Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Елена Николаевна Бавинова

Взаимосвязь психомоторного и музыкального развития в старшем дошкольном возрасте

скачать документ

Вернуться назад

Взаимосвязь психомоторного и музыкального развития в старшем дошкольном возрастеВ связи с тем, что в нашей работе исследуется вопрос воспитания выразительных движений в музыкально-двигательной деятельности важно рассмотреть проблему взаимосвязи двигательного и музыкального развития. К изучению связи движения и музыки обращались многие авторы. Известны, дошедшие до наших дней наскальные рисунки, в которых изображен танцующий человек, обязательно сопровождаемый музыкантом. Это был либо человек, играющий на инструменте, либо просто держащий инструмент. Уже в этом видно неразрывное единство танца и музыки.Следует отметить, что ребенок еще в период внутриутробного развития способен слышать окружающее, в том числе и музыку, и реагировать на него. А с момента рождения и на протяжении всего периода развития ребенок способен определять характер музыки и проявлять эмоциональную отзывчивость, сначала хаотичными движениями, а потом уже и выразительно-направленными движениями лица, рук, тела. Это отмечали многие авторы. По определению Б.М. Теплова, восприятие музыки всегда происходит при непосредственном сопровождении теми или иными двигательными реакциями, отражающими ход музыкального произведения [50]. Авторы отмечают, что начиная уже с дошкольного возраста, необходимо уделять внимание воспитанию выразительности движений у детей (Н.Г. Александрова, Е.Г. Горшкова, Э. Ж-Далькроз, С.Н. Мухина, Н.А. Фомина, Г.А. Ильина и др.). У детей необходимо воспитывать чувство ритма и пространства, темпа, точность мышечных усилий,  мимику и пантомимику.Известный швейцарский музыкант-педагог Э. Жак-Далькроз еще в XX веке создал собственную систему ритмического воспитания, которая послужила началом развития системы ритмической гимнастики, позднее переименованной в ритмику. В предложенной им системе доказана взаимосвязь музыки и движения, он подчеркивал, что в интерпретации музыки принимает участие все тело. Пластические движения под музыку помогают более глубоко осознать динамические оттенки, эмоциональный характер, образное содержание музыкального произведения.В соответствии с теорией автора, музыкальная выразительность не может быть объяснена ребенку, а может быть понята только, если она телесно пережита. Э. Ж-Далькроз писал, что «без телесных ощущений ритма, без ритма пластического не может быть воспринят ритм музыкальный» [10]. Следует отметить, что в авторской системе работы с детьми учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Так он писал, что в работе необходимо исходить из настроения и потребностей возраста. В процессе занятий дети должны испытывать чувство радости, которое более других влияет на развитие способностей ребенка. Возникновению чувства радости на занятиях ритмике помогает включение игры, она же помогает преодолеть возникающее утомление [10]. Эти идеи автора интересны и важны для нашего исследования.В основу музыки положен ритм, являющийся одним из наиболее выразительных средств общения, а в основу ритма составляет моторная деятельность. Это, вслед за Э. Жак Далькрозом, отмечается в многочисленных фундаментальных исследованиях, посвященных чувству ритма. Исходя из этого, сочетание музыки и моторной деятельности получило название музыкально-ритмическое воспитание, которое следует начинать с самого раннего возраста. Его основоположник Э. Жак Далькроз был убежден в том, что обучать ритмике необходимо абсолютно всех детей, потому что это разовьет творческие способности, волю, интеллект ребенка, сформирует умение самовыражаться через движение.В связи с тем, что ритм являлся центром педагогической системы Э. Жак Далькроза, в обучение учеников были включены сложные ритмические фигуры, которые предлагалось отбивать сначала руками, если их не хватало – ногами и головой, то есть выполнение таких заданий напоминало элементарный танец. В систему авторских заданий были включены и задания, сочетаемые с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.В созданном им Институте ритмики преподавались шведская гимнастика, пластика, танец и пантомима, читались лекции по анатомии и физиологии, а сам он объяснял технику правильной ритмичной походки. На любых из этих видов занятий уделялось внимание не только ритмичности исполнения, но и выразительности, грациозности.В развитие идей музыкально-ритмического воспитания также был внесен неоценимый вклад известной американской танцовщицей Айседорой Дункан. По ее мнению танец является «естественным средством воспитания ребенка», а занятия физическими упражнениями и гимнастикой «мобилизующими все силы организма к его наиболее полному развитию».Она подчеркивала, что сила музыки может пробудить и поднять голову, заставить двигаться руки и помочь создать новый танец. В 1921 году А. Дункан посетила нашу страну с целью создания балетной школы, направленной на развитие в движениях исполнителей непосредственности, грациозности, искренности, непринужденности. [49] В системе отечественного образования идеи музыкально-ритмического воспитания Э. Жак Далькроза, А. Дункан были подхвачены, развиты и нашли применение не только в учебных учреждениях, но и в лечебных. О. Адамович была открыта школа ритмики, С.М. Волконским курсы ритмической гимнастики в Петербурге, а в Москве Н.