Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ратушная Наталья Юрьевна

Туристско-образовательный маршрут "Дон литературный"

скачать документ

Вернуться назад

Туристско-образовательный маршрут «Дон литературный»Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу.Д.С. Лихачев.Города – как люди: у каждого свой облик, своя биография. И одной из удивительных страниц этой биографии является архитектура.Ростов не похож ни на один город мира. Старые здания, первые улицы – это все детище человека, все это – архитектура. Она о многом напоминает и о многом рассказывает. Один из секретов этого явления – на фоне сложившихся традиций, на фоне сформировавшейся души и духа города – продолжается постоянный приток «свежей крови», новых людей, новых языков, идей. Архитектуру города Ростова-на-Дону можно читать как историю развития государства с XVIII века. Н.В. Гоголь говорил, что архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания, и вызывала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения.В нашем городе свыше 2500 улиц, из которых каждая является частичкой истории. Ростов создавался на протяжении более 260 лет, и каждый век оставлял память о себе. Наш город свидетель событий, которые оставили след в истории всего нашего государства. Имена ростовских улиц как в зеркале отражают многовековую историю нашей Донской столицы. Они могут рассказать о том, как селились вместе в разных районах люди одной профессии, с какими городами и дорогами связан Ростов-на-Дону.В названии улиц отразилось и то, что Ростов - это многонациональный город. Город рождает множество имён и названий, которые так же выполняют и роль ориентиров, чем и позволяют отличить одну улицу от другой.Каждая улица нашего города – это небольшая частица его истории. Многие из них названы в честь писателей. Но, к сожалению, о них редко знают даже те ростовчане, кто живет на этих улицах…Первоначальные названия сохранились лишь у нескольких улиц, существовавших до 1917 года, названных именами писателей-классиков – Пушкина, Лермонтова, Толстого, Грибоедова и Державина.Сегодня мы хотим познакомить Вас с историей улицы Пушкинская, на которой расположено много старинных зданий, памятников, необычных деревьев, искусно оформленных клумб. Улица состоит из проезжей части и небольшого бульвара посередине. Начинается он на Доломановском переулке, до Будённовского проспекта бульвар небольшой (1/5 всей улицы). До Ворошиловского проспекта бульвар уже занимает половину всей улицы. После Ворошиловского проспекта бульвар занимает три четверти всей улицы. После улицы Чехова бульвар занимает всю улицу, и она до самого конца имеет статус пешеходной.Впервые улица появилась на плане города в 1870 году. Первоначальное ее название — Кузнецкая, что подтверждает памятник «Колокол» - памятник кузнецам города Ростов-на-Дону. На табличке, которая находится на камне прямо под колоколом сказано, что на месте дома, который расположен позади колокола в 1810 году располагалась кузница, а улица называлась Кузнецкая. Уже в 1857 году тут был построен колокольный завод, позже удостоенный премии "за лучшие колокола"В 1885 году городская Дума решила переименовать ее, назвав именем Александра Сергеевича Пушкина, так как русский поэт побывал в нашем городе, проезжая здесь в 1820 году. Сначала улица была неблагоустроенной. Правда, на ней в 1884 году были установлены лотки для стока дождевых вод в близко расположенную Генеральную балку. Но в ростовской газете еще 24 мая 1898 года сообщалось, что домовладельцы, проживающие здесь между Покровским (ныне переулок Журавлева) и Крепостным переулком, обратились в городскую управу с просьбой принять меры к упорядочению улицы. Дело в том, писали они, что эта часть ее проложена по валам и выемкам бывшей крепости Дмитрия Ростовского. Их при постройке города засыпали навозом, но не сделали уклонов для стока вод. Мостовых же и тротуаров нет, от воды образовалось не просыхающее болото. Создание улицы, как бульварной, одной из красивейших в городе, печать того времени связывала с именем табачного фабриканта Я. С. Кушнарева. Во II томе «Записок Ростовского на Дону общества Истории, Древностей и Природы» говорилось, что по его инициативе насажден Пушкинский бульвар. В начале XIX века на улице насыпали земляную подушку. Одной из первых она, после Большой Садовой, в 1904 году получила электрическое освещение. Но, отмечалось в газетах, «пока еще в дозах гомеопатических»: между Николаевским переулком (ныне проспект Семашко) и Таганрогским проспектом, причем горели электрические фонари лишь до часу ночи. Усиленно обживали улицу купцы. На углу ее и Таганрогского проспекта расположился дом Кушнарева (ул. Пушкинская, 51), В 1920-е годы здание было национализировано и передано штабу Северо-Кавказского военного округа, где это учреждение и находится по настоящее время.