Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ерошенко Юлия Викторовна

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики

скачать документ

Вернуться назад

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики.Ерошенко Юлия Викторовна «МБОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» г. Грайворона ( «МБОУ СОШ с УИОП» г.Грайворонаучитель математикиСкажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Дай мне действовать самому и я научусь (китайская мудрость) Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Занятие проектно-исследовательской деятельностью, в ходе которой заложенные от природы потребности школьников в поиске решения возникающих задач, приобретают характер научного познания действительности, предоставляет значительные возможности, для саморазвития личностного потенциала в процессе приобретения необходимых знаний и умений. Задачи проектно-исследовательской деятельности:1. Создать условия для организации деятельности обучающихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.2. Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, то есть научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.3. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Функции проектно-исследовательской деятельности:- воспитание познавательного интереса;- создание положительной мотивации учения и образования;- формирование глубоких, прочных и действенных знаний;- развитие интеллектуальной сферы личности;- формирование умений и навыков самообразования;- развитие познавательной активности.Обучение обучающихся проектно-исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников.Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектно-исследовательской деятельности:1. Рефлексивные: при оказании учителем консультативной помощи в ходе выполнения проектов и обозначаются проблемы, возникновение которых поможет выявить рефлексия. Пример вопросов рефлексии:- Что мне лично дало выполнение проекта?- Что у меня не удалось по личной вине, в чём это заключалось?- Что у меня не удалось по объективной причине, в чём это заключалось и как следует избежать неудач в будущем?- Если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха?2. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.3. Поисковые (исследовательские): находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.4. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.5. Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.6. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, работа в сотрудничестве, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус, отвечать на незапланированные вопросы. Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно обучающимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.Исследовательский проект обучающегося – проект по выполнению исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами исследовательской деятельности. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении, процессе, предмете, организованное оптимальным способом. Этапы работы над исследовательским проектомПлан работы над исследовательским проектомСтруктура исследовательского проектаОформление исследовательского проектаПредставление исследовательского проектаОценка исследовательского проектаЭтапы работы над исследовательским проектомПервый этап: определение темы исследования, главным критерием которой становится проблемность.Второй этап: подробный инструктаж по составлению плана сбора информации. На этом этапе обучающиеся: вводятся в основы методологии науки, правила постановки научного эксперимента; обучаются формулировать цель, задачи, гипотезу предстоящего исследования.Третий этап : проработка источников информации, реферативная работа, работа над исследованием. Данная работа осуществляется в постоянном контакте руководителя проекта с обучающимися.Четвертый этап: формулирование выводов, подготовка к защите проектно-исследовательской работы. Это является очень важным моментом, так как у обучающихся формируются умения и навыки: составлять научный доклад, соответствующий временному регламенту; выступать перед публикой; отстаивать свою точку зрения. При подготовке к докладу можно составить презентацию, которая снабжается интересным материалом и иллюстрациями. Презентация будет являться планом-конспектом для выступающего и облегчает слушание и понимание.План работы над исследовательским проектом1. Определение темы проекта.2. Формулировка проблемы.3. Выдвижение гипотезы.4. Определение названия проекта.5. Формулировка дидактических целей проекта.6. Формулировка методических задач.7. Обсуждение алгоритма работы.8. Обсуждение возможных методов исследования.9. Обсуждение возможных источников информации.10. Самостоятельная работа обучающихся.11. Промежуточное обсуждение полученных данных. 12. Защита полученных результатов и выводов.13. Внутренняя оценка работы.14. Внешняя оценка работы.Структура исследовательского проекта1. Введение: указывается цель исследования, проблема исследования, которую предполагается решить.2. Основная часть: даётся краткий обзор используемой литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литерату­ре, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения; тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно дать план, выделить параграфы).3. Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.Оформление исследовательского проекта1. Титульный лист:а) где выполнена работа;б) название темы;в) автор;г) научный руководитель.2. Введение: обоснование актуальности темы, обзор научной литературы по теме исследования.3. Материалы и методы исследования.4. Результаты исследования.5. Обсуждение полученных результатов исследования.6. Выводы.7. Список источников и литературы.8. Приложение (таблицы, графики, рисунки).Примерный план выступления школьника-исследователя на конференции1. Тема исследования.2. Цель.3. Научный руководитель.4. Характеристика исследуемых явлений.5. Методика проведения исследования.6. В содружестве с кем проводилась работа.7. Использованные приборы, оборудование, материалы.8. Обзор полученных данных.9. Методика их обработки.10. Результаты исследования, представленные в наглядной форме (диапозитивы, таблицы, графики, схемы и т.п.).11. Анализ результатов работы.12. Выводы.Критерии оценки исследовательского проектаОценка работы по подготовке проекта1. Обоснованность выбора темы.2. Полнота раскрытия темы, самостоятельность, завершенность деятельности по проекту.3. Структурированность информации.4. Новизна в раскрытии темы.5. Степень актуальности.6. Ссылки на источники информации (цитируемость используемой литературы), Интернет-ресурсы.7. Экскурсия, встреча, выставка (фото-, видеоотчеты, письменный анализ полученной информации).Оценка результата поиска1. Практическая направленность проекта (наличие результата).2. Качество отчета: - эстетичность оформления;- структурированность информации;- соответствие стандартным требованиям.3. Анализ проделанной работы, наличие независимой рецензии.Оценка презентации проекта1. Соответствие представленного материала проблеме проекта.2. Качество подачи материала (полнота раскрытия темы, самостоятельность, аргументированность).3. Степень осмысленности владения информационными технологиями (соответствие выбранных технологий поставленным задачам по проекту, дизайну, форме подачи материала).4. Уровень владения проблемой, темой (ответы на вопросы).5. Степень доступности восприятия материала аудиторией.6. Ссылки на источники информации, Интернет-ресурсы, Интернет-ресурсы.7. Соблюдение регламентаЛитература:М.Б.Романовская Метод проектов в образовательном процессе. Завуч: управление современной школой №1, 2007Л.Р.Шафигулина Проблемное и игровое обучение. Волгоград «Учитель», 2012Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Познавательная деятельность. Москва «Просвещение» , 2011

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X