А. Александрова открыла курсы, ставшие позднее частью, открытого института ритма.Большой вклад в развитие музыкально-ритмического метода воспитания и развития детей внесли российские педагоги-ритмисты: Н.Г. Александрова, М.А. Румер. В.А. Гринер, Е.В. Конорова, В.Е. Яновская, З.К. Шукшина, И.В. Заводина и др. Ими разработаны различные направления ритмики, а в музыкальную основу положены высоко эстетические и духовные образцы народной, классической, современной музыки, как отечественной, так и зарубежной.Н.Г. Александрова, основоположник советской ритмики, писала, что чувство красоты, не покидающее ребенка во время занятий ритмикой, появляется от прекрасной музыки, от внутреннего чувства гармонии, возбуждаемого ритмическим занятием. А также подмечала, что занятия ритмикой, наполненные бодростью, радостью, гармоничностью накладывают отпечаток на развитие личности ребенка и помогут создать гармоничное согласие со всеми функциями организма [2].В дальнейшей разработке системы и методики музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста и подбора музыкально-ритмического репертуара принимали участие Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и др.В системе музыкального воспитания Н.А. Ветлугиной доказана целесообразность и возможность эффективного развития чувства музыкального ритма в дошкольном периоде детства. Его развитие следует рассматривать как необходимую комплексную способность, включающую восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов, лежащую в основе развития выразительности движений. Исследователь, возникающее желание сопровождать музыку движениями (лица, тела), объясняет с точки зрения влияния музыкальных ритмов на психическую сферу человека [11]. Педагог отмечает, что музыкально-ритмические движения оказывают помощь детям в восприятии музыкального произведения, осмыслении музыкального образа. При их проведении необходимо следить за выразительным исполнением  движений и особое внимание обращать на подбор музыки. Автор для ритмических занятий рекомендовал использовать народную музыку и музыку, написанную для детей советскими композиторами [12].Последователи Н.А. Ветлугиной учитывали возрастающую потребность ребенка в овладении движениями и нацеливали свою методику на формирование моторной сферы детей, а самое главное на всестороннее гармоничное развитие путем органичного сочетания движений и музыки. Ими введено понятие «словарь эмоций», позволяющий накапливать слова для характеристики музыкального произведения и чувств, настроений человека, которые будут переданы через музыкально-ритмические движения и соединят музыку и движение, помогут прочувствовать их и передать все выразительные возможности [16; 22; 45]. Содержание музыкального произведения посредством звуковой и временной мелодики воздействует на эмоции и побуждает к выражению эмоциональных переживаний через движения, проявляющихся в выразительных кинесических движениях (лица, тела, позах, жестах, взглядах) и вокальной мимике (интонация, тембр). Исследователи подчеркивают, что выразительные движения ни в коем случае нельзя рассматривать как сопровождение эмоций, они выступают как внешняя форма их существования и проявления [1].И.В. Катряева отмечает, что опыт пластической интерпретации не только помогает психофизическому развитию, накоплению разнообразных двигательных умений, но и дает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. И именно данный опыт будет служить фундаментом дальнейшего успешного освоения других художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Автор подчеркивает, что дошкольный возраст – это благоприятный период для музыкально-двигательного развития, он позволяет научить ребенка слушать музыку и пластически-выразительно ее передавать [22]. Движение под музыку – это метод, который основан на естественном отклике ребенка на музыкальное произведение. При целенаправленной работе этот отклик приобретает выразительность. Это можно наблюдать через такие проявления, как согласованность, точность работы всех частей тела, ритмичность, темп движения, соответствующая поза, жест, передача мимикой соответствующего образа, переживания и др. [20; 24]. То есть, здесь можно заключить, что выразительность в своей основе имеет как двигательную природу, так и эмоциональную. Необходимо подчеркнуть одну из особенностей, состоящую в том, что сами по себе движения не способны создать музыкально-ритмическое переживание, которое достигается только при сопровождении движения музыкой, но движения выступает необходимым условием для передачи возникающего переживания.Таким образом, можно сделать вывод о том, что все авторы едины во мнении, что психомоторное и музыкальное воспитание имеют неразрывную связь, наиболее полно эта связь проявляется через музыкально-ритмическое воспитание. Музыкально-ритмическое воспитание включает в себя широкий арсенал музыкально-ритмических движений, требующих выразительного исполнения (музыкальные игры, пляски, упражнения, музыкально-двигательные инсценировки). В любом из видов основной задачей является пластичная, выразительная передача содержания музыки, ее характера, образа через двигательную деятельность. Начало музыкально-ритмического воспитания лежит еще в раннем детстве и чем раньше оно начато, тем больших успехов в развитии ребенка будет достигнуто.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X