Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Воротникова Светлана Олеговна

Карты Проппа

скачать документ

Вернуться назад

«Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию»Воротникова Светлана Олеговна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №1 (МБДОУ №1) г. Солнечногорск, воспитатель.Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи.На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок.Владимир Яковлевич Пропп, изучая народные сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции.Пропп обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций. Эти ситуации теперь и называют «картами Проппа». Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.Всего их 31. Такие ситуации – кирпичи, с помощью которых строится здание сказки. Используя «карты», можно научить детей создавать сочинение – стилизацию волшебной сказки. Карты Проппа дают возможность создавать бессчетное число завершенных сказок и историй, так как каждый элемент поддается множеству толкований.В. Пропп утверждал: Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок,глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку.Картты Проппа - игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.Кирпичики конструктора сказок1.Жили-были (Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха"). 3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").
Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель)5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах). 7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.). 8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния)12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя.
(И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу). 28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).Целесообразность карт Проппа:Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.Свою работу с картами Проппа построила следующим образом. На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать. (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были…)Повествование – насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д)Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).На втором этапе проводятся «подготовительные игры».«Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.« Что в дороге пригодится» - основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка, аленький цветочек)«Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев. «Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними« Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.«Решение сказочных задач»«Бюро находок» - найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т.д. «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.-отделить лишнюю картуНа третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:- выставить карты по ходу сюжета-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки-определить отсутствие знакомой карты-отделить лишнюю картуСказка «Маша и медведь». Пошла Маша в лес с подружками. Это какая сказочная ситуация?    - Отлучка кого-либо из членов семьи.(5) Родители говорили не ходить далеко.- Запрет, обращенный к герою. (3) Маша дерево за дерево, кустик за кустик и ушла далеко в лес.- Нарушение запрета. (4) Медведь говорит, у меня будешь жить меня кашей кормить. - Вредительство. (8) Маша хотела вернуться домой, но медведь её не отпускал. - Герою предлагается трудная задача. (7) Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.- Беда ликвидируется. (7) Медведь принес Машеньку домой.- Возвращение героя (22) Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.- Победа, подарок, радость. (27) На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки, и пробуем рассказать по картам Проппа.Пример сказка «Кот, петух и лиса»В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Cобирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко — Дам тебе горошку. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-8 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова», «Добавление», «Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и.т.д. И в итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки. Представлены карты, по которым детям предлагается придумать сказку.Сказка «Иван да Марья». Жили были Иван да Марья. Однажды Иван отправился на охоту, и наказал Марье Бабу-ягу на порог не пускать. А Баба-яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес гулять. В лесу Баба-яга заманила Марью в озеро и утопила ее. А сама обернулась Марьюшкой, и пошла в избушку Ивана дожидаться. Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марьюшка это Баба-яга. И вступил Иван в бой с лже - Марьей и победил он Бабу-ягу. Подсказал Мурлыка – кот, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван на озеро вызволять свою настоящую жену. Мораль сказки - слушайся мужа.1. Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.2. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…3. Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.4. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.5. В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).6. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X