Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Зайцева Елена Александровна

Предметно-развивающая среда по программе "От рождения до школы" в соответствие с ФГОС

скачать документ

Вернуться назад

Предметно – развивающая среда по программе «От рождения до школы»»в соответствии с ФГОС ДО.Предметно-развивающая среда в учреждении, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.Образовательная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, реализуется в нашем учреждении с 2001года. Данная программа всегда уделяла большое значение средовому компоненту и опиралась на эталоны хороших материальных условий, которые могут обеспечить полноценную в содержательном отношении и разнообразную по форме деятельность детей. Наш педагогический коллектив давно занимается вопросами создания современной полноценной образовательной среды. Мы считаем, очень важно обеспечить максимально комфортные условия для пребывания детей в образовательном учреждении, и соответственно, стремимся создать во всех помещениях детского сада уютную, гармоничную естественную обстановку. Современная мебель и игровое оборудование гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами. Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Обязательно мы предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая группа индивидуальна и своеобразна.Программа «От рождения до школы» ориентирована именно на дошкольные формы образовательной работы с детьми в сочетании со специфически дошкольным ее содержанием.Существенное значение для прохождения ребенком данной программы имеет организация окружающей среды. Существует определенная специфика построения развивающей среды, которая наиболее тесным образом связана с целями и содержанием данной программы. Основное - это осознание взрослыми своих возможностей, способов работы с детьми, отношения к ребенку и глубокое чувство общности своей и детской жизни.Необходимо помнить, что среда должна выполнять различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную. Но самое главное – она ориентирована на безопасность и должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, поэтому при её создании учитываем закономерности психического развития воспитанников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.Программа «От рождения до школы» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности - игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им сказки, стихи, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий (по природе, математике и ориентировке в пространстве). Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия проходят в форме интересных игр.В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды (грамота и логика). Занятия по математике и грамоте носят не только узко профильный характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий (дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д.). Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями - с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы), ребята узнают о простейших логических операциях. В детском саду создаются островки, в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагаются в разных функциональных пространствах. Так, часть групповой комнаты, получившая условное название «кабинет»,- подходящее место для размещения материалов по сенсорике, математике, логике, грамоте, а также дидактических материалов – игр типа лото, домино, диафильмов и т.п.Для конструирования отводится отдельное место- «мастерская», где кроме материалов по конструированию располагаются материалы по ориентировке в пространстве.В функциональном помещении «театр» размещаются не только материалы специфические театральные (ширма, наборы кукол и т.п.), но и некоторые материалы по разделу литературы и развитию речи (в первую очередь условные заместители). Полка с книгами находится в непосредственной близости от них.Отдельного места требует изобразительная деятельность. Она может находится и за пределами групповой комнаты.Островки живой природы располагается в групповой комнате. Там помещаются комнатные растения, характерных для различных времён года. Дидактические материалы, относящиеся к разделу «Природа» (игры «Лото», «Домино»), находятся в «кабинете».Все материалы доступны детям, но разграничиваются места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по помещениям сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей.Организуя предметную среду для детей младшей группы, в функциональном помещении «кабинет» располагаются материалы по сенсорике:Башенки (пирамидки)-одноцветные, окрашенные в цвета спектра;Пирамидки из 6-8, 8-10 толстых колец, из 12 тонких колец, окрашенных в цвета спектра;Мисочки-вкладыши (из 10 штук);Матрёшки 2-3-4- местные;Наборы игрушек (мелких, деревянных и пластмассовых) одноцветных, основных цветов спектра и их оттенков;Мячи 3-4-х размеров;Наборы песочных формочек для игр с водой. Все эти игрушки хранятся на полках или в шкафчиках, к которым ребёнок имеет свободный доступ; он может брать их в любое время, отведённое для игр и свободной деятельности.Раздел грамоты представлен предметными картинками, «звуковыми часами», атрибутикой для игр «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк» и др.В средней группе в «кабинете» добавляются материалы из разделов «Математика», «Грамота» и «Природа» и остаются те материалы из раздела «Сенсорика», которые необходимы для развития представлений об отношениях предметов по величине.