Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Овчинникова Людмила Павловна

Развитие познавательного интереса у младших школьников через применение проектно-исследовательской деятельности у учащихся Биоквантума

скачать документ

Вернуться назад

Тема:Развитие познавательного интереса у младших школьников через применение проектно-исследовательской деятельности у учащихся БиоквантумаАвтор: Овчинникова Людмила Павловна,Педагог дополнительного образованияМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский Технопарк «Кванториум» (МБОУ ДО Кванториум)Город Комсомольск-на-АмуреВ новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личных качеств и способностей, обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно-деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуаций. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя или педагога. Задачами, формирующими познавательную активность являются внимательность к каждому ребенку; способность увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы; создавать все условия для поддержания интереса к науке, к знаниям.Мною была поставлена такая цель: развитие творческих способностей, логического мышления и познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Задачи:изучить методическую литературу на тему проекта и исследовать роль проектного метода на развитие познавательной самостоятельности учащихся;ознакомить обучающихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов;использовать метод проектов во внеурочной деятельности;проанализировать и обобщить полученные результаты применения метода проектов;распространить полученный опыт в педагогических сообществах разного уровня.Происходящие в последнее время изменения в жизни общества требуют внедрения новых способов организации урочной и внеурочной деятельности. В связи с этим всё более актуальным становится использование приёмов и методов, которые направлены на умения самостоятельно добывать знания, делать выводы, применять полученные знания на практике. Это обусловлено введением в образовательный процесс метода учебных проектов.Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата.Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен образовательного учреждения в природную и социальную среду, пробуждает интерес учащихся к разным видам общественно- значимой деятельности.Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания в 1925 году брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Под проектным методом имеется в виду система действий педагога и учащихся по разработке проекта.В своей педагогической практике педагоги чаще всего использует такие виды проектов, как информационные и исследовательские. Вид проекта зависит от темы. Дети работают над проектом как индивидуально, так и в группах (объединениях). По продолжительности времени это были и мини-проекты, так и долгосрочные проекты. Перед тем, как приступить к разработке проекта, необходимо провести работу, которой не всеми членами педагогического сообщества уделяется достаточное внимание – формирование проектных групп. Этапы этого процесса отражены в таблице. Формирование проектных группКраткое содержание этапаРекомендацииНа 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группыПрактика показывает, что оптимальное число членов группы – от 7 до 10 человек, но это реально лишь в условиях частной школы. Минимальное число участников необходимо определить для того, чтобы работа групп и их руководителей проходила в равных условиях. Максимальное число участников определяется тем, что слишком большие группы становятся педагогически неуправляемыми.На 2-м этапе каждый учитель предлагает свою тему проектаТемы могут или предлагаться учителями самостоятельно, или обсуждаться на заседании кафедры, или вырабатываться в ходе "мозгового штурма" с участием учащихся. Число тем должно совпадать с числом учителей.На 3-м этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица «Подготовка к проектной неделе»Содержание таблицы: Ф.И.О. учителя - руководителя проекта (Ф.И.О. консультанта, если он назначается); тема проекта; учебные предметы; классы, на которые рассчитан проект; Ф.И.О. участников проекта (пустая графа).На 4 этапе происходит выбор темыКаждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу таблицы. Учащимся, которые затрудняются в выборе, оказывают помощь классные руководители, учителя предметники, педагоги-психологи.На 5-м этапе завершается формирование проектных группЗа два месяца до начала проектной недели формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.Для того чтобы определить систему действий в процессе данной технологии учителя и учащихся, необходимо определить основные этапы разработки учебного проекта от начала до конца учебно-проектной деятельности. Этапы работы над проектомЭтапСодержание этапаРазработка проектного заданияНа этом этапе учитель продумывает темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают тему, которая, по их мнению, будет наиболее приемлема. Кроме того, на этапе разработки проектного задания происходит формирование творческих групп. Для этого учитель организует объединение учеников в небольшие команды. Учащиеся обсуждают возможные результаты исследовательской деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; учитель непосредственно участвует в происходящей дискуссии, направляя её, но не навязывая готовых решений.Разработка проектаУчитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. Учащиеся выполняют поисковую деятельность. Оформление результатовУчитель выполняет те же действия, что и при разработке проекта; учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам.Презентация результатов Преподаватель приглашает наблюдателей (например: родителей, других учителей, представителя школьной администрации), организует творческий отчёт учеников. Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты в различных формах, заранее определённых на первой стадии (это могут быть слайд-презентации, фотоальбомы, поделки, выставки, театрализованные представления – в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся).РефлексияУчитель анализирует свою педагогическую деятельность, учитывая оценки детей. Дети осуществляют рефлексию текущего процесса.В качестве примера я хочу рассмотреть проект «Разработка методов восстановления почвенного состава рокария кабинета Биоквантум МБОУ ДО Кванториум».На начальном этапе работы определили размер проектной группы, была предложена тема проекта «Состав почвы рокария кабинета Биоквантум», в ходе обсуждения и изучения данного вопроса, окончательная тема звучала так «Разработка методов восстановления почвенного состава рокария кабинета Биоквантум МБОУ ДО Кванториум». Педагогом при помощи обучающихся были поставлены цели и задачи, а так же составлен план работы над проектом. Цель проекта: Разработка мелиоративных восстановительных мероприятий по повышению плодородия почвы рокария в кабинете «Биоквантум».Задачи: Изучить состав почвы рокария;Исследовать физико-химические свойства почвы;Разработать методику восстановления почвы;Развивать умение работать в группах. Во время составления плана работы были распределены обязанности каждого ученика по сбору информации. Следующим этапом работы над проектом было проведение опытов и выяснение состояния почвы. После проведенной работы обучающиеся сделали выводы и предложили способы восстановления и улучшения почвы. В дальнейшем эта работа была продолжена как исследовательская и была представлена на конкурсе.Работа по реализации темы «Развитие познавательного интереса у младших школьников через применение проектно-исследовательской деятельности у учащихся Биоквантума» дала определённые результаты в обучении и воспитании младших школьников. Она позволила в значительной мере повысить познавательную активность детей. Совместная исследовательская и познавательная деятельность обучающихся развила коммуникативную, самостоятельную, и творческую активность школьников.По результатам применения метода проектов выявлено:- обучающиеся расширяют свой кругозор, который выходит за рамки того, что предлагается им на уроках;- развивают умение вербально и наглядно презентовать подготовленные материалы;- учатся организовывать самостоятельную деятельность по поиску информации, её отбору и оформлению;- учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;- повышение познавательной активности обучающихся.Список литературы:Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности. // Начальная школа №8, 2012.Давыдов Е.А. Использование проектно-исследовательской формы обучения в образовательном процессе начальной школе. // Начальная школа №6, 2010.Зорина Т.Г. организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №6, 2009.Кудряшова М.Г. Приёмы педагогической техники в начальной школе. // Начальная школа №12, 2011.Масленникова Е.Е. проектная деятельность младших школьников. // Начальное образование №5, 2009.Педагогические технологии: Что это такое и как использовать в школе./ Под редакцией Т.П.Шамовой, П.И. Третьякова/ - М., 1994.Тарасова Т.И. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников. // Начальное образование №3, 2009. Образовательный портал Prodlenka.org - Лекция №6: «Технология проектного обучения».

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X