Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Марина Алексеевна Турковская

Проект " Народная тряпичная кукла"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеИркутской области гор. Усть-Кута «Детский сад №22 «Айболит»Познавательно- творческий проект«Народная тряпичная кукла»для детей 6-7 лет Автор проекта: воспитатель 1 катТурковская Марина АлексеевнаГ. Усть-Кут2023Здравствуйте Уважаемые коллеги! Хочу представить свой опыт работы по теме « Народная тряпичная кукла» «Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринТема проекта: «Народная тряпичная кукла» Введение Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.Актуальность :Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.Проблема проекта: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет сформированных знаний, какие материалы подойдут для изготовления тряпичной куклы, а какие нет. Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа. Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста, к истокам русской народной культуры, через изготовление народной тряпичной куклы. Задачи:Обучающие:1.Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования; 2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;3.Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.Развивающая:1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.Воспитательные:1. Воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке.3. Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, семьи воспитанников.Тип проекта: Познавательно- творческий, среднесрочный.Сроки реализации проекта: 2 неделиПродукт проектной деятельности: папка раскладушка с консультациями, памятка для родителей, презентации.Формы реализации проекта: беседа, информация для родителей, мультимедиа, игры.Методы проекта: практический, познавательный, наглядный, словесный, опрос.Предполагаемый результат:Для детей1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой:-подборка иллюстраций и фотографий;-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;-выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла».3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.Для педагогов:1.Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;2. Распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.Для родителей:1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.Работа с родителями:Изготовление памятки кукла «Кукла колокольчик» Цель: Приобщение родителей в организацию совместной деятельности с детьми дома. Изготовление книжки- раскладушки «Народные тряпичные куклы» (игровые, обереговые, обрядовые);мастер-класс для родителей с детьми «Кукла колокольчик».Этапы реализации проектаПодготовительный этапОсновной этапЗаключительный этап- Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;- составление памяток, консультаций, рекомендаций;- постановка цели и задач проекта;- выявление знаний детей о тряпичной кукле;- анкетирование родителей, «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома?»;- подбор литературы для работы с детьми;- выбор основных мероприятий;- подбор наглядного материала; -создание дидактических игр; -создание эстетической обстановки атмосферы национального быта – русский уголок;-создание уголка сказки, ряжений, уголка мастерилки.- Беседы, наблюдения, занятия с детьми по теме проекта; - просмотр презентации «Народная тряпичная кукла».- изготовление народных кукол.Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».Чтение художественной литературы;- народная сказка «Василиса Прекрасная»или матушка кукла;- сказка «Крупеничка»;- сказка «Десятиручка»;- норвежская сказка «Куколка в траве»;- стихи о куклах авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов;- потешки, поговорки, загадки.Дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний развития творчества и воображения;- «Составь картинку»;- «Кто ты куколка моя?»;- «Узнай по описанию»;- «Узнай элемент узора»;- «Закончи узор»;- «Народные промыслы»;- «Что из чего».Пальчиковые игры:- «Наперсток»;- «Не плачь куколка моя»;- «Катины куклы».Хороводные игры:- «Платок»;- «Приехала купаленка».Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с народными куклами.Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла».Слушание произведения П.И. Чайковского «Новая кукла».Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах.-Мастер-класс для родителей «Кукла колокольчик»;- создание мини-музея «Народная тряпичная кукла».Мониторинг для детейВыяснить интересы и потребности детей по данной теме:1. Знаешь ли ты, что такое кукла?2. Есть ли дома тряпичная кукла?3. Какие народные тряпичные куклы т знаешь ?4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?6. Что нужно для изготовления народной куклы?7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу?8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?План работыДни неделиОсновной этапУчастникиОтветстве-нныйПн1-я половина дня1)Беседа «История возникновения куклы».2)Рисование «Моя народная тряпичная кукла».2-я половина дня1) Чтение сказки «Василиса Прекрасная».2) Хороводная игра «Платок».Дети, воспитательВоспитательВт1-я половина дня1)Беседа «Виды кукол»2) Дидактическая игра «Кто ты куколка моя»2-я половина дня1)Чтение норвежской сказки «Куколка в траве».2)Пальчиковая гимнастика «Напёрсток».Дети, воспитательСр1-я половина дня1)Беседа «Русская народная кукла»2) Лепка «Сарафан для куклы»2-я половина дня1)Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери»2)Дидактическая игра «Узнай по описанию»Дети, воспитательЧт1-я половина дня1)Беседа «Знакомство с тряпичной куклой».2) Просмотр иллюстраций и схем изготовления народной куклы.2-я половина дня1) Конструирование с детьми «Кукла закрутка».2) Хороводная игра «Приехала купаленка».Дети, воспитательПт1-я половина дня1)Просмотр презентации «Русская народная кукла».2) Чтение сказки «Крупеничка».2-я половина дня1)Чтение сказки «Матушкина куколка».2) Пальчиковая гимнастика «Не плач куколка моя».Дети, воспитательПн1-я половина дня1)Беседа «Моя любимая игрушка».2) Рисование «Моя обереговая кукла»2-я половина дня1) Чтение сказки «Десятиручка»2) Дидактическая игра «Закончи узор».Дети, воспитательВт1-я половина дня1)Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная кукла».2-я половина дня1)Конструирование куклы «Зайчик на пальчик».Дети, воспитатель родителиСр1-я половина дня1)Дидактическая игра «Народные промыслы»2)Чтение стихов, потешек, загадок о куклах.2-я половина дня1)Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».Чт1-я половина дня1)Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление).2) Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка».2-я половина дня1)Мастер - класс для родителей с детьми по изготовлению куклы «Кукла колокольчик».Дети, воспитатель родителиПтЗавершение проекта:- создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла»;- презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная»;- посещение музея детьми других групп.Дети, воспитательРезультатом проекта: По результатам работы проекта стало понятно, чтознакомство с историей народной куклы и технологией еѐ изготовления,возможно, начинать с детского сада. Работа с детьми по данному проекту даѐтположительные результаты, дети усвоили материал. Знания и умение детей возросли, углубились за счѐт полученных навыков работы по изготовлению народной куклы. Одним из важных моментов в изготовлении народной куклы является, то, что еѐ можноизготовить без иглы и ножниц.Этот проект предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами. Народная кукла наиболее близка детям, и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.Завершающим этапом проекта стало создание мною мини — музея « Народнаякукла», посвящѐнного народной кукле. Все экспонаты музея былисозданы родителями и детьми, из разных материалов (ткань, нитки, пряжа, солома,мочало, лѐн) По мере надобности экспонаты музея постояннопополняются.Завершение проекта-Презентация проекта.Список литературыМетодическая литература1.Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с. 4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ 5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками.: МоскваДетская литература6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 4927. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка»стихи и загадки.Электронные (интернет) ресурсы:8. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru9. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru10. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net11. Славянская кукла: www.slavakukla.ru12. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.13. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.14. Ручная Работа: 15. Славянская доктрина :  www.mirtesen.ru16. Славянские куклы: www.liveinternet.ru

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X