Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Марлагина Оксана Владимировна

Задачи на выявление сцепленных аллелей. От простых к сложным.

скачать документ

Вернуться назад

Задачи на выявление сцепленных аллелей. От простых к сложным.1. Задача, в которой указаны доминантные и рецессивные аллели. Следует составить схему скрещивания, найти сцепленные аллели, объяснить формирование фенотипических групп. Задача простая.При скрещивании растений томата с округлыми плодами (А) и нормальными листьями (В) с растениями, имеющими продолговатые плоды и пятнистые листья, в потомстве получено 350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями, 123 растения с продолговатыми плодами и нормальными листьями, 119 растений с округлыми плодами и пятнистыми листьями и 344 растения с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.Алгоритм рассуждения к решению задачи.1. В условии задачи имеется указание на доминантные и рецессивные аллели. Следует сделать краткую запись об этом.А – округлые плодыа – продолговатые плодыВ – нормальные листьяв – пятнистые листья2. Составление схемы скрещивания. Важно!!! Схему необходимо оформить аккуратно (уменьшить вероятность «недочитывания» критериев ответа экспертами, проверяющими Ваш бланк ответов), указав в схеме и генотипы и фенотипы организмов. Примечание. Если в схеме указаны фенотипы и генотипы организмов, аккуратно структурированы записи, нет необходимости делать отдельные записи (после схемы) полученного потомства.Рассуждение для составления схемы скрещивания. 1. Если при скрещивании томата с доминантным фенотипом с томатом с рецессивным фенотипом образовалось 4 фенотипические группы в потомстве, то томат с доминантным фенотипом будет дигетерозиготным по генотипу и у него образуется 4 типа гамет.2. Расщепление по фенотипу в потомстве весьма неравномерное, сильно уклоняется от 1:1:1:1. Для определения сцепленных аллелей в схему обязательно нужно проставить количество особей по каждому фенотипуР:АаВвхааввокруглые пл., нормальн. листьяпродолгов. пл., пятнист. листья204398228511501248852255298005431733348110-531742552980054317315378002565401841500G:АВ, Ав, аВ, ававсцеп крос крос сцепF:АаВв ааВв Аавв ааввокругл. пл, продолг. пл. округл. пл. продолг. пл., норм. лист. норм. лист. пятнист. лист. пятнист. листья350 123 119 3443. Анализируя потомство, выделяем фенотипические классы, по которым потомства получилось больше всего (в нашем случае это 350 и 344), находим гаметы от дигетерозиготы, которые привели к формированию самого многочисленного потомства (у нас это АВ и ав, что обязательно нужно указать или в схеме, или в ответе). Эти гаметы укажут на сцепленные изначально аллели. 4. Формирование 4 фенотипических групп объясняем тем, что сцепление неполное, был кроссинговер, в результате которого образовались еще 2 гаметы (кроссоверные гаметы Ав и аВ в нашей задаче). Итог: задача решена (имеется схема скрещивания, определены генотипы потомства), объяснено формирование 4-х фенотипических групп. 2. Задача, в которой не указаны доминантные и рецессивные аллели. Следует составить схему скрещивания, найти сцепленные аллели, объяснить формирование фенотипических групп. Задача с усложнением. При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.Алгоритм рассуждения к решению задачи.1. Нужно запомнить, что во всех задачах есть либо прямые указания на доминантные и рецессивные аллели, либо есть «подсказки» в самом условии. «Подсказка» в данной задаче «При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой..». Здесь указан фенотип растения, которое в последствии при анализирующем скрещивании в потомстве сформировало 4 фенотипических группы. Это возможно только в случае, если такое растение дигетерозиготное по генотипу, а его указанный в условии фенотип «подскажет» доминантные аллели.Следует сделать краткую запись об этом.А – высокий роста – карликовостьВ – цельные листьяв – расчлененные листьяПримечание. Не забываем, что если образуется 4 фенотипических группы у потомства, то дигетерозиготный родитель образует 4 типа гамет.2. Оформляем схему решения задачи, записи делаем аккуратно, в схему вписываем и генотипы и фенотипы всех растений. Указываем количество растений по каждой фенотипической группе у потомства.