За проспектом Буденновским было владение Чирикова (пр. Буденовский, 46), За ним шли городской сад и «Екатерининская» женская гимназия. Сюда же, на Пушкинскую улицу, дом 79, купец Супрунов перевез дом из Италии, но это совсем другая история.. В доме у Николаевского переулка (теперь проспект Семашко), как указывалось в справочнике 1914 года, располагалось управление градоначальства, у Большого проспекта — мещанская управа, ведавшая делами «мещанского сословия». Это учреждение существовало в городе с 1872 года. В газете за апрель 1905 года назывались цифры: в обществе насчитывается около «50 тысяч душ обоего пола» христиан и «около 2500 душ» евреев. Управа занималась сбором взносов, выдавала виды на жительство и удостоверения на вступление в брак. Давно и хорошо известная всем ростовчанам как парадная, бульварная, Пушкинская улица теперь благоустроена и реконструирована. Здесь обновлены озеленение, освещение, она замощена на протяжении целых кварталов, плиткой, разбиты дорожки, поставлены новые скамейки и т. д.В 2010 бульварная часть улицы на участке от Театрального проспекта до Будённовского проспекта получила юридический статус парковой зоны протяженности около 4 км.Наш маршрут по улице Пушкинской будет выстроен следующим образом от переулка. Семашко до пересечения с проспектом Кировский. Мы познакомимся со следующими объектами, которые связаны с литературой:1.Сказочные львы.2. Дом Киршона.3. Музей Изобразительного искусства.4. Памятник А.С. Пушкину.5.Памятник А.П. Чехову.6.Библиотека ЮФУ (дом Е. Парамонова).7. Аллея писателей - фронтовиков11874561023500Скульптура сказочные львыПервый объект нашей экскурсии – это бронзовые львы.Город Ростов-на-Дону по праву можно назвать городом памятников и городских скульптур. Такого разнообразия интересных и необычных памятников нет ни в одном другом городе, ну разве только в Санкт-Петербурге. Любители бронзовых скульптур обязательно найдут, на что посмотреть. Наш маршрут по улице Пушкинской начинается с 4-х бронзовых львов, которые расположились по четырем углам пешеходной аллеи улицы Пушкинской иа пересечении с переулком Семашко. У каждого льва некий философский задумчивый вид. На их принадлежность к улице Пушкинской, указывают бронзовые фигурки, в лапах львов, сказочных персонажей из произведений А.С. Пушкина, такие как "Золотая рыбка", "Царевна Лебедь", "Царевна Лягушка", и "Белочка" из сказки "О Царе Салтане". Скульптором этого шедевра является Давид Рубенович Бегалов. Умер 13 ноября 2013 года. Похоронен в Ростове-на-Дону на Армянском (Пролетарском) кладбище.Если посмотреть вперед, мы увидим красивое здание, которое расположено на углу улицы Пушкинская (дом 89/57) и пересечении пер. Семашко.385191035750500Дом Киршона Дом Ивана Зворыкина (Дом Заславской) построен в 1914 году по проекту архитектора Василия Попова. До революции в доме жил ростовский градоначальник генерал-майор Иван Николаевич Зворыкин и размещалось управление Ростовского-на-Дону градоначальства. После прихода советской власти дом был национализирован. Там разместились различные конторы, учреждения, жилые квартиры и общежитие совпартшколы. Часть первоначального декора была утрачена. Трёхэтажный дом занимает угловую часть квартала, его парадные фасады выходят на Пушкинскую улицу и на переулок Семашко. Дом построен в стиле модерн с элементами готики. Единый архитектурно-художественный облик фасадов определяют формы оконных проёмов, эркеры и раскреповки. Цокольный этаж рустован. Из элементов готики в оформлении здания присутствуют фриз с трёхчетвертинными колоннами, декоративные кокошники над окнами первого этажа. Фасады здания увенчаны аттиками со стрельчатыми нишами. Парадный вход имеет форму стрельчатой арки. Угол здания подчёркивается шестиугольным эркером, обрамлённым балконом на уровне второго этажа и увенчанным башенкой с куполом.