Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ёлгина Валентина Ивановна

Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников.

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 27»Шатурского муниципального района Московской областиСообщение «Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников в познавательной деятельности» Подготовила: Воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «Детский сад № 27» Ёлгина В.И.п. Радовицкий2014г.«Дети - это мира нежные загадки,и в самих загадках кроется ответ…»М.Цветаева В Концепции модернизации российского образования преобладает «ориентация не только на усвоение ребенком определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Как показал анализ литературы, проблемы в учебе младших школьников обусловлены не достаточным осознанием ими сути своей деятельности, в том числе учебной. В частности, младшие школьники испытывают трудности при самостоятельном определении цели деятельности, путей ее достижения, последовательности действий для решения учебной задачи, а также при использовании имеющегося опыта познавательной деятельности в реальной жизни. Следовательно, уже в дошкольном периоде необходимо обеспечить детям оптимальные условия для развития предпосылок осознанности деятельности, представляющих собой ориентировку на различные компоненты решения познавательной задачи. Однако, в настоящее время, в целом ряде психолого-педагогических работ говорится о позитивном значении кооперированной деятельности дошкольников друг с другом для их познавательного развития. При этом стоит отметить, что большинство исследователей связывают возможность организации подобного взаимодействия лишь со старшим дошкольным возрастом. Но, по мнению педагогов-психологов сверстник начинает привлекать внимание ребенка в более раннем возрасте. Объединение в одной группе детей разного возраста требует от педагога особого внимания к организации их взаимодействия. Вопросы взаимоотношений, совместных действий детей разного возраста, которые воспитываются вместе, остаются без внимания при обсуждении проблем разновозрастных групп. В определенной части педагогов сложилось предубеждение, что пребывание в одной группе детей разного возраста значительно «выгоднее» младшим дошкольникам, чем старшим. Другой стереотип, который требует разрушения: в конфликтах между старшими и младшими детьми автоматически виновными считаются первые. Еще одно предубеждение, которое мешает педагогу формировать гармоничные отношения между детьми, проявляется в культивировании мысли, что младшие дети постоянно нуждаются в помощи, а старшие должны постоянно ее предоставлять. Это лишь часть предубеждений, которые негативно влияют на отношение педагогов к организации эффективного взаимодействия в группе. Важно понять, что эффективное взаимодействие между дошкольниками разного возраста возможно при условии уважительного отношения к ребенку.Работу с детьми целесообразно проводить в двух направлениях: образовательном - формировать представление о том, что означает уважать друг друга, и в чем преимущество партнерских взаимоотношений, и в поведенческом - учить практически выстраивать отношения с другими сверстниками, с детьми моложе и старше. Реализовывать образовательное направлениестоит прежде обратившись к разговору с детьми. Эффективны и фронтальные и неформальные разговоры с отдельными детьми или с подгруппой,способствующих существенным сдвигом в осмыслении ими того или иного явления. Малыш лучше воспринимает слова, обращенные непосредственно к нему, а не ко всей группе. В разновозрастной группе индивидуальное общение особенно важно. Если воспитатель обращает мало внимания на отношения в разновозрастной группе, то это приведет к негативным последствиям. В старших появится превосходство в отношении к меньшим, они начнут управлять.Малыши, протестуя, начнут ломать игрушечные здания старших т.п.. Следует использовать любые режимные процессы для формирования у детей уважительного отношения друг к другу; поощрять к сопереживанию товарищам аплодисментами, рукопожатием, произнесением слов «Молодец», «Класс», «Чудово» Когда по каким-то причинам кого-то постигнет провал, то детей следует учить сочувствовать, употребляя для этого такие слова: «В следующий раз будет намного лучше», используя жесты (рукопожатие и т.д.), поступки (поделиться чем-то). Стремясь способствовать выработке партнерских отношений в деятельности, воспитатель должен принять во внимание:1) объединяя детей для совместной деятельности ориентироваться, прежде всего, на их желание. Одновременно иногда целесообразно прибегать и к случайному подбору детей в подгруппы (по результатам считалки, по определенной нумерации т.п.); 2) если подгруппа, состоящая из детей разного возраста, выполняет одну задачу, следует помогать определить вклад каждого в общее дело. Особенно это важно для детей младшего возраста; 3) обсуждая результаты работы, стоит отметить, что успеха удалось добиться благодаря совместной работе всех членов команды;4) подчеркивать, что чрезвычайно результативной является работа детей в парах: младший и старший ребенок. Таким образом, пытаясь организовать эффективное взаимодействие детей разного возраста, целесообразно учитывать прежде внутреннюю мотивацию каждого ребенка, его потребности, интересы, эмоции.Алгоритм влияния на формирование отношений дошкольников в разновозрастной группе может быть таким: 1. Полагаться на организацию деятельности как на определяющую условие достижения цели и результативности. Каждый вид деятельности в разновозрастной группе требует предварительной подготовленности и продуманной организации. Приводим формы и приемы организации игр, трудовой, учебной, образовательной деятельности: а) последовательная (начинают работу старшие дети, а через определенное время привлекаются младшие дети); б) одновременно (начинают все вместе, через некоторое время младшие заканчивают, старшие продолжают); в) отдельная (каждая подгруппа организована в различных видах деятельности с различным содержанием); г) деятельность может быть одна и та же, но с разным программным содержанием для каждой подгруппы); д) показ, объяснение или образец для младших может подать старший ребенок; е) для урегулирования физической нагрузки используются «знаки» (фишки, наголовники т.д.) для каждого ребенка определенной возрастной подгруппы; 2. Прилагать усилия для обеспечения оптимальной активности детей каждой возрастной подгруппы и каждого ребенка в частности, чтобы совместная деятельность была не только интересной, но и полезной; 3. Учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей; 4. Стараться избегать игр соревновательного характера.Итак, правильно организованное общение детей между собой оказывает большое влияние на их психическое развитие. Отношения старших детей с младшими способствуют формированию товарищеских взаимоотношений, взаимопомощи. Общение детей - важный фактор развития речи, мышления и т.д.Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети -  играя, учатся.В дидактической игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал. Малышам доступны все виды игр, включая сюжетно-дидактические; если старшие дошкольники в играх строят развернутые высказывания, младшие могут ограничиться однословными. Опыт участия в совместных играх для них не является бесполезным. Желательно сотрудничество старших с младшими в вечерах загадок. Старшим доступны более сложные загадки, чем малышам. Наблюдение и посильное участие в этой деятельности создают благоприятную почву для дальнейшего развития всех детей. Опыт показывает, что целесообразна организация совместных игр еженедельно, в помещении во второй половине дня, на прогулке. Всё это дает ожидаемые результаты. Сложность планирования работы в разновозрастной группе проявляется в том, что воспитатель должен всегда учитывать возраст детей разных подгрупп и привлекать к работе с детьми детей старших подгрупп, обращая особое внимание на индивидуальную работу в течение дня.Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой. Однако организация обученияпо возрастным подгруппам может быть эффективной только при условии участия в нем помощника воспитателя и четкого распределения обязанностей между ним и педагогом. Сложность организации обучения по возрастным группам определяется тем, что педагог должен четко представлять цель и методику проведения занятий для каждой подгруппы, а также подготовить необходимый для каждого занятия набор дидактического материала. Каждый участник в процессе взаимодействия актуализирует собственные знания, а особенности коммуникации с другими участниками позволяют воспринимать предлагаемую им информацию с другой точки зрения. Каждый также выполняет именно то действие в процессе общего решения, которое соответствует его возрастным возможностям и способностям. Совместная деятельность детей разного возраста предоставляет им конкретные образцы поведения, возможность подражать этим образцам, что так же способствует развитию осознания детьми своей деятельности.Было сделано предположение, что такая форма кооперации способствует развитию предпосылок для осознания познавательной деятельности. В ходе проведенного исследования данное предположение было экспериментально доказано. Таким образом, разновозрастное взаимодействие детей может стать основой такой развивающей работы с дошкольниками, которая оптимизирует становление предпосылок осознанности деятельности. Итогом реализации разновозрастного взаимодействия станет более качественная подготовка детей к школьному обучению, что способствует повышению продуктивности образовательного процесса в целом.В процессе организации познавательной деятельности детей разного возраста задачей воспитателя являются подбор проблемных задач для совместного решения, а также координация процесса взаимодействия. Проблемные задачи следует подбирать таким образом, чтобы для их решения каждому участнику было необходимо оценивать свои возможности, возможности других участников и условия задания, использовать максимально продуктивный способ выполнения, а также анализировать результат задания. К примеру, в одной из таких познавательных задач воспитатель предлагает образец пирамидки (изображение на бумаге): 10 сегментов разного цвета и разного размера. Каждому раздают равное количество сегментов и предлагают складывать их по образцу и по очереди. То есть ребенок, который начинает выполнять задание, должен определить, есть ли у него первый сегмент. Если он у него отсутствует, нужно передать очередьдругому. Следующий ребенок также анализирует имеющиеся у него части пирамидки и решает, может он их использовать сейчас или ему нужно пропустить ход.Таким образом, в процессе выполнения задания детям необходимо соотносить свои действия с действиями других детей (анализировать, какой сегмент нужно положить следующим и у кого он находится), оценивать свои возможности (пропускает очередь, в случае если у него нет необходимого сегмента), прогнозировать результат действия (соотносить коллективную деятельность с образцом). Еще одним примером может быть следующая проблемная задача. Воспитатель показывает детям игровое поле с расположенными на нем «препятствиями» и «наградой в конце пути» - набор карточек с изображениями отрезков дорожки (разной конфигурации). Далее он объясняет, что нужно провести дорожку от одного конца поля до другого, обойти все препятствия и добраться до финиша к награде, а для этого необходимо по очереди класть на поле по одной карточке, продолжая общую дорожку. Каждому ребенку следует выбирать такое изображение части дорожки, которое необходимо: или обойти предмет, или продолжить движение по прямой. При выполнении задания каждый ребенок сталкивается с необходимостью координировать свои действия с действиями других участников, оценить имеющиеся условия – обойти предмет или продолжить прямую дорожку. Необходимо определить максимально продуктивный способ выполнения задания, т.е. выбрать подходящий в каждом конкретном случае отрезок дорожки, соотнестиконфигурации отрезка с имеющимися условиями, а также оценить результат: достигнута ли цель в виде «награды» в конце пути?Еще один пример. Группе детей воспитатель предлагает наборы для конструирования по количеству участников. Большая часть элементов в каждом наборе одинаковые, однако, в каком-то наборе элементов недостает, в каком-то их больше, чем требуется. Сначала воспитатель назначает ведущим одного из детей и ставит перед ним задачу: необходимо из представленных частей конструктора смоделировать такую фигуру, чтобы другие могли ее повторить. После выполнения задания ведущими поочередно становятся остальные дети. Предполагается, что для успешного выполнения предложенного задания ведущему требуется соотнести имеющийся у него набор элементов с элементами других участников, выявить те, которые есть в наборе у каждого, и использовать только данные элементы. Для этого нужно ориентироваться на условия задания (выявление исходного материала), способ его выполнения (моделирование подходящей фигуры) и результат (оценить его и в случае неудачи выявить путь исправления ситуации). Таким образом, данное задание также стимулирует проявление ориентировки детей на различные компоненты решения познавательных задач. Цикл аналогичных заданий, стимулирующих ориентировку на условия, способ действия и результат, может быть предложен в качестве организованной деятельности дошкольников в образовательном учреждении. Представляется, что такая организованная деятельность может осуществляться в форме фиксированных во времени занятий на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду. Воспитатели могут эффективно использовать данные занятия для оптимизации развития предпосылок, для осознания деятельности детьми дошкольного возраста. Однако, чтобы избежать таких педагогических рисков, как акселерация психического развития детей, достижение данной цели должно осуществляться под руководством и контролем психолога. Ожидаемые результаты реализации и разновозрастного взаимодействия в процессе совместного решения детьми познавательных задач, как отмечалось ранее, связаны с гармонизацией становления ориентировки на разные компоненты процесса решения познавательной задачи, с повышением осознанности познавательной деятельности, а также с развитием учебной мотивации и познавательных интересов. Итак, в целом ряде психолого-педагогических работ говорится о позитивном значении кооперированной деятельности дошкольников друг с другом для их познавательного развития.. Следовательно, если педагог сумеет правильно установить отношения между детьми, организовать занятия и различные виды деятельности в разновозрастной группе, дошкольникам будет интереснее, чем среди сверстников. Главное, чтобы каждый член детской группы чувствовал себя на своем месте и понимал, что его любят, уважают, без него будут скучать, а он будет скучать без друзей.Разновозрастное взаимодействие также способствует развитию критической функции мышления, разносторонних представлений об окружающем мире, способностей к самостоятельному решению познавательных задач и нахождению путей преодоления возможных проблемных ситуаций. Таким образом, организация разновозрастного взаимодействия позволит в рамках дошкольных учреждений оптимизировать всестороннее развитие детей и повысить возможности их подготовки к школе. Использованная литератураАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось-89, 1997.Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: Монография. Ярославль: Академия развития, 2002.Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. Киев: Випол, 1993.Князева Е. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников впознавательной деятельности // Дошкольное воспитание. 2013 №10.Князева Е.С. Исследование предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 2. Князева Е.С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. № 2.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погальша В.М. Межличностное общение: Учебник для ву зов. СПб: Питер, 2001.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб: Питер, 2009.Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X