Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мишанина Марина Анатольевна

Тренинговое занятие

скачать документ

Вернуться назад

ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯЗадачи тренинга:1. Познакомить участников с процессом и техниками общения;2. Показать, что может дать им успешное освоение техник общения;3. Помочь подросткам овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (навыками начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.)Необходимый материал:1. Карандаши или ручки каждому в группе;2. Листочки маленькие, например, 9х9 см по количеству участников. План занятия Время Примечания Вводные слова. Оглашение темы занятия1-2 минРазминка Упражнение «Гляделки» 5 мин Основная часть занятия  Теория «Барьеры общения» 5 минРаспечатать из Приложения Упражнение «Слухи» 15 мин текст «Марфуша» Теория «Барьеры общения» 15 мин(продолжение)С чего начать общение10 минУпражнение «3 обезьянки»15 минПерерыв10 минТеория «Виды слушания»Упражнение «Я люблю весну»15 минПодготовить чистые листочкиРефлексия всего занятия5-10 минИтоговый вывод- Всем привет! Очень рада всех вас видеть! Сегодня у нас будет очень важное и интересное занятие: мы будем говорить об общении. Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Очень важно быть хорошим собеседником и уметь производить приятное впечатление на человека. Этому-то мы и будем сегодня учиться. Но для начала давайте настроимся на работу и сделаем упражнение. Разминка упражнение «Гляделки»Пояснение: Группа сидит на стульях, поставленных в круг так, чтобы все видели другдруга.Инструкция: Задача каждого из вас - не используя слова (молча), найти себе пару. Договариваться обо всем вы можете только взглядом. Итак, нужно найти себе партнера и поменяться с ним местами, то есть вы займете его стул, а он займет ваш. Вставать со своих стульев и садиться на них нужно одновременно с партнером. Как только вы поменялись местами, ищете себе нового партнера и повторяете с ним все то же самое. Упражнение вы заканчиваете по моему сигналу. Начали.Анализ упражнения:? У кого получилось договариваться взглядом? ? А поменяться местами, встав одновременно? ? Сложно ли это было? Даже вот так, не говоря ни слова, можно общаться и договариваться о чем-либо. В нашем упражнении молчание означало: давай встанем одновременно и поменяемся местами. Это было непросто. Но если настроиться на человека, посмотреть ему в глаза – все становится возможным. Давайте на примере следующего упражнения еще раз потренируемся понимать друг друга без слов. Теория «Барьеры общения»Этот блок информации необходимо рассказать ребятам полностью в интерактивном режиме. Сначала ведущий должен замотивировать ребят при помощи так называемого аукциона (см. ниже). На доске ведущий рисует следующую картинку:100. ??? Задается вопрос: Как вам кажется, при обычном общении двух людей, когда один человек хочет передать другому какую-то информацию, сколько процентов этой информации в итоге дойдет до его собеседника?Здесь можно устроить аукцион:Кому сколько кажется? Потом мы посмотрим, кто был ближе… Обязательно записывайте все ответы ребят на доске.Комментарий: Если будут ответы: «У всех по-разному», «Это зависит от многого». Подтверждайте: «Действительно, это зависит от многого, но при среднестатистическом общении сколько процентов информации дойдет до другого человека?».Когда все выскажут свои варианты ответов, объявите, что правильный вариант все узнают после выполнения следующего упражнения. Упражнение «Слухи» (Текст «Марфуша»)Пояснение: Количество участников игры - от 5 до 12 (оптимальное количество – 10-12).Остальным участникам группы (если группа более 12 человек) предлагается роль пассивных наблюдателей. Участникам игры проговаривается инструкция следующего содержания:«Сейчас мы проведем одну игру. В ее ходе разрешено все, что не запрещено. Запрещать буду я. Сейчас мне нужен один доброволец; остальных я прошу выйти за дверь». После того, как участники выйдут (следует также принять меры, чтобы вышедшие не знали, что происходит в помещении), оставшемуся проговаривается инструкция: «Выслушай внимательно небольшую историю. Твоя задача - как можно ближе к услышанному, желательно дословно, пересказать эту историю тому, кто войдет». Ведущий устно проговаривает заранее выученный (наизусть и дословно) текст (см. в Приложении текст «Марфуша»), после чего спрашивает, может ли он приглашать следующего участника. Вошедший усаживается рядом с предшественником; ведущий слово в слово повторяет ему инструкцию. После пересказа истории предшественником ведущий спрашивает у «новичка», можно ли приглашать следующего участника. И так далее. То есть каждый вновь вошедший слышит историю в том варианте, который ему представляет вошедший перед ним. Для последнего участника инструкция несколько иная: она заканчивается словами: «…дословно повторить эту историю для всех». Последний вариант желательно записать; он сравнивается с исходным текстом, который – для большей наглядности - воспроизводится ведущим.Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила как все на демонстрации. Продукты – только из магазина. А секс-только с мужем и только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом.Примечания:1. при заминке, колебании участника после вопроса, можно ли приглашать следующего, ведущий без каких-либо подсказок и пояснений ждет, пока участник не позволит пригласить следующего. Если пауза затягивается, следует повторить вопрос;2. в случае если слушающий просит повторить историю, ее следует (обязательно дословно) повторить. Разрешается также записывать историю (но только если участник инициативно спрашивает разрешения на это). Позднее, при анализе игры, это можно будет обыграть как пример продуктивного подхода к движению информации;3. не следует также запрещать какие-либо инициативные действия (подсказки, эмоциональные высказывания и пр.) тех, кто уже выслушал и пересказал историю. Как правило, эти действия еще больше искажают информацию и сбивают с толку; при анализе игры этот факт можно обсудить как пример непродуктивного подхода к движению информации;4. особое внимание – участникам группы, не принимающим участия в игре. Следует пресекать любые попытки информационного вмешательства в ход игры (подсказки, комментарии…) и поощрять эмоциональную реакцию на нее.Анализ упражнения: Обратите внимание участников на то, что с каждым пересказом текст становится все более коротким и менее точным: информация и ее детали искажаются, устраняются цифры, добавляется что-то, чего не было в исходном тексте, и т. д. Обсудите все примеры искажения и потери информации.Итак, правильный вариант ответа на вопрос: сколько процентов информации из 100 дойдет до собеседника – только около 10%! А в нашем упражнении было не 2 собеседника, а много, т.е. информация искажалась еще сильнее!сконцентрированы на общении. У нашего собеседника также может болеть живот или голова, быть плохое настроение или он просто не очень хорошо к нам относится, или, наоборот, у него такое отличное настроение, что это мешает воспринимать информацию. Он начинает думать о чем-то своем, и часть информации теряется. 4. Активный словарь, наши речевые навыки (теряется 12-15% информации). Про- цент потерянной здесь информации зависит от того, насколько богат наш словарный запас, и от того, есть ли в нашей речи слова-паразиты, шепелявим ли мы или, быть может, заикаемся.Примеры:1. Если мы не знаем слова «деструкция» (разрушение), а в получаемой нами информации оно присутствует, мы это слово, скорее всего, просто выбросим. 2. Вспомните, в фильме «По семейным обстоятельствам» логопед, который лечил девочку, пытался объяснить, где находится его кабинет:Он шепелявил и от этого диалог становился комичным:— Мой кабинет находится на улице кой-кого.— Это что, какой-то подпольный кабинет?— Нет. Он находится на улице Максима Койкого (имелась в виду улица Горького).Это основные барьеры, но есть еще два, которые в процентной потере не участвуют, т.к. могут быть, а могут и не быть.5. Языковой барьер. По-другому, это сленг. Причем, это не обязательно подрост- ковый сленг, это может быть также научный, или профессиональный сленг, или интернетовский. В любом круге общения есть свой язык, и если вы его переносите в другой круг общения, то ваша коммуникация начинает страдать.6. Шум. Если в помещении шумно, то информации теряется, естественно, больше. Давайте снова обратимся к упражнению «Слухи». Мы уже с вами приводили примеры того, как информация о Марфуше терялась и искажалась. Давайте теперь подумаем, благодаря каким барьерам это происходило. z Какие примеры можно отнести к 1-му и 2-му барьерам (вы услышали рассказ, пред-ставили его в образах, перевели (мысленно) в слова и озвучили их)?z Какие примеры искажения информации связаны с эмоциями рассказчиков и слушателей (3-й барьер)?z Можете ли вы вспомнить примеры, связанные с четвертым барьером? На каком рассказчике «исчезло» слово «катарсис»?z Возникли ли во время игры 5-й и 6-й барьеры?Общение – очень хрупкая вещь, поэтому надо быть очень внимательным к этому процессу. И есть специальные техники, которые позволяют нам сделать этот процесс более эффективным. Про них мы сегодня узнаем и потренируемся в их использовании. С чего начать общение, или первые 15 секундКаждый из нас не раз задумывался: как начать общение? Как произвести на собеседника хорошее впечатление?Подождите, пока участники эмоционально отреагируют на ваш ответ, поймут, кто был ближе всего.Давайте разберемся, где и как теряется информация?Далее ведущий последовательно – по одному – рисует барьеры общения (порядок см. на рисунке) и рассказывает про каждый барьер. Т. е. сначала рисует линию 1 и рассказывает про линию 1, потом рисует линию 2 и рассказывает про линию 2 и т.д.Ведущий должен в итоге нарисовать следующую картинку:100. 10%Вербали- зация 25% Активный словарь, речевые навыки 12-15% Языковой барьер Порог личностного восприятия 25% Слух, фон, шум Смысловой барьер 25% По поводу каждого барьера давайте следующие пояснения: 1. Вербализация: перевод мыслей в слова (на этом барьере теряется около 25% информации). Человеку бывает очень тяжело перевести свои мысли в слова; при этом, как правило, мы отбрасываем то, что кажется нам несущественным. Пример: Вспомните, когда вы посмотрели интересный фильм, который вас впечатлил, и захотели пересказать его своему другу. Наверняка, удалось передать только сюжет, вы не пересказали массу деталей, и своим пересказом вы не смогли дать вашему другу ПОЛНОЕ представление о фильме и вызвать у него те эмоции, которые этот фильм вызвал у вас. Ваш собеседник сможет до конца прочувствовать этот фильм только тогда, когда сам его посмотрит.2. Смысловой барьер: перевод слов в мысли (теряется тоже около 25% информации). Здесь обратный процесс. Ваш слушатель переводит ваши слова в свои мысли. Он пытается вас понять. Но, как известно, разные люди мыслят по-разному, и, как правило, под одними и теми же словами каждый понимает что-то свое. Пример: Если я попрошу вас представить дерево, то каждый представит что-то свое: кто-то березу, кто-то елку, кто-то свое любимое дерево, а кто-то просто абстрактное схематичное дерево. Кто-то выглянет в окно и увидит там дерево, его и представит. Видите, сколько вариантов возникает для одного слова «дерево». Этот барьер часто порождает слухи: один сказал, другой понял что-то свое, третий – свое.3. Порог личностного восприятия (теряется около 25% информации). Этот барьер говорит о том, что в общении всегда присутствуют эмоции и настроение. Пример: Если у вас болит живот, то вы, скорее всего, не сможете полностью бытьПусть участники выскажутся, а потом поделитесь своим мнением:Конечно же, невербальное общение контролировать труднее: слова мы можем обдумать; можем сказать свою мысль, а можем не сказать. Что же касается невербального общения, то мы не в состоянии постоянно контролировать каждое свое движение и реакцию, а также то впечатление, которое мы производим на окружающих. Иногда мы не можем подавить зевоту; замерзая, непроизвольно дрожим или покрываемся гусиной кожей, а, смущаясь, краснеем... Да даже сейчас, если вы понаблюдаете за мной, то увидите, как я жестикулирую, хотя сам(а) этого не замечаю. Некоторые свои движения, правда, мы вполне в состоянии контролировать. Мы делаем это сознательно, а иногда и пользуемся ими. Протягиваем другу руку для рукопожатия, хлопаем в ладоши, показывая свое одобрение, или улыбаемся, и т.д. Было выявлено, что сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. И таких примеров можно привести огромное множество. Поза, мимика, жесты несут нашему собеседнику около 80% всей информации, а слова – всего лишь 20% Таким образом, в психологии многие техники построены на умении управлять своей невербальной составляющей общения и понимать, «считывать» жесты и позы других людей. Так как психологи обращают большее внимание на невербальную составляющую общения, они лучше понимают людей, и поэтому про них говорят, что они «видят людей насквозь».А насколько важную роль играет в нашей жизни невербальное общение, пусть каждый сейчас ощутит на себе.Упражнение «3 Обезьянки»Пояснение: выбираются трое добровольцев. Остальные участники садятся полукругом так, чтобы трое оказались на импровизированной сцене.Инструкция: У нас есть трое добровольцев. Один из участников будет играть роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, жесты, мимика; второй участник играет роль «глухого-и-паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой-и-немой»: он способен только слышать и показывать. Вы все вместе между собой должны договориться о месте, времени и цели встречи. Для того чтобы каждый из добровольцев легче вошел в образ, можно использовать вспомогательные средства:Глухому-и-немому – завязать уши и рот;Глухому-и-паралитику – завязать уши и спрятать руки за спиной; Слепому-и-немому – завязать глаза и рот.Анализ упражнения:z Что было труднее всего, когда вы договаривались? z Тяжело ли было быть в роли «инвалидов»? Спросите у участников:z Как можно было бы договориться быстрее, что для этого нужно было сделать?Да, донести информацию до собеседника непросто. Нужно уметь формулировать свои мысли, просто и понятно высказываться. Но, кроме того, общение – это двусторонний процесс, важно не только то, как мы говорим, но и то, как мы с нашим собеседником слушаем друг друга.Давайте вспомним упражнение «Слухи». Вспомнили? Часть информации во время рассказа теряется. Часть передается неточно. Как слушать собеседника так, чтобы искажения и потери свелись к минимуму? 6. Теория: Виды слушанияЧасто мы считаем, что внимательно слушать – значит просто молчать, но это не совсем так. Очень важно давать собеседнику понять, что мы его слушаем. Это делает разговор живым и более искренним. Существует несколько техник слушания. Слушание бывает 2 видов: 1. пассивное; 2. активное. Пассивное слушание – это такое слушание, когда нет «обратной связи» с говорящим. Мы ничем не даем понять собеседнику, что слышим его. Это слушание НЕ активное.Активное слушание предполагает «обратную связь» в каком бы то ни было виде. Обратная связь бывает следующих видов:1. Поддержка – замечательный вид обратной связи! На сообщение собеседника мы не-вербально (киванием), вербально (словами «Угу», «Да», «Понимаю») сообщаем ему, что мы его слышим. Часто это применяется, когда наш собеседник очень эмоционален и не дает нам вставить ни слова.2. Вопросы – самый простой вид обратной связи. Он показывает собеседнику, что вы его не просто слушаете, а слушаете с интересом. Причем, чем точнее ваши вопросы и чем больше они открывают новых тем, тем эффективнее ваше слушание!3. Парафраз – это повторение мысли собеседника своими словами. Нужно быть очень внимательными при использовании этого приема. Перефразируйте собеседника только тогда, когда уверены, что правильно его поняли. Начать парафраз помогут фразы типа «Правильно ли я понимаю, что...», «Если я тебя верно понял,…», «То есть ты хочешь сказать, что…», «То есть ты имеешь в виду, что…», «Насколько я понял, …», «Ты, значит, считаешь, что..» и т.д. Если вы не уверены, что правильно поняли собеседника, то лучше его фразу своими словами не пересказывать. В этом случае необходимо задать уточняющие вопросы. Этот вид активного слушания очень эффективен. С его помощью вы не только узнаете, правильно ли вы поняли человека, но и уточняете, насколько верно вы поняли его чувства и эмоции. Давайте потренируемся использовать активный вид слушания. Посмотрим и ощутим на себе, как это происходит в жизни. 7. Упражнение «Я люблю весну»Пояснение: Цель упражнения: научиться понимать другого человека, чувствовать его.Участники делятся на пары. Если в группе нечетное количество человек, ведущий также принимает участие в упражнении.Инструкция: Сейчас вам предстоит интересный разговор. Рассчитайтесь на первые и вторые номера.Пожалуйста, участники «Номер 1», сформулируйте высказывание, состоящее только из одного предложения «Я люблю…(что-то)». Например, «Я люблю весну». Сформулировали? Хорошо. Напишите его на листочке. А теперь на обратной стороне листочка напишите, пожалуйста, что вы под этим подразумеваете, что вам конкретно в этом нравится. То есть в моем примере я должен/должна на обратной стороне написать, что именно мне нравится в весне, почему я ее так люблю. Теперь игрок «Номер 2» должен будет в ответ на это высказывание сформулировать три своих предположения, в которых он должен догадаться, за что или почему «Номер 1. это любит. За каждое из этих трех высказываний «Номер 1» должен поставить «Номеру 2» оценку от 1 до 10, где 1 – будет означать, что «Номер 2» вообще не понял, что имел в виду «Номер 1», а 10 – что он попал в самую точку.Между вами должен состояться, например, следующий диалог: 1. Я люблю весну.2. Наверное, у тебя весной день рождения.1. Вообще-то у меня весной день рождения, но я не поэтому люблю весну. Ставлю тебе 5.2. Возможно, тебе нравится ощущение новой жизни, которое возникает весной.1. Да, ты очень близок. Ставлю 9.2. Скорее всего, тебе нравится ощущение любви, которое охватывает тебя весной.1. Да, это тоже про меня. Ставлю тебе опять 9.Итого, «Номер 2» набрал 5 + 9 + 9 = 23 балла из 30 возможных. Т.е. он очень неплохо почувствовал и понял «Номер 1». Запомните свой суммированный балл понимания. Потом участники меняются ролями, и упражнение повторяется.В процессе упражнения «Номер 1» не должен раскрывать, почему он любит то-то или то-то до тех пор, пока «Номер 2» не совершит три свои попытки понять, почувствовать, догадаться. После трех попыток «Номер 2» может посмотреть листочек и понять, почему «Номер 1» так это любит.Анализ упражнения: Пусть каждый выскажется по кругу:? Сколько баллов заработал? ? Тяжело ли было понимать другого человека?? Тех, кто набрал максимальное количество баллов, спросите: за счет чего, почему это удалось?? Тех, кто набрал меньше 15 баллов, спросите: почему так получилось? Что препятствовало правильной догадке?Мы понимаем легче тех, кто нам близок по духу, чьи интересы нам близки. Именно поэтому чаще всего друзьями становятся из-за схожих интересов. Однако способность понимать другого человека, по-настоящему слышать и чувствовать его можно развивать и даже следует тренировать в себе.Завершите занятие традиционными блоками: Рефлексия всего занятияЧто запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X