Дом Иван Зворыкина упоминается в стихах ростовского поэта Сергея Королёва.Он благороден был, как замок –тот старый и могучий дом.Жильцов необычайных самыхподозревал я в доме том.Недаром высилась достойноот башенки невдалекефигура Гипсового воинас копьем в откинутой руке.Изначально на парапете башни размещались фигуры рыцарей, которые были демонтированы в 1960-е.Дом Иван Зворыкина имеет сложную конфигурацию в плане. Он разделён на две секции с отдельными входами: с улицы Пушкина и с переулка Семашко. В каждой секции имеется двухмаршевая лестница и лифт. Вокруг лестничного холла располагаются квартиры.Это архитектурное сооружение знаменито своими не менее знаменитыми жильцами.С 1923 по 1926 год в доме жил советский драматург В. М. Киршон. Его коммунальная квартира была под номером 10, окна выходили во двор.. Его супруга, Рита Корн-Киршон, вспоминала: «В небольшой комнате, чистой, всегда опрятной, стояли письменный стол, два стула, кровать. На столе гора книг, свежие журналы».Киршон Владимир Михайлович  родился (6(9) августа 1902 года. Сын юриста и фельдшерицы. Окончил 6 классов гимназии, весной 1918 года вступил в Красную армию и ушел на кавказский фронт. В 1923 окончил Коммунистический институт им. Я.М. Свердлова в Москве. В 1923 году был направлен в Ростов-на-Дону, где заведовал сначала учебной частью совпартшколы, затем стал заместителем заведующего агитпропом; выступал с агитационными пьесами, писал комсомольские песни. В том же году по его сценарию был снят кинофильм «Борьба за «Ультиматум».Организовал Ростовскую и Северокавказскую ассоциации пролетарских писателей. В 1925 переехал в Москву для работы в качестве секретаря ВАППа  (Всероссийской ассоциации пролетарских писателей), был в числе наиболее радикально настроенных коммунистических литфункционеров. Именно Киршон начал борьбу против попутчиков, вместе с В. Билль-Белоцерковским травил М. Булгакова. В то же  время Киршон опубликовал собственную книгу о С. Есенине и ряд статей в журналах «На литературном посту», «Октябрь» и «Молодая гвардия». Первой серьезной работой писателя стала пьеса «Константин Терехин» («Ржавчина», в соавторстве с А. Успенским, 1927), за ней последовали работы «Рельсы гудят» (1928)  и «Чудесный сплав» (1934) — апологетическое прославление сталинского «социалистического строительства». В 1931 выпустил пьесы «Город ветров» о 26 бакинских комиссарах и «Хлеб» о борьбе партии за социализм на примере хлебозаготовок. В 1932 году - ответственный редактор журнала «Рост». В своих произведениях прославлял И. В. Сталина — «тип нового руководителя, стойкого большевика» и воспевал коллективизацию. Киршон выступал за классицистски единую, завершённую по структуре драму, именно на этой почве разворачивалась его полемика с В. Вишневским и Н. Погодиным.  Наиболее зрелым трудом Киршона считается его пьеса «Хлеб» (1930) о борьбе партии за социализм на примере хлебозаготовок. Для  драматургии  Киршона  характерны   актуальность и острота социальной проблематики. В главных героях его пьес воплощен тип нового руководителя, стойкого большевика-ленинца. Более всего известен как автор стихотворения «Я спросил у ясеня», положенного на музыку Микаэлом Таривердиевым в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».Выведен в рассказе Михаила Булгакова «Был май» (опубл. 1978) под именем Полиевкта  Эдуардовича, молодого человека, одетого по последней западноевропейской моде. 6 мая 1937 в результате клеветнического доноса Киршон был исключен из состава правления Союза писателей. Немногим позже, вместе с Л. Л. Авербахом  в числе наиболее ортодоксальных коммунистических литераторов он был арестован, обвинен в принадлежности к «троцкистской группе в литературе» и приговорен к смертной казни. Необоснованно репрессирован и расстрелян в 1938 году-101605778500В 1962 году на фасаде здания была установлена мемориальная доска с текстом:«В этом доме в 1923-1926 гг. жил и работал известный советский драматург Владимир Михайлович Киршон, один из создателей первой Ростовской писательской организации»В торая мемориальная доска, установленная в 1997 году, посвящена собирателю фольклора Фёдору Тумилевичу. Текст на ней гласит:В этом доме (1932—1964) жил известный донской фольклорист, ученый, писатель Тумилевич Федор Викторович.