Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Яценко Анна Александровна

Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольника

скачать документ

Вернуться назад

Администрации ЗАТО АлександровскМурманской областиМуниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение«Детский сад №1 «Семицветик» Консультация для педагоговТема:"Влияние развивающих игр на умственное развитии детей дошкольного возраста"Воспитатель: Яценко А.А. г.Гаджиево 2018гВлияние развивающих игр на умственное развитии детей дошкольного возраста     Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки его к школе и к будущей его жизни. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка.     В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (А. В. Запорожец , Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.). Какие-либо дефекты воспитания и развития, допущенные в период дошкольного детства, фактически, труднопреодолимы в старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.     Под содержанием умственного воспитания в дошкольной педагогике понимается формирование у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (общественной жизни, живой и неживой природы и т.п.) и способов мыслительной деятельности – умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простые обобщения. Объем и характер содержания умственного развития определены программами воспитания и обучения.    Успешность умственного развития детей зависит от характера усеваемых знаний, а также от методов обучения. Обучение должно не только сообщать знания, но и воспитывать и развивать личность. Сообщая знания, важно следить, чтобы развивалась мысль ребенка, чтобы у него формировался интерес к знаниям, чтобы развивалась умственная активность детей.     Нередко и родители и педагоги считают, что сам факт приобретения знаний развивает ум ребенка. Однако такой взгляд ошибочен. Ведь нередко случается, что дети запоминают сообщаемые знания, не осмыслив их, не умея использовать их в иных условиях. Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований, её решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. С.Л. Рубинштейн писал, что «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики…». В основе успешного освоения учебной программы лежат такие психические функции как восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Используя новые методы и формы работы, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка. Многие психологи (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Н.И. Непомнящая, П. Я. Гальперин и др.) отмечают, что успешное обучение в школе зависит от умственных способностей – это те психические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность использовать их для решения разнообразных задач.      Конечно же, в возрасте от 3 до 7 лет основным и самым эффективным способом заниматься с ребенком, обучать его чему-либо и продолжать развитие тех или иных качеств, влияющих на психологическое и общее развитие, является игра. Главную роль в развитии психики ребенка дошкольного возраста выполняют те или иные занятия, построенные на основе игры. Именно игровая форма обучения – это кратчайший путь к достижению поставленных целей и задач! Родители и педагоги должны стремиться построить игровой процесс таким образом, чтобы он охватывал самые разнообразные области и сферы деятельности. Только такой подход может обеспечить наиболее эффективную и качественную подготовку малышей к следующему важному этапу в своей жизни – переходу в школу.     Темп жизни людей настолько велик, что родителям порой не хватает времени заняться со своими детьми, просто сесть и поиграть с ними. И уж тем более целенаправленно, систематически развивать их. Поэтому одной из задач педагога состоит в том, чтобы не упустить возможности развивать в ребенке заложенные способности, помочь ему раскрыться, чтобы он мог познавать мир легко и самостоятельно. Один из способов развития интеллектуального развития ребенка  это развивающие игры. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному, и очень важный принцип творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Постепенное возрастание трудностей в играх, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения. Многие педагоги в своей работе  используют известные развивающие игры:- игры Никитина Б.П. («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Уникуб», «Кирпичики», «Точечки», «Внимание», «Угадайка»)- блоки Дьенеша- вкладыши Мантессори- цветные палочки Кюизенера- «Геоконт», «Веселый квадрат» В.В.Воскобовича и др.     Познание  окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень  их развития, тем богаче возможности  познания окружающей действительности. Чем больше разнообразной информации поступает  в мозг ребенка, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), а это, конечно же, сказывается на уровне его интеллекта. А если во время занятий активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга. Поэтому в детском саду большое  внимание уделяется сенсорному развитию. Используются такие игры как:Геометрическое лотоНазови, какого цвета, формы, размераНайди такую же картинкуПодбери одинаковыеОпредели на ощупьНайди кладПострой как яНа что похожеУгадай-каЧудесный мешочекДоминоМозаикиВкладышиСобери так жеОбведи по конторуРаспредели по домикам     Внимание– это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) внимание способствует повышению их эффективности. Здесь можно предложить таки игры как:Найди все круглое, квадратное, желтое, зеленое, большое и т.д.Что изменилосьПовториНайди сходство, различиеНайди ошибкуБудь внимателенВыложи такой же узорПострой так жеСделай такую же фигуруЦепочкиПовтори за мнойОбезьянкиРазноцветные цепочкиЧто в коробочке лежит     В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы обогащать ее полезными знаниями, упражнять произвольную память.Что пропалоЧто изменилосьВыложи узор как я!Выложи по памятиФотографияПридумай цепочкуВниманиеЗапомни и повториЗапомни местоНа что похожеЧто я виделДелай что скажу, а не то, что покажуСколько покажу кружков, столько сделаем прыжковРасскажи на ощупь Большое внимание уделяется развитию воображения (оно необходимо для всякой творческой деятельности). В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением  жизненного опыта и развитием  мышления формируется творческое воображение. А помогут в это такие игры как:На что это похожеДорисуй предметКляксыТактильная памятьПридумай свой узорХорошо - плохоПридумай свою сказкуЧто общегоЧто можно построитьДля чего это пригодитьсяУгадай предметОтгадай, что я показываюБывает – не бываетПострой из палочек, чтобы было похоже на …Чудесные превращенияЧего на свете не бывает      Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между предметами и явлениями. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает, отношения между окружающими явлениями.  Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается  словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей  аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность  глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны. Значительную роль в умственном развитии играют логические (занимательные) игры  и упражнения,  задачи-смекалки, решение которых воспитывает наблюдательность, пытливость, находчивость, гибкость ума. Развивать мышление можно с помощью следующих игровых упражнений:Что лишнееЧто сначала, что потомПродолжи рядСоставь узорСобери картинкуСложи квадратСобери цепочкуИгры с обручемНайди кладКто в домике живетУникубГеоконтКубики для всехВолшебный квадратГоловоломки (пифогор, танграм, волшебный круг, монгольская игра и т.п.)Счетные палочкиЛогический рядНайди закономерность     А по сколько родители, порой, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, способов его развития, то еще одной из задач педагога является педагогическая информированность родителей. С этой целью в детском саду необходимо использовать  активные формы и методы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, оформление информационных стендов, папок передвижек, привлечение к создание предметно-развивающей среды, к совместной деятельности с участием родителей, оформление фотоальбомов, семинаров-практикумов, мастер классов.  Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество”.Литература:1. "Психология" Л.А.Венгер,В.С.Мухина, Москва "Просвещение"2. "Теория и методика математического развития дошкольников" З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая, С-Пб 19953. "Интелектуальные игры" Б.П.Никитин, Москва 19944. "Логика и математика для дошкольников" Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая, С-Пб 19965. "Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет" А.С.Галанов, Москва 20006. "Развивающие игры для дошкольников" А.В.Печерога, Москва 2008

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X