В старшей и подготовительной группе находятся материалы по математике и грамоте: дидактические игры с математическим содержанием типа лото. Домино, настольные игры, в которых предлагается просчитать количество «шагов» в соответствии с количеством точек на бросаемом по очереди кубике, разнообразные геометрические мозаики, игры типа «Танграм», геометрические головоломки. В подготовительной группе хорошо иметь часы «Времена года и месяцы», кассу букв и разноцветные фишки (красного, синего, зеленого, черного цвета) для составления моделей звуковых форм слов.В функциональном помещении «мастерская» располагается материал по конструированию. Строительный материал - готовые универсальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, призмы). Напольный крупный строительный материал размещается в той части «мастерской», которая свободна от других видов деятельности детей. Свободное пространство на полу даёт возможность детям сооружать постройки для игры. Мелкий пластмассовый строительный и бросовый материал, различные тематические наборы деталей воспитатель подбирает на свое усмотрение, учитывая возможности детей определенного возраста. Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала имеются разнообразные мелкие игрушки (куклы, зверюшки, ёлочки, машины разной величины).В средней группе в «мастерской» помещается природный материал: кора, шишки, листочки, пёрышки. В качестве дополнительных средств организации деятельности-рисунки, схемы, трафареты, простые и цветные карандаши, бумага. Здесь располагаются:Макет кукольной комнаты, кукольная мебель, фланелиграфы, геометрические фигуры-заместители мебели;Макет детского садаПлан участкаПланы отдельных помещений детского сада – групповой комнаты, спальни, поэтажный план детского сада. Материалы меняются по ходу овладения детьми пространственного представлениями.В старшей и подготовительной группе добавляются иллюстрации, рисунки отдельных частей построек, например колонн, башен, схемы конструкций, трафареты; металлический конструктор с изображением поделок. Добавляется карта города, страны; компас; наборы открыток с достопримечательностями родного города, России.Для изостудии отводится отдельное пространство. Там имеются краски (гуашь, уголь, акварель), кисточки – тонкие и толстые щетинные, беличьи, бумага разного формата, губки из поролона, салфетки для рук и кистей, баночки для красок, фартуки, баночки для воды, пластилин.К материалам «изостудии» в старшей и подготовительной группы добавляются:наборы открыток с разными видами росписи;глина;рулонная бумага для свободной и совместной деятельности.Дополнительный материал: кнопки; коробочки для росписи;мелкие кусочки дерева;цветные лоскутки;листья;желуди;обрезки цветной бумаги для изготовления коллажей.Функциональное помещение «театр» и уголок для сюжетно – ролевых игр располагаются недалеко друг от друга.В «театре» находятся следующие материалы:театр настольный;ширмы;наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок;театр сделанный самими детьми и воспитателем (конусы с головками – насадками, разные маски);материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы).В театре – драматизации могут быть готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок; условные заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры.Здесь же располагается полка с книгами - по 5-6 наименований из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям.Все материалы обновляются 1-2 раза в месяц. Новые книги появляются в соответствии с программой по чтению. Изменения вносит воспитатель, можно спрашивать детей, что им нужно.Оформление уголка для сюжетно-ролевых игр осуществляется воспитателем. Кроме атрибутов для сюжетно-ролевых игр и разнообразных игрушек, в игровом пространстве могут находиться игры из раздела «Сенсорика»: «Прокати шарик», «Спрячь мышку».В старшей и подготовительной группе дети в большей мере сами обустраивают помещение «театр». Они изготавливают маски, разные атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации.В уголке живой природы располагаются:Растения с красивыми листьями различной формы, цветущие (фиалка узамбарская, бегония, фуксия, традесканция). Они размещаются на подоконниках, специальных подставках на хорошо освещённых местах.Растения, характерные для различных времён года. Так, осенью - срезанные в букеты астры, хризантемы. Этими цветами украшают групповую комнату. Зимой - ветки хвойных (ель, сосна) и лиственных (тополь, клён) деревьев. Весной – весенние первоцветы (подснежник). Летом – букеты летних садовых (пион, гладиолус, роза) и луговых (ромашка, колокольчик) цветов; колосья хлебных злаков.В комнате для приема детей хранится инвентарь для ухода за растениями, для игр, экспериментирования на участке детского сада. Там же стоит «волшебный сундучок», в котором хранится природный материал (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки), и дети постоянно пополняют его новыми находками.В старших группах уголок живой природы обогащается: добавляются комнатные растения, служащие для знакомства детей с различными видоизменениями частей растений (алоэ, фикус, вьющийся плющ). Добавляются наборы картинок по разным климатическим зонам («Пустыня», «Арктика»), по экосистемам («Лес», «Город»). Там же находится модель эволюционное древо.Таким образом, предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду обеспечивает безопасность их жизни, способствуeт укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только образовательная, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах, предметный мир, окружающий ребенка пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы, наш педагогический коллектив учитывает рекомендации программы «От рождения до школы», психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X