В 2000-х годах второй этаж дома занял губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Там он проживал со своей семьёй.Здание отреставрировали и установили в нём новый итальянский лифт.Сейчас здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.Музей Изобразительного искусства38728658064500Следующий наш объект – это особняк Аполлона Петрова, ныне музей изобразительных искусств (Пушкинская, 115), который имеет свою интересную историю. В 1898 году предприниматель Домбровский, зная пристрастия местных купцов к изящным стилям, предложил архитектору Н. Дорошенко построить на продажу дом, максимально украсив свое творение. В декоре фасада до нашего времени сохранены мотивы ренессанса и барокко, к которым относится и орнаментальная вставка с драконами. На территории особняка были конюшни и садик с фонтаном. Нижний этаж дома связывался с верхними только эскалатором, по которому из кухни подавали еду наверх.Дом по данному адресу был куплен у предпринимателя управлением Владикавказской железной дороги для служащего юриста Петрова и принадлежал ему до 1917 г. Владикавказская железная дорога вела затяжной процесс с хозяевами участков, по которым должны были проложить рельсы. Влиятельные люди города объявили, что в награду за победу в процессе адвокат получит деньги и меблированный особняк. Удачливее всех оказался защитник Аполлон Петров, который и вселился вместе с супругой и помощником в новенький дом в 1898 году. Но уже в 1920 году особняк национализировали.Что только не располагалось после революции в этом утонченном, изысканном доме работы архитектора Н. Дорошенко, строившего только для состоятельных торговцев и фабрикантов: штаб Первой конной армии, детская коммуна, Дом работников просвещения, и даже физкультурное общество «Спартак». Музей, как самостоятельное учреждение, существует в особняке с 1959 г. Собрание музея включает около 6000 произведений живописи, графики, скульптуры и ДПИ. Постоянная экспозиция представляет древнерусское искусство, искусство XVIII - нач. XX вв. России, зарубежное искусство западноевропейских мастеров и стран Востока. Сейчас в этом прекрасном здании проходят всевозможные выставки, можно послушать церковный хор и познакомиться с удивительной культурой не только России, но и других стран. Комнаты превратились в выставочные залы, где расположилась выставка «Русское искусство 17 - начала 20 вв». Экспозиция построена таким образом, что посетитель может проследить основные этапы развития изобразительного искусства России. Музей располагает коллекцией европейского искусства 17 - 19 веков. Здесь вы можете ознакомиться с наиболее значимыми художественными школами того периода: французской, итальянской, фламандской, немецкой, голландской. Также в иностранном отделе представлено прикладное искусство и скульптура экзотических Японии и Китая.Вот уже более двадцати пяти лет при изобразительном музее работает Детская художественная галерея. Аналогов подобного учреждения с собственными выставочными залами, фондохранилищем, научным штатом в России не существует.Ростовский областной музей изобразительных искусств проводит активную лекционную, выставочную и экскурсионную работу. При музее функционирует клуб «Музыка – живопись», проводятся курсы лекций, в том числе и для подрастающих ценителей прекрасного под названием «Здравствуй, музей».-5334036449000Памятник А.С. ПушкинуНа перекрестке улицы Пушкинской и Ворошиловского проспекта установлен памятник А. С. Пушкину, который был открыт 11-го августа 1959-го года. Позднее площадь, на которой установлен монумент была декорирована фонарями, стилизованными под работу мастеров XIX века. Авторами монумента стали архитектор Гавриил Александрович Шульцев и скульптор – Михаил Адольфович Минкус. Скульптура поэта изготовлена из бронзы в классической манере, стоит на высоком гранитном пьедестале красного цвета.Памятник является объектом культурного наследия регионального значения и является первым памятником в Ростове-на-Дону, посвященным литературной тематике. Последняя реставрация была проведена в 1999 году. История возникновения памятника и привязка его к Ростову-на-Дону такова… Александр Сергеевич Пушкин познакомился с Ростовом-на-Дону во время своей поездки вместе с генералом Раевским по донским землям в 1820-м году. Тогда, отправившись в южную ссылку, он заболел в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), и ему было разрешено поехать для лечения на Кавказские минеральные воды и в Крым вместе с направлявшейся туда семьей генерала Раевского. В Ростове Раевский и Пушкин осмотрели крепость, побывали у Богатого Колодезя. Проезжал поэт через Дон и в 1829 году, когда без разрешения отправился из Петербурга на театр военных действий в Закавказье. Благодаря присутствию Н.Н. Раевского знакомство А.С. Пушкина с Доном было многообразным и полным: в путешествии формировался интерес поэта к темам, которые в дальнейшем стали основными в его творчестве — военная история России, правление Екатерины II и Петра, история казачества, характеры С. Разина и Е. Пугачева. Облик, быт и нравы обитателей приграничных губерний видоизменяли представления о мире столичного жителя. Ростов с расположенной вблизи него крепостью подарил поэту новые, во многом более яркие и столь же незабываемые впечатления.Поездка Пушкина А.С. по донскому краю оказалась богата на впечатления. Генералу Раевскому Н.Н. были доступны сведения о крестьянских волнениях в крае, которые, очевидно, были предметом разговоров за обедом у А.К. Денисова. Андриян Карпович Денисов был одним из замечательных генералов Донского войска, русский военачальник, генерал-лейтенант (1813), войсковой атаман Войска Донского (1818). Участник походов А. В. Суворова и Наполеоновских войн. В качестве атамана отстаивал автономию Области Войска Донского и особый статус донского казачества. На завоеванных Россией территориях появлялись помещичьи хозяйства, владельцами которых становились и казаки, они получали земли за военные заслуги. Навязываемые донцам экономические отношения в преддверии декабристского выступления воспринимались как архаичные и не случайно тема казачьего вольнолюбия становится одной из центральных тем в произведениях А.С. Пушкина.Но не только этот исторический факт стал поводом для установки памятника. Главное – всенародная любовь к поэту, которую разделяют во всех уголках Росси уже почти два столетия, и в Ростове-на-Дону, конечно же, тоже. Сверкающий своим великолепием Дон в 1829 году вдохновил поэта на следующие строки:Блеща средь полей широких,Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!От сынов твоих далекихЯ привез тебе поклон.Как прославленного брата,Реки знают тихий Дон;От Аракса и ЕвфратаЯ привез тебе поклон.Отдохнув от злой погони,Чуя родину свою,Пьют уже донские кониАрпачайскую струю.Приготовь же, Дон заветный,Для наездников лихихСок кипучий, искрометныйВиноградников твоих.Каждый год ко дню рождения поэта любители творчества и страстные поклонники его творчества в торжественной обстановке возлагают цветы к памятнику А. Пушкину. У памятника А. Пушкину устраиваются поэтические чтения, в которых участвуют ростовские и региональные писательские союзы, различные учреждения.Памятник А.П. Чехову37191957874000Памятник Антону Павловичу Чехову, уроженцу Таганрога, находится на пересечении улиц Пушкинской и Чехова, был установлен в январе 2010 года и приурочен к 150-летию писателя. За 26 лет творчества Антон Павлович создал около 900 различных произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы.Автором памятника является известный ростовский скульптор Анатолий Скнарин, многие из работ которого уже давно стали неотъемлемой частью городского пейзажа. По задумке автора писатель держит в руках книгу и опирается на парапет, озирая прохожих. Для памятника прославленному литературному классику художник выбрал бронзу. Высота бронзовой скульптуры составит около 2,5 метров и весом около тонны. На восьмиугольном пьедестале из гранита красного цвета размещено две таблички: сверху фамилия с инициалами, ниже - годы жизни.В городе есть два места, связанных с писателем. Это дом Максимова (пр. Семашко, 21), где когда-то находилась лавка, в которой отец писателя, Павел Егорович, служил приказчиком. В Ростове-на-Дону отец Чехова познакомился со своей будущей женой, Евгенией Яковлевной Морозовой, матерью Чехова. Здесь, в Ростове, родились его братья.Сам же Чехов, как-то раз останавливался в доме своего гимназистского приятеля, на пересечении Станиславского (дом№ 104) и Газетного. На сцене Ростовского театра увидела свет одна из первых в России постановок «Вишневого сада».Приятно, когда о выдающихся людях нашей страны не забывают. Вот так идешь по улице и можешь «встретить» любимого писателя.Библиотека ЮФУ (дом Н. Парамонова)2159010858500Сегодня мне бы хотелось рассказать вам, пожалуй, об одной из самых прекрасных архитектурных жемчужин Ростова. Да, что там Ростова, пожалуй, всего Донского края! Речь пойдет о бывшем особняке Николая Парамонова. Сейчас это зональная библиотека ЮФУ на улице Пушкинской, дом 148, очень полюбившаяся фотографам.Николай Парамонов - сын знаменитого купца Елпидифора Парамонова, владевшего мельницами, пароходами, зерновыми складами (ныне знаменитые «Парамоновские склады»). Как и полагается представителю «золотой молодежи», молодой Коля учился в Москве. В студенческие годы ум юноши занимали мысли о судьбе России, он участвовал в подпольных студенческих организациях с революционным уклоном. Прославился он и своей благотворительностью, участвовал в постройке библиотеки-читальни в Затемерницком поселении, был членом правления библиотеки, занимался книгоиздательством.Однако не эти благие дела принесли ему известность и место в городских легендах, а тот самый особняк на Пушкинской. Особняк был построен в 1914 году по проекту Л.Ф. Эберга (позже ставшего автором «Лендворца» и гостиницы «Ростов», ныне МаринсПаркОтель). Особняк Парамонов построил, что называется по последнему слову техники и моды того времени. В Ростове жива легенда, уже давно обросшая множеством домыслов и личных фантазий, так что, где, правда, а где здесь ложь так никто и не разобрался. Легенда гласит о том, что этот особняк Николай Парамонов построил для своей любовницы, а уже по другой версии для своей дочери. Однако для своих хозяев особняк служил недолго — ровно четыре года. В годы Гражданской войны с этим особняком происходит достаточно забавная ситуация. В конце февраля - начале марта 1918 года в особняке располагается штаб Ростово-Нахичеванского революционного комитета, по сути, штаб Красной Армии в Ростове. А уже через несколько месяцев в этом же здании расположился штаб Белой Армии, где заседали такие видные лидеры Белого Движения, как Лавр Корнилов, Антон Деникин и Михаил Алексеев, один из главных идеологов Белого Движения — личности исторического масштаба. Однако сейчас мало кто знает, что они были и жили (правда, недолгое время) в нашем родном Ростове.Уже к осени 1918 года Белая Армия покидает город, впоследствии это событие историки назовут «ледяной исход»: ноябрь месяц, у белых катастрофически не хватает людей, продовольствия, обмундирования, оружия, а с Севера на город наступает десятитысячная армия красноармейцев под командованием Сиверса. В ночь две неполных тысячи белых покидают город и отправляются за Дон. Перед отступлением весь день шел проливной дождь, а ночью ударили сильные морозы, из-за чего шинели белогвардейцев покрылись ледяным панцирем. Представляете себе эту картину? Но это, как говорится, уже совсем другая история…В конце 1918 года газета «Приазовский край» сообщала о вспыхнувшем в доме Парамонова пожаре. В 1923 году здание было восстановлено. В нём попеременно находились клуб строителей, затем институт переливания крови. В 1930-е гг. в особняке разместился областной музей краеведения.В годы Великой Отечественной Войны здание горело, однако, стены и колоннады значительных разрушений не имели. В 1947 году было принято решение о восстановлении и передаче здания библиотеке Ростовского государственного университета. Реконструкцией руководил всё тот же Л.Ф. Эберг, тогда же была проведена и перепланировка. В 1950-м году подрядный трест «Ростовстрой» начал восстановление библиотеки. В 1957 году РГУ возглавляет никто иной как зять Сталина — Юрий Андреевич Жданов, под руководством которого университет превращается из провинциального ВУЗа в ведущее образовательное учреждение страны. С самого начала Ю.А.