Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шапортова Ольга Михайловна

Коучинг – средство мотивации педагогов на повышение качества дошкольного образования детей

скачать документ

Вернуться назад

Коучинг – средство мотивации педагогов на повышение качества дошкольного образования детейГлавной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества дошкольного образования. Вместе с тем дошкольное образование, по мнению общественности скорее не институт образования, а место комфортного пребывания дошкольников. Анализ нормативных документов в сфере дошкольного образования позволяет сделать следующий вывод: в официальной точке зрения долгое время доминировало суждение, что качество определяется созданными в дошкольной образовательной организации условиями. Кроме того, качество дошкольного образования, предоставляемого конкретным учреждением, оценивалось через знания, умения и навыки. В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам качества образования, из всего многообразия авторских подходов и позиций отчётливо выделяется главный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность трёх групп требований: – к структуре основных образовательных программ; – к условиям реализации основных образовательных программ; – к результатам освоения основных образовательных программ. Определение качества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное. Соответствует в какой то степени – значит, образовательное учреждение или система образования на пути к достижению качества. Соответствие объекта стандарту и удовлетворённость потребителя со стоянием объекта – безусловно, взаимосвязанные составляющие понятия дошкольного образования. Образование должно не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять потребителя. Кроме того, оценка качества любого объекта (системы) осуществляется на основе сравнения его фактического состояния с состоянием потребным, и здесь не обойтись без чёткого понимания, что, есть потребное состояние, к которому система в целом и каждый ребёнок в отдельности должны прийти в результате процесса образования. Таким образом, без определения планируемых результатов дошкольного образования образовательный процесс не может быть квалифицирован как качественный.Важным элементом качественