Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шумкина Анна Владимировна

Воспитание у дошкольников старшего возраста интереса к книге.

скачать документ

Вернуться назад

Воспитание у дошкольников старшего возраста интереса к книгеПроблема воспитания интереса к книге одна из самых актуальных. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и жизни людей. Хотелось бы отметить, что проблема привлечения ребенка к чтению на самых ранних этапах его жизни актуально не только для нас, она актуальна для всего мира.Книги помогают дошкольнику сформировать обобщенное представление о пространстве, о времени, о предметах, явлениях, процессах, их свойствах, основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У него формируется познавательное и бережное отношение к миру, к окружающим его людям, животным. В этом ознакомлении ребенка с окружающим миром одним из главных его помощников является детская художественная литература, а также произведения народного творчества – школа развития чувств детей.Выразительные высказывания, беседы о героях сказок, чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривании иллюстраций, игр – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.Детская книга используется для расширения представления детей во внешнем мире, для воспитания их моральных качеств. Язык русских классиков, советских писателей и произведения народного творчества являются неиссякаемым источником обогащения словаря детей. При первом знакомстве дошкольника с книгой важно вызвать интерес – именно эту функцию выполняют картинки и приложения. Ребенок склонен одушевлять предметы вокруг себя: игрушки, вещи, в том числе и книги. Книга должна стать для ребенка тем предметом , к которому будет привязанность, желание к ней вернутся и перечитать. Познавательный интерес побуждает к поиску новых знаний , новых умений, помогает расширять и углублять знания.Детская литература играет огромную роль в становлении младшего школьника как личности. И на каждом возрастном этапе имеет свое особое значение. Народные песенки, потешки погружают малыша в уютный и светлый мир, и способны оказать поистине врачующее воздействие на его душу. В периодической печати последних лет можно встретить множество статей, уделяющих внимание раннему обучению чтения.Обучением читать занимаются многие (родители, воспитатели). Но я думаю, каждый из нас может сказать, что формировать, воспитывать, а в конечном итоге вырастить читателя вовсе не то же самое, что научить ребенка читать. Ведь чаще получается, в стремлении научить ребенка читать, мы взрослые, не обращаем внимание на то, что он настолько устает от постоянных упражнений в технике чтения, что он начинает ненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые предстоит ему перечесть. Детей учат читать, но не учат уважать и понимать книгу, осознавать ее роль в жизни человека, не учитывается индивидуальность ребенка.Дети отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом – книга. Важно понимать, что книжка – это отражение окружающего мира, а не наоборот, поэтому нужно стараться соотносить опыт знакомства с окружающим миром(впечатления от встречи с животными, машинами и предметами, овладении знаниями об их особенностях и значении) с картинками в книжках.Материалом для чтения служит большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт рассказывает о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии в их событиях, отношении к окружающему. Художественный образ всегда конкретен, события рисуются реально происходящими, человек – как конкретно существующее и действующее лицо.Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка и способствует использованию его в обыденной речи и самостоятельном словесном творчестве. Воспитатель обязательно должен читать и заучивать стихи с детьми, они формируют и воспитывают детскую память.Ничто так не способно увести ребенка из мира обыденности в мир фантазии, как поэзия. Она снабжает его необходимым витамином духовного развития, развития фантазии и воображения, творческого полета. Для творчества необходимо верить в чудо, оно может происходить в сказочной стране, в неведомом царстве, а может оказаться совсем рядом.В дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Они прекрасно запечетлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений сказок, стихотворений - в дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами. Часто мы говорим: «Книга – открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, с их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, ознакомиться с нормами поведения.Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства необходимо одновременно воспитывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения негодования.Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.Решая задачи воспитания детей необходимо обратиться к классической русской переводной литературе, советской литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, П.П. Ершова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина, из переводных авторов – Ч. Диккенса, Р. Киплинга, братьев Гримм, Г. – Х. Андерсена, произведения советских писателей – М.Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А.Барто, С. Михалкова и др.Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.Например, для примера взаимоотношений у детей старшего возраста педагог использует сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Ховрошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского и др.При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования эстетических представлений, как правило, решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Значение стихотворений, разучиваемых с детьми, также несет большое значение в формирование нравственных чувств у детей. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.Детские стихи, рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, радостный танец, прыжки и хлопки в ладоши по поводу чего – то увиденного, поразившего – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.Для всестороннего развития следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой, например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая сказка», «Сказки А.С. Пушкина», «К.И. Чуковский и его сказки.» и др. Воспитатели подбирают мультфильмы к произведениям, уже знакомым детям. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам сказок, рассказов. Особенно вдохновенно действуют ребята, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в театрализации сказки.Итак, детская художественная литература является ценнейшим из помощников воспитания детей. Силой художественных образов, радующих и волнующих, она формирует у детей отношение к окружающему, захватывает воображение и развивает мысли.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X