Жданов мечтал обосновать в особняке Парамонова Дом Ученых, но ни при нем, ни после его смерти эта мечта не осуществилась. Однако до сих пор время от времени эта тема поднимается руководством ВУЗа. Таким образом, с 1947 года и по сей день, здесь расположена библиотека главного университета Ростова. Давайте вернемся немного в прошлое и «посмотрим», как выглядел особняк ранее. По основной оси особняка располагаются парадный вестибюль, центральный атриумный зал со световым фонарем и зал с эркером, окнами выходящими на открытую террасу. Композиция главного северного фасада симметрична. Цокольный этаж завершен широким профилированным карнизом. Парадный вход акцентирован высокой лоджией с колоннадой ионического ордера и распашной четырехметровой лестницей. Южный фасад противопоставлен фасадам живописным пространством колоннад, богатством орнаментальных мотивов. Два ряда колоннад формируют пространство террасы. Первая — в створе фасада, вторая — по её краю. Колонны без капителей (утрачены в 40-е годы). По основной композиционной оси особняка располагается парадный вестибюль, центральный атриумный зал со световым фонарем и зал с эркером, окнами выходящий на открытую террасу. На рельефе особняка изображены фантастические существа с крыльями, львиной головой, птичьим клювом и туловищем дракона. По задумке архитектора предполагалось, что этот изысканный элемент декора будет выгодно смотреться среди сада и фонтана. Изображение дракона в этом случае используется – как страж. Во многих мифах им отводилась роль мудрых хранителей богатств и тайных знаний. После ремонта фасада здание приобрело новый вид. В 2011 году перед зданием библиотеки торжественно открывают бюст Юрию Андреевичу Жданову.Рассказ о здании хочется закончить словами «Это здание не сгубило ни время, ни войны, ни наше государство». Аллея писателей - фронтовиков285432511557000В память о великих земляках в центре Ростова-на-Дону появилась аллея писателей-фронтовиков. Памятник донским писателям-фронтовикам открыли в Ростове-на-Дону к 71-й годовщине Великой Победы. Три бронзовых бюста на гранитных постаментах высотой 2,8 метра: Михаилу Шолохову, Виталию Закруткину и Анатолию Калинину установлены рядом с Публичной библиотекой на улице Пушкинской. Инициатором установки памятника выступило региональное отделение Союза писателей России. Автор бюстов - ростовский скульптор Игорь Белов, выпускник Ростовского художественного училища имени Грекова. Каждый из писателей прошёл суровыми дорогами Великой Отечественной войны и оставил для потомков в своём творчестве живую память о тех годах.В годы Великой Отечественной Михаил Шолохов был военкором Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная Звезда», отдав Сталинскую премию за «Тихий Дон» на нужды фронта. Военкор Шолохов был на передовых всех семи фронтов и участвовал в Сталинградской битве. Ее события стали основой для романа «Они сражались за Родину».Будущий автор «Цыгана» Анатолий Калинин в составе Пятого Донского казачьего корпуса прошел от Терека до Дуная. Он также был военкором, писал для «Комсомольской правды».Еще один военкор, Виталий Закруткин, за годы войны опубликовал две книги боевых очерков и порядка 100 художественных произведений о героях войны. Он участвовал в боях за Ростов-на-Дону, освобождении Праги, штурме Берлина. Виталий Закруткин добровольцем ушел на фронт в качестве военного корреспондента газеты 56-й армии «За нашу Родину». Участвовал в битве за Кавказ, в боях за Ростов-на-Дону, освобождении Праги, штурме Берлина. За время войны опубликовал две книги боевых очерков, напечатал свыше 100 художественных произведений о героях войны.283591036703000Донская Публичная библиотека (ул. Пушкинская, 175)2159011239500Публичная библиотека в Ростове-на-Дону, ставшая первой в городе, открылась 7 января 1886 года. Фонд новой библиотеки насчитывал 3000 книг, которые городская управа приобрела у частной библиотеки за 5000 рублей. Вплоть до 1994 года Ростовская публичная библиотека фактически не имела своего собственного здания, как и другие библиотеки Ростова-на-Дону, и размещалась в различных частных купеческих домах на Большой Садовой улице. С 1921 по 1994 год библиотека находилась в особняке Великановой на улице Серафимовича.В течение своей истории прошла много трансформаций. В самом начале она называлась Ростовской публичной библиотекой, далее - Ростовская государственная публичная библиотека им. К. Маркса, книгохранилище им. К. Маркса, Донская публичная библиотека им. К. Маркса, Северо-Кавказская государственная библиотека им. К. Маркса, Азово-Черноморская краевая библиотека, Ростовская государственная научная библиотека им. К. Маркса, Ростовская областная научная библиотека им. К. Маркса и с 1992 года -Донская государственная публичная библиотек.В 1974 году началось возведение нового здания библиотеки на улице Пушкинской. Его спроектировал архитектор Я. С. Заниса и инженер Б. Н. Сидельковский, однако строительство затянулось на 20 лет и было окончено только в 1994 году. 25 мая того же года библиотека переехала на новое место. Спустя три месяца — в сентябре, в библиотеке прошла встреча А. И. Солженицина с читателями и общественностью города. В 1995 году библиотеке был присвоен статус Центральной библиотеки Ростовской области. Впервые электронные издания появились в 1996 году, а через три года открылся электронный читальный зал. В 2004 году была внедрена электромагнитная защитная система охранной маркировки книг для обеспечения безопасности библиотечных фондов. Корпуса здания библиотеки расположены перпендикулярно друг к другу. 16-этажное (включая подземные этажи) монолитное бетонное книгохранилище практически лишено какого-либо архитектурного декора. Единственным скульптурным акцентом экстерьера является рельеф, обрамляющий верхний угол фасада книгохранилища. Московские художники-монументалисты В. С. Лемпорт и H. A. Силис, создали стилизованный набор образов-знаков, включающих в себя изображения «ликов гениев человечества» между книжными страницами. Читальные залы занимают трёхэтажные блоки, выполненные в том же архитектурном стиле. Намеренная сдержанность внешнего облика комплекса зданий библиотеки сочетается с многообразием в интерьере библиотеки. Стены отделаны белым гранитом и мрамором. Залы украшают каскады водопадов и бассейнов. Всё это дополнено обилием зелени и различных скульптурных композиций.Организационно библиотека состоит из 29 отделов, в их числе абонемент, центр электронных ресурсов, отдел краеведения, центр культурных программ, универсальный читальный зал, отдел искусств, научно-методический и информационно-библиографический отдел.Электронный каталог библиотеки содержит более 360 тысяч записей, каталог доступен через сайт библиотеки, включая каталог статей, каталог редких изданий, каталог периодических изданий и краеведческий каталог библиотеки.Площадка перед библиотекой — книжный развал, место общения и «покатушек» любителей различных городских экстремальных видов спорта, место встречи всевозможных неформалов.Большинство ростовчан проводит свои вечера, прогуливаясь по тенистой Пушкинской или распивая чай или кофе в каком-нибудь уютном кафе, которыми знаменита улица… Но редко кто задумывается, каким долгим и тяжелым был путь этой улицы от развалин до самого привлекательного места в городе Ростове-на-Дону, но это уже другая история.ЛИТЕРАТУРАВареник В. Ростов и ростовцы — 2. - Ростов н/Д: NB, 2010.- ISBN 978-5-98155-036-2Волошинова Л.Ф. Ростовские байки и легендарные истории, «Донской издательский дом», 2016.Волошинова Л. Ф. Пушкинская улица. - Ростов-на-Дону: «Донской издательский дом», 2000. - (Серия "Судьбы улиц, площадей, зодчих"). ГАРО. Ростовская Городская Дума. Журнал собраний. 1899 г. - Ростов н/Д, 1900.Записки Ростовского-на-Дону Общества Истории, древностей и природы. — Ростов н/Д, 1912. Ильин А.М. История города Ростова-на-Дону: Очерк – Ростов н/Д, из-во Мини Тайп, 2006.Памятная книжка Области Войска Донского на 1896. — Новочеркасск: Обл. в. Дон. тип., 1896. Текущий архив СКДП ин-та "Спецпроектреставрация" АРМ-1. Проект зон охраны г. Ростова-на-Дону: Т. 2, кн. 16, арх. № 644; кн. 10, арх. № 613; кн. 9, арх. .№ 619; кн. 5, арх. № 609; кн. 4, арх. № 608. Ростов-на-Дону и окрестности. Тайны степного мегаполиса. / Под ред. О. А. Хорошева. — Ростов-на-Дону: Наш регион, 2009. ISBN 978-5-904422-01-1.ОГЛАВЛЕНИЕ1Пояснительная записка………………………………………….1 стр.2Сказочные львы………………………………………………….4 стр.3Дом Киршона…………………………………………………….4 стр.4Музей Изобразительного искусства……………………………7 стр.5Памятник А.С. Пушкину………………………………………..8 стр.6Памятник А.П. Чехову…………………………………………..10 стр.7Библиотека ЮФУ (дом Е. Парамонова)………………………..11 стр.8Аллея писателей – фронтовиков………………………………..13 стр.9Донская публичная библиотека………………………………14 стр.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X