Кукла – это …Вертолет – это …Игра «Назови предмет другими словами»Самолет – воздушный транспорт с крыльями.Тарелка – посуда, из которой мы едим.Компот – напиток, который варят из фруктов.Игра «Четвёртый лишний»Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения,выделения существенных признаков.Яблоко, слива, огурец, груша.Молоко, творог, сметана, хлеб.Игра «Похожие слова»Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожиепо смыслу слова.приятель - друг ;грусть - печаль;пилот - летчик;еда - пища.Игра «Скажи наоборот»Цель игры: расширять словарь антонимов.Дорога широкая, а тропинка…Черепаха не быстрая, а (медлительная).У волка хвост длинный, а у зайца…Волк не добрый, а (злой).Чай горячий, а лед…Слон не легкий, а (тяжелый).Горький лук – сладкая…(конфета).Игра «Подбери словечко». Какой, какая, какое, какие?Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовыватьприлагательное с существительным.Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер;«свежая» (булочка, новость, газета, скатерть);«свежее» (молоко, мясо, варенье).Шапокляк (какая?) – вредная, противная, злая.Кот в сапогах (какой?) – смелый, находчивый, умный, ловкий.Баба Яга (какая?) – злая, вредная, опасная, страшная.Игра «Один - много»Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.Стол – столы – много столов.Пень – пни – много пней.Игра «Весёлый счет» (Один, два, пять)Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.Один слон – два слона - пять слонов.Игра «Животные и их детеныши»Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названиядетенышей животных, закрепление навыков словообразования.У медведей - медвежонок, у верблюдов - верблюжонок, у волков - волчонок, у зайцев - зайчонок.Игра «Назови части предмета»Целью данной игры является обогащение словаря существительных, развитие умениясоотносить предмет и его части.У чайника есть ручка, крышка, носик, дно.Игра «Назови ласково»Цель: закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация и расширение словарного запаса детей по темам.Соловей – соловушка.Кукла - куколка.Игра «Живое – неживое»Цель: расширение знаний о живых и неживых предметах.Игра «Чего не стало? »Цель: активизация словаря. Учить узнавать и называть предмет на картинках.Игра «Бюро находок» или «Чей, чья, чье?»Цель: усвоение некоторых форм словоизменения - окончаний имён существительных вродительном падеже в единственном и множественном числе.Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюронаходок.Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо).Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное).Игра «Из чего сделано?»Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных испособов их образования.Рукавички из кожи – кожаные рукавички;Мяч из резины – резиновый мяч.Игра «Кто больше действий назовёт»Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольныеформы.- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать).Игра «Кто как голос подает?»Цель: расширение словарного запаса.Корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит…Игра «Заветное слово»Один из участников назначается ведущим и начинает задавать вопросы. В ответах обязательно должно прозвучать слово, с которым играют. Например: «лопата».Цель: употреблять предложно-падежные конструкции, формировать мышление детей.- Как тебя зовут? – Лопата.- Что ты ешь на завтрак? – Лопату.- На чем ты приехал в садик? – На лопате.Игра «Кто, где живёт?»Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закреплениеупотребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».Кто живёт в будке? - Собака.Кто живёт в дупле? - Белка.Игра «Кто как передвигается?»Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания.Собака – бежит, идёт, стоит, сидит, лежит, спит, лает, служит (кошка, мышка…)Игра «Небылицы»Цель: расширять словарный запас и грамматический строй, развивать фантазию детей.Кошки летают по небу.Коровы громко квакают.Игра «Пожалей» Какими бы словами ты пожалел…Цель: развивать словарный запас, учить детей милосердию и готовности всегдаприйти на помощь.Девочку, которая потеряла ключ от дома.Бездомного котенка.Бабушку, которая несет тяжелые сумки.Игра «Распутай слова»Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.Предложения для игры:1. Дымок, идёт, трубы, из.2. Любит, медвежонок, мёд.Игра «Правильно или нет?»Цель: учить находить грамматические ошибки, употребление предлогов.Ход игры. «Как вы думаете, можно ли так сказать?»1. Мама ставит вазу с цветами в стол.2. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.Игра «Придумай предложение»Каждое новое предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.Мы ходили в лес за грибами, и попали под дождь. Дождь сегодня льет целый день. День…Игра «Попробуй отгадай»Это животное, любит морковку, зимой меняет шубку с серой на белую. Кто это? –Заяц.Это насекомое. Очень высоко прыгает. – Кузнечик.Это день недели. Он идет после вторника. – Среда.На спине пропеллер, любит варенье, все время хвастается. Кто это? (Карлсон). Мне очень пригодились такие дидактические пособия как «Занятия с логопедом пообучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок» авторы: ИвановскаяО.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф. и, особенно, «Обогащаем словарный запас» автор Ткаченко Т.А. и «Большая книга заданий по развитию речи» Ульевой Е. На речевое развитие детей дошкольного возраста влияют и загадки. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, развивают в ребенке догадливость, сообразительность, указывают на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Загадки можно придумывать самим, хорошим помощником на начальном этапе станут альбомы Арбековой Н.Е. 6-7 лет. Стоит отметить, что диалогическая речь играет ведущую роль в процессе речевогоразвития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Общаясь с детьми важно приучать их выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых, общаться друг с другом. Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги. Пересказы, составление своих рассказов, а также заучивание стихов и скороговорок, способствуют обогащению словаря.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X