Р:АаВвхаавввысок. рост., цельн. листьякарлик, расчлен. лист.204398228511501248852255298005431733348110-531742552980054317315378002565401841500G:АВ, Ав, аВ, ававкрос сцеп сцеп кросF:АаВв ааВв Аавв аавввысок. рост, карлик. высок. рост карликцельн. лист. цельн. лист. расчлен. лист. расчлен. листья9 40 42 103. Анализируя потомство, выделяем фенотипические классы, по которым потомства получилось больше всего (в нашем случае это 40 и 42), находим гаметы от дигетерозиготы, которые привели к формированию самого многочисленного потомства (у нас это Ав и аВ, что обязательно нужно указать или в схеме, или в ответе). Эти гаметы укажут на сцепленные изначально аллели. 4. Формирование 4 фенотипических групп объясняем тем, что сцепление неполное, был кроссинговер, в результате которого образовались еще 2 гаметы (кроссоверные гаметы АВ и Ав в нашей задаче). Итог: задача решена (имеется схема скрещивания, определены генотипы потомства), объяснено формирование 4-х фенотипических групп.3. Задача, в которой не указаны доминантные и рецессивные аллели, нет «привязки» указанного количества растений, полученных при анализирующем скрещивании, к конкретным фенотипам. Следует составить схему 2-х скрещиваний, найти сцепленные аллели, объяснить формирование фенотипических групп. Задача с 2-мя усложнениями. Скрестили высокие растения томата с округлыми плодами и карликовые растения с грушевидными плодами. Гибриды первого поколения получись высокие с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании этих гибридов получено четыре фенотипические группы: 40, 9, 10 и 44. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп в потомстве.1. «Ищем» доминантные и рецессивные аллели по подсказкам в условии задачи. Анализируя условие, обращаем внимание на фразу: «Гибриды первого поколения получись высокие с округлыми плодами». Эта «подсказка» обращает нас к 1 закону Менделя. У гибридов первого поколения наблюдается единообразие фенотипов и проявляются доминантные аллели. Следует сделать краткую запись об этом.А – высокий роста – карликовостьВ – округлые плодыв – грушевидные плоды.2. Оформляем схему 1 и 2 скрещиваний1 скрещивание Р1:ААВВаавввысок., округл плодыкарлик., грушевид. плоды695325635000919287966300G: АВ авF: АвАв высок., округл плоды (единообразие)2 скрещивание (АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ). Примечание. Если в задаче нет конкретной «привязки» количества растений к фенотипам потомства и при этом указано, что образуется 4 фенотипических класса, то большее количество растений будет соответствовать фенотипу «бабушки и дедушки» (растениям, вступившим в скрещивание № 1 в нашем случае) или фенотипам их непосредственных родителей. То есть на высокие округлые растения и карликовые грушевидные в потомстве второго скрещивания будет приходиться либо 40, либо 44 соответственно. Это указывают в схеме скрещивания так, как дано в образце ниже.Р2:АаВвхаавввысок., округл плодыкарлик., грушевид. плоды204398228511501248852255298005431733348110-531742552980054317315378002565401841500G:АВ, Ав, аВ, ававсцеп крос крос сцепF:АаВв ааВв Аавв аавввысок, карлик. высок. рост карликокругл. округл. грушевид. грушевид.40 или 44 9 или 10 9 или 10 40 или 443. Анализируя потомство, выделяем фенотипические классы, по которым потомства получилось больше всего (в нашем случае это 40 и 44), находим гаметы от дигетерозиготы, которые привели к формированию самого многочисленного потомства (у нас это АВ и ав, что обязательно нужно указать или в схеме, или в ответе). Эти гаметы укажут на сцепленные изначально аллели. 4. Формирование 4 фенотипических групп объясняем тем, что сцепление неполное, был кроссинговер, в результате которого образовались еще 2 гаметы (кроссоверные гаметы Ав и аВ в нашей задаче). Итог: задача решена (имеется схема скрещивания, определены генотипы потомства), объяснено формирование 4-х фенотипических групп.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗАДАЧА С 2-МЯ УСЛОЖНЕНИЯМИ. Не указаны доминантные и рецессивные аллели, нет «привязки» указанного количества мух, полученных при анализирующем скрещивании, к конкретным фенотипам.Скрестили двух мух дрозофил: с серым телом и нормальными крыльями и с чёрным телом и редуцированными крыльями. В первом поколении всё потомство имело серое тело и нормальные крылья. Самок из F1 скрестили с самцами, имеющими чёрное тело и редуцированные крылья. В результате было получено 4 фенотипических класса: 44, 12, 15 и 45 мух. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех родительских особей и потомков. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.1. «Ищем» доминантные и рецессивные аллели по подсказкам в условии задачи. Анализируя условие, обращаем внимание на фразу: «В первом поколении всё потомство имело серое тело и нормальные крылья». Эта «подсказка» обращает нас к 1 закону Менделя. У гибридов первого поколения наблюдается единообразие фенотипов и проявляются доминантные аллели. Следует сделать краткую запись об этом.А – серое телоа – черное телоВ – нормальные крыльяв – редуцированные крылья.1 скрещивание Р1:ААВВааввсерое тело, норм крыльячерное тело, редуц. крылья695325635000919287966300G: АВ авF: АвАв высок., округл плоды (единообразие)2 Скрещивание (АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ). Примечание, если в условии указывается пол организмов, то в схеме это нужно обязательно указывать. Р2:АаВвх ааввсерое тело, норм крылья черное тело, редуц. крылья204398228511501248852255298005431733348110-531742552980054317315378002565401841500G:АВ, Ав, аВ, ав авсцеп крос крос сцепF:АаВв ааВв Аавв ааввсерое т., черн. т. серое т., черн. т.норм. кр. норм. кр. редуц. кр. редуц. кр.44 или 45 12 или 15 12 или 15 44 или 45 3. Анализируя потомство, выделяем фенотипические классы, по которым потомства получилось больше всего (в нашем случае это 44 и 45), находим гаметы от дигетерозиготы, которые привели к формированию самого многочисленного потомства (у нас это АВ и ав, что обязательно нужно указать или в схеме, или в ответе). Эти гаметы укажут на сцепленные изначально аллели. 4. Формирование 4 фенотипических групп объясняем тем, что сцепление неполное, был кроссинговер, в результате которого образовались еще 2 гаметы (кроссоверные гаметы Ав и аВ в нашей задаче). Итог: задача решена (имеется схема скрещивания, определены генотипы потомства), объяснено формирование 4-х фенотипических групп.ОТВЕТ: Гены А и В (а также, а и в) наследуются сцепленно, т. к. расположены в одной паре гомологичных хромосом. Сцепление неполное. Появление 4 фенотипических классов объясняется процессом кроссинговера.ЗАДАЧА НА СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ИЗ РЕАЛЬНОГО ВАРИАНТА ЕГЭУказание по оцениваниюЗАДАЧА, КОТОРАЯ НЕРЕДКО ВЫЗЫВАЕТ ЗАТРУДНЕНИЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СХЕМЫ И АНАЛИЗЕ ВТОРОГО СКРЕЩИВАНИЯ. Усложнения задачи: Не указаны доминантные и рецессивные аллели, при анализирующем скрещивании дигетерозиготы почему то образуется не 4, а 2 фенотипа в соотношении 50% на 50%.Скрестили самку дрозофилы с короткими крыльями, с пятном на крыле и самца с нормальными крыльями, без пятна на крыле. Все полученные гибриды в F1 имели нормальные крылья с пятном. Для самца первого поколения провели анализирующее скрещивание. В полученном потомстве (F2) оказалось 50 % особей с нормальными крыльями, без пятна на крыле и 50 % с короткими крыльями, с пятном на крыле. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в двух скрещиваниях.Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.РЕШЕНИЕ.1. «Ищем» доминантные и рецессивные аллели по подсказкам в условии задачи. Анализируя условие, обращаем внимание на фразу: «Все полученные гибриды в F1 имели нормальные крылья с пятном». Эта «подсказка» обращает нас к 1 закону Менделя. У гибридов первого поколения наблюдается единообразие фенотипов и проявляются доминантные аллели. Следует сделать краткую запись об этом.А – нормальные крыльяа – короткие крыльяВ – пятно на крылев – без пятна на крыле.1 скрещивание Р1:ааВВААввкорот. кр., с пятномнорм. кр., без пятна695325635000919287966300G: аВ АвF: АвАв нормальные кр., с пятном (единообразие)2 Скрещивание (АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ). Примечание, если в условии указывается пол организмов, то в схеме это нужно обязательно указывать. Также обращаем внимание на то, что в потомстве образовалось только 2 фенотипические группы в соотношении 1:1 (50%:50%).Р2:АаВвх аавв нормальные кр., с пятном коротк. кр., без пятна 8343901060450067994710935800G: Ав, аВ ав сцепл сцеплF2:Аавв ааВв норм. кр., без пятна корот. кр. , с пятном50% 50% 3. Анализируя потомство F2 , когда образовалось только две фенотипические группы, не смотря на то, что в скрещивании участвовал один дигетерозиготный родитель, делаем вывод о том, что у дигетерозиготы формировались только 2 гаметы, а не 4. Это указывает на полное сцепление аллелей, отсутствие кроссинговера. Сцеплены аллели А и в, а также а и В, так как образовались в F2 мухи с нормальными крыльями без пятна и мухи с короткими крыльями с пятном. Итог: задача решена (имеется схема скрещивания, определены генотипы потомства), объяснено формирование 2-х фенотипических групп (полное сцепление аллелей А и в, а и В, отсутствие кроссинговера).

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X