Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Бессонова Оксана Моморяковна

Семинар - практикум для родителей

скачать документ

Вернуться назад

Белоярский районХанты - Мансийский автономный округ - ЮграМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района«Средняя общеобразовательная школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват»(СОШ с. Полноват)Семинар – практикум для родителей «Развиваем речь с помощью коррекционно – развивающих игр и упражнений »Подготовила: учитель – логопед Бессонова О.М. Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Задачи:1. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа с су-ждок.2. Познакомить с играми, для грамматически правильной речи.3. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.Оборудование:Игры для развития речи (литература)Бабочка из бумаги на ниткеМассажный мяч с шипами «Ёжик»Шишки, грецкие орехиИгры с фасольюИгры с крупой«Су-джок»«Мозаики»ПрищепкиПапки - передвижкиВведение Добрый вечер, уважаемые родители!Я рада приветствовать на логопедическом семинаре – практикуме. Сегодня я продемонстрирую вам комплекс игр и упражнений для формирования правильной и чёткой речи, в которые мы с вами поиграем. Также представлю грамматические игры, которые используются в диагностике, где дети чаще всего допускают ошибки, и тем самым снижают результат речевой готовности к школе. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий. Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.Активизация родителей:– Крикните громко и хором, друзья,Деток вы любите? Нет или да?Пришли вы к нам, сил совсем нет,Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)Я вас понимаю. Как быть, господа?Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)Дайте мне тогда ответ:Помочь откажетесь мне? (Нет.)Последнее спрошу вас я:Активными все будем? (Да.) «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.Научившись этому так, чтобы все вошло в привычку – можно творить» К.С. Сухомлинский Речь – основное средство общения людей. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения речевого развития, общей, мелкой моторики. По какой же причине? (ответы родителей). Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка. Поэтому к развитию речи детей нужно отнестись серьёзно. Но не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто почаще играйте с ребёнком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию.Что же такое речь? Строим дом.-Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата;- стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания; - крыша- развитие фонематического слуха.Перейдем к разделам, по которым ведётся работа по развитию правильной и чистой речи.Практическая частьПредлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут сформировать правильное звукопроизношение, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.Артикуляционная гимнастикаДля того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.Широко и спокойно открывать и закрывать ротБегемотик рот открыл,Подержал. Потом закрыл.Подразним мы бегемота-Пошутить над ним охото.«Улыбка»Улыбается щенок, Зубки на показ.Я бы точно так не смог.Вот смотри сейчас.«Хоботок»Хоботок слоненок тянет,Он вот – вот банан достанет.Губки в трубочку сложиИ слоненку покажи.«Хоботок» - «Улыбка»За бананом потянулисьИ, конечно, улыбнулись.То слоненок, то щенок,Я бы точно так не смог.«Хомячок»Хомячок надует щечки,У него зерно в мешочках,Мы надуем щечки тоже,Хомячку сейчас поможем.«Лопатка»Устала собачка и дышит устало,И даже за кошкою бегать устала,Широкий язык отдохнет, полежит,И снова собачка за кошкой бежит.«Котенок лакает молоко»Котенок любит молоко:Нальешь – и нет ни капли вмиг,Лакает быстро и легко,«Лопатой» высунув язык.«Чашечка»Язычка загнем края,Делай так же как и я.Язычок лежит широкий,И, как чашечка, глубокий.«Качели»Выше дуба, выше ели,На качелях мы взлетели.А скажите, вы б сумелиЯзычком качать качели?«Маятник»Язык, как маятник часов,Качаться вновь и вновь готов.Котенок улыбается,Он как и ты старается.«Вкусный мед»Знает это весь народ:Любит мишка вкусный мед.Язычком губу оближетИ подсядет к меду ближе.«Мостик»Выгни язычок, как спинку,Выгнул этот рыжий кот.Ну-ка рассмотри картинку.Он по мостику идет.«Орешек»Белка щелкает орешкиОбстоятельно, без спешки.Упираем язычокВлево – вправо на бочок А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать! Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!Развитие речевого дыханияЗалогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) «Поединок» Из кусочка ваты скатать шарик – «мяч», два кубика – «ворота». Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол»«Рисунки на стекле» ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего нарисует на нем смешные рожицы.Сдуть снежинку (бабочку) с кончика носа.Надуем шарик, не раздувая щеки.«Покатай карандаш» Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.«Буря в стакане» Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.Развитие мелкой моторики рукУже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.  Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Давайте и мы попробуем с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг). Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячикомПредлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями. Покатать мяч рукой по столу, по руке.Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.Игра с карандашом.(лучше использовать карандаш - шестигранник)Карандаш в руке катаю,Между пальчиков верчу.Непременно каждый пальчикБыть послушным научу!Игры с прищепками.Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:«Сильно кусает котенок - глупыш.Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)Но я, же играю с тобою, малыш,А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »Массаж Су – Джок Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцуЯ катаю колобок,У него румяный бок,Круглый бок, румяный бок,Вот так чудо – колобок! Массаж колечками для Су-Джок Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него. Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.Этот пальчик для того, чтоб показывать его.Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.«Горошки»Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины, одну за одной, и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог. С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.И полны мои ладошки – руки держат все горошки.«Золушка»В тарелку насыпать крупу (рис, гречку), дать задание ребенку перебрать по разным тарелочкам.  «Зимняя прогулка»(Загибаем пальчики по одному)Раз, два, три, четыре, пять("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)Мы во двор пришли гулять.("Лепим" комочек двумя ладонями)Бабу снежную лепили,(Крошащие движения всеми пальцами)Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)А ещё в снегу валялись.(Отряхиваем ладошки)Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)Съели суп и спать легли.Развитие фонематического слуха Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.«Услышишь – хлопни» Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).«Маленький учитель» Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.«Хлопни, когда скажу правильно» Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.«Назови первый звук в слове» Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.Постановка звука «Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?» Можно. Но логопеды не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою эргономику произнесения. Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются с таким дефектом на всю жизнь. У каждого малыша свои особенности. С одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой (специальными упражнениями для губ и языка). И звук у него появляется сам. А у других детей имеются более сложные речевые дефекты в комплексе с какими-либо другими нарушениями, связанными с неврологией. В таких случаях следует работать со специалистом. И в домашних условиях лучше заниматься только по рекомендациям логопеда.Отрабатываем звук изолированно и в слогах.А вот поставленные звуки обязательно нужно закреплять дома. Потренируемся на некоторых упражнениях. Закрепляем звук Р. «Ребро – кулак – ладонь – хлопок»Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе. ребро – кулак – ладонь – хлопок;р – р – р – р;ра – ра – ра – ра;ро – ро – ро – ро;ру – ру – ру – ру;ры – ры – ры – ры. ра – ро – ру – ры.Найди звук в словеРаспознавание звуков в словах - важное умение, тренировка которого сформирует у ребенка навыки грамотного письма. На первом этапе анализа слова научите ребенка слышать в слове тот или иной звук независимо от его места - в начале, середине или конце слова.Как найти звук в слове?Обязательно проводите тренировку в игре. За каждый услышанный в слове звук зарабатывайте фишки, передвигайте игрушки по специально нарисованному игровому полю, звоните в колокольчик и т.п.Спросите, какие звуки ребенок услышал. Если вы видите, что ребенок не понимает вопроса, сами задайте вопрос: "Звук В слышал? Давай еще раз повторим: ввве-ник". Определяйте, где находится звук в начале, середине, в конце слова Если ребенок правильно называет звук в слове, весело реагируйте - кричите "ураа", или хлопайте в ладоши, или исполняйте короткий ритуальный танец. Научите ребенка испытывать позитивные эмоции, связанные с победой. Постепенно вы сможете перевести эти эмоции во внутреннее ощущение "я молодец" и научите ребенка стремиться к этому ощущению даже во время трудного пути к верному решению разных задач.Сразу учите ребенка распознавать твердые и мягкие звуки. Для начала будет достаточно произносить их, не упоминая, твердый звук или мягкий: "ллль - ллл", "вввь-ввв" и т.д.Для поиска звуков в слове пользуйтесь картинками из любых книг и пособий. В чистоговоркахШу-шу –шу, шу-шу –шу я письмо тебе пишу.Ша-ша-ша, ша – ша-ша и пишу я не спеша.Шо –шо-шо, шо-шо-шо у меня все хорошо.Шу-шу-шу сам примеры я решуШи-ши-ши, ши-ши-ши у тебя как, напиши.В скороговорках У Сени и Сани в сетях сом с усами.Мама мыла милу мылом.Мила мыло не любила.В предложенияхФормирование грамматического строя речиЗадачи грамматического строя речи:Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;Учить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа;Научить детей употреблять существительные с предлогами.Игры, в которых дети часто допускают ошибки при диагностике.«Один – много»Один – стол, а много это что? – столыМяч – мячиКарандаш – карандашиУхо - ушиКукла – куклы…Много чего?Стол – столовУхо - ушей«Веселый счет»один стол - пять столоводин слон - пять слоноводин шкаф - пять шкафоводин гусь - пять гусейодин лебедь - пять лебедей«Животные и их детеныши»У медведя – медвежонок у верблюда – верблюжоноку волка – волчонок у зайца – зайчоноку кролика – крольчоноку белки – бельчоноку коровы – теленоку лошади – жеребеноку свиньи – поросенок у овцы – ягненок у курицы – цыпленоку собаки – щенок.«Образование существительных»Стакан из стекла — стеклянныйсковорода из чугуна — чугуннаяложка из дерева — деревяннаянож из металла — металлическийведро из железа — железноеваза из хрусталя — хрустальнаяу кошки лапа – кошачья хвост – кошачий ухо – кошачье Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.РефлексияЗавершающее упражнение "Благодарю! " Уважаемые родители, предлагаю мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом семинаре нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят - БЛАГОДАРЮ! Родителям предлагается книжка – малышка с играми и упражнениями и бабочка на нитке для дыхательной гимнастики.Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X