Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Милюхина Алена Сергеевна

Роль фольклора в формировании элементарных математических представлений

скачать документ

Вернуться назад

Роль фольклора в формировании элементарных математических представленийМилюхина Алена СергеевнаМБДОУ «Бондаревский детский сад «Солнышко»воспитатель 1квалификационной категорииДетство невозможно без сказки.Мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, формирует творческий потенциал. Для творчества необходимы знания. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна заинтересовать ребенка. А знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее и легче. Ребенок вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Он запомнит только то, что его заинтересовало. Что же надо сделать, чтобы дошкольники с желанием и интересом занимались математикой. Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математике. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Малые фольклорные жанры очень разнообразны: это загадки, пословицы, считалки, сказки, игры, потешки и т. д. Фольклорный материал должен быть доступный детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям. Фольклорные формы должны быть интересны и разнообразны. Словарный материал фольклора должен быть понятен детям. Надо уметь выбрать необходимые художественные произведения в зависимости от сложности текста, возраста детей, их уровня подготовленности. Присутствие сказочного героя на НОД придает обучению яркую, эмоциональную окраску, учит логически мыслить.Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на НОД, это повышает интерес детей, например – матрешка, для закрепления умений сравнивать предметы по величине, формировать умение отсчитывать предметы, закреплять счет.Через фольклорные жанры можно знакомить детей с числами, величиной, закреплять знания о них и использовать как игровой материал.Народное творчество можно использовать, как часть образовательной деятельности и в ходе всего НОД, если оно носит сюжетный характер. Загадка может служить исходным материалом для знакомства с математическим понятием – числа, величина, отношения, например:На четырех ногах стою,Ходить же вовсе не могу.Когда устанешь ты гулятьТы можешь сесть и отдыхать (стул) Скороговорки можно разучить на НОД и в режимных моментах. Например, во время знакомства с числами и цифрами первого десятка использовать следующие скороговорки:Шесть мышат в камыше шуршат. *****Три сороки, три трищетки потеряли по три щетки.Три сегодня, три вчера, три еще позавчера.Интересные возможности представляет работа со считалками, их можно применять не только для определения ведущего или распределение ролей в игре, но и способствовать развитию качественных представлений, умению называть числа в прямом и обратном счете. Часто дети не правильно считают, пропускают числа, быстрее запомнить счет помогают считалки, например:Один, два, три, четыре, пять, Надо нам друзей искать, А без друга в жизни туго.Выходи скорей из круга.Можно использовать считалки, в которых используется количественных и порядковый счет, например:Рано утром по порядкуВышли куклы на зарядку.Маша – первая, а Рая,Рая с бантиком вторая.Третья – Катя – Катенька.А четвертая – Полина.Я же кукла пятая стоюИ команды отдаю.Использование пальчиковых игр способствует запоминанию счета: Один, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять Один, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять С помощь фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому счету, определяют пространственное расположение предметов. Народные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память.В любой из сказок, будь она народная или авторская присутствует целый ряд математических понятий.Так сказка «Репка», «Колобок», «Теремок» помогут закрепить порядковый и количественный счет. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятия о размере. Сказка «Красная шапочка» поможет познакомить с понятиями длинный и короткий. Закрепить представления о геометрических фигурах используя сюжет сказки «Три поросенка» помогут задания: «В каком по форме домике будет комфортно жить поросятам? Построй при помощи геометрических фигур домик для поросят». По сказке «Цветик – семицветик» при закреплении порядкового счета и количественного, можно дать задания детям – посчитать лепестки. Задать вопросы: «Сколько лепестков? На каком по счету месте синий, зеленый лепесток? В сказке «Гуси – лебеди по сюжету дети прячут героев под яблонькой, предварительно выполнив задания: «Составьте и решите задачу про яблоки, которые лежат на земле и висят под яблоней». В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа, например: сказка «Двенадцать месяцев, «Волк и семеро козлят». Сказка не только знакомит детей с математикой, но и учит их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности. Обучение математики в игровой форме с элементами детского народного творчества, будет способствовать повышению развития математических способностей детей, а также нравственному воспитанию. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомнится надолго. Регулярное использование репертуара устного народного творчества по развитию математических способностей, способствует расширению математического кругозора дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностей окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Обучение математике не должно быть скучным для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для детей. Используемая литература:1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.2.. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989 г.3.Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.5. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 19856. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М.. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.7. Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр.47-62.8.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.9.Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.10. Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр.15711.Словарь литературных терминов /Под ред. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974.12.Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X