Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Потоцкая Ольга Николаевна

"Способы работы над арпеджио трезвучий и оминантсептаккордов"

скачать документ

Вернуться назад

Открытый урок по флейте по теме «Способы работы над апреджио трезвучий и доминантсептаккордов» Разработала:Потоцкая Ольга Николаевна педагог ДОГБОУ школа №1601г.МоскваПланоткрытого занятия (объединение «Флейта»)Тема занятия: «Способы работы над арпеджио трезвучий и доминантсептаккордов»Цель занятия: совершенствование техники игры в процессе работы над арпеджио трезвучий.Задачи занятия: Учебная: научить учащихся правильно исполнять длинное и короткое арпеджио и объединять звуки арпеджио в единую линию.Развивающая: улучшение техники исполнения на флейте музыкальных произведений за счет согласованности движений пальцев и языка учащегося.Воспитательная: Воспитывать качественный слуховой контроль, внутреннюю дисциплину, выносливость, внимание, умение быть сосредоточенным. Воспитывать волю и уверенность в успехе.Методы: исполнение, прослушивание и сравнение. Ход занятия:Гамма соль мажор + длинное и короткое арпеджио тонического трезвучия + длинное и короткое арпеджио доминантового септаккордаН.Платонов Этюд № 16Теоретическая часть (5 мин)Систематическая работа над этюдами, гаммами является обязательной стороной комплексного развития техники. Труд – залог успеха над техникой. На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство флейтиста: беглость, а также ровность, чёткость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. всё то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова.ИСПОЛНЕНИЕ ГАММ И АРПЕДЖИО — один из разделов работы музыканта-духовика над совершенствованием исполнительской техники.Гаммы, различные виды арпеджио, септаккорды являются типичными видами изложения по горизонтали (высоте и длительности) мелодической линии, овладение комплексом которых на уровне автоматизма способствует облегчению процесса изучения и исполнения этюдов, музыкальных произведений и партий оркестрово-ансамблевого репертуара. Работа над этим материалом позволяет музыканту-духовику: овладеть рациональной аппликатурой инструмента; добиться динамической и тембральной ровности звучания различных его регистров; совершенствовать навыки чистоты интонирования, ладово-слуховых представлений; усвоить технику смены дыхания и выполнения различных штрихов.Гаммы и арпеджио принято исполнять в следующей последовательности: а) мажорная гамма в прямом (восходящем и нисходящем) движении; мажорное трезвучие в прямом движении и в обращениях; доминантсептаккорд в прямом движении и в обращениях; б) минорная гамма (гармоническая, мелодическая); минорное трезвучие в прямом движении и в обращениях; вводный септаккорд в прямом движении и в обращениях. При исполнении гамм и арпеджио следует придерживаться следующих основных принципов:1. Гаммы, арпеджио и септаккорды, как правило, исполняются в 1, 11/2, 2, 21/2и 3 октавы в зависимости от диапазона инструмента и технического уровня музыканта.2. Исполняемые в прямом движении гаммы, тонические трезвучия и их обращения должны начинаться и заканчиваться тоникой лада, а обращения доминантсептаккорда (в мажоре) и вводного септаккорда (в миноре) при завершении исполнения следует разрешать в тонический звук.3. Тоническое трезвучие в прямом движении исполняется триолями, а его обращения — в квартольном изложении; при этом тоническое трезвучие, исполняемое в 21/2 октавы, то есть до квинтового тона, оформляется квартолями, а при игре в 11/2 октавы рекомендуется после тоники исполнить еще квинтовый и тонический звуки.4. Доминантсептаккорд и вводный септаккорд оформляются в прямом движении квартолями. Сегодня мы не будем трогать минор и вводный септаккорд, а остановимся на мажоре и доминантовом септаккорде.5. Гаммы в 1 и 2 октавы исполняются как в дуольном, так и в квартольном изложении, а в 11/2 октавы оформляются либо квартолями, либо триолями. Гаммы в 21/2 (до квинты) и в 3 октавы возможно играть в триольном или квартольном оформлении.6. Весь комплекс гамм лучше всего — в зависимости от поставленной цели — исполнять различными штрихами, нюансами, используя рациональные виды аппликатуры.Практическая часть (23 мин)Существует такое понятие как устойчивые и неустойчивые ступени. Так вот, устойчивыми ступенями в гамме любой тональности являются 1-ая, 3-я, 5-ая, остальные - неустойчивые. Вы наверняка заметили, что первые, взятые вместе, составляют аккордовое трезвучие, а последовательно минимально возможное арпеджио - короткое.Вспомним, как играется длинное арпеджио и пусть Настя сыграет его на стаккато, а затем на легато.Теперь Настя на стаккато, а затем на легато играет короткое арпеджио (группируем по 4 ноты - квартолями).Аня, попробуй сыграть теперь короткое арпеджио триолями. Настя, а ты исполни такой вариант арпеджио на легато (лигуем по 3 ноты).Сейчас мы подошли к главному на нашем сегодняшнем занятии – к арпеджио доминантсептаккорда. Он строится из неустойчивых ступеней, за исключением 5 (доминанты).Неустойчивые ступени "стремятся" в своем звучании к устойчивым, поэтому они слышатся как бы "незаконченными" в рамках той гаммы, в которой они рассматриваются. Здесь и главное отличие устойчивых и неустойчивых ступеней - первые не требуют разрешения в другую ноту, вторые требуют. Так 2-ая ступень стремится к 1-ой, 4-ая к 3-ей, 7-ая к 1-ой.Аня попробует исполнить длинное арпеджио D7 на стаккато, а Настя на легато. После этого попробуем сыграть короткое арпеджио (оно строится, как и в коротком арпеджио тонического трезвучия по 4 ноты).А теперь мы разберем этюд Н.Платонова, который во многом строится на основе арпеджио трезвучий.Подведение итогов (2 мин)После тщательной проработки таких упражнений и вариантов можно сделать вывод, что специальная тренировка отдельных технических приемов просто необходима для развития и роста технических навыков у учащихся. Работа над техникой – умственный процесс. А ключ к решению технических проблем лежит в правильных мысленных и слуховых установках флейтиста, которые должны сочетаться с непрерывным совершенствованием его двигательных ощущений, навыков и умений. Этюды занимают промежуточное положение между упражнениями и пьесами. Упражнения всегда строятся на повторении одной звуковой формулы, а в этюде лежащие в его основе формулы варьируются, чередуются или же разнообразно сочетаются. Кроме того, в этюдах всегда имеется определенное хотя бы очень простое, эмоциональное содержание. Игра этюдов позволяет уделять больше внимания преодолению двигательных трудностей, чем игра пьес, а с другой стороны – требует более тонкой техники и большего разнообразия красок, чем игра упражнений.  Вывод и прогнозируемый результат:Работа над формированием рациональных пальцевых движений в соответствии с языком занимает много времени, т.к. правильная атака звука требует тщательной проработки. Поэтому Насте и Ане предстоит ещё много тренироваться, чтобы достичь желаемой свободы и совершенствования технических навыков. Это поможет не только в работе над этюдами, но и в исполнении виртуозных пьес. Литература:Н.Платонов «Методические рекомендации при обучении игре на флейте». М., 1987Ю.Должиков «Обучение на флейте». М., 2001 Й.Зайвей «Основные принципы исполнительства на флейте» М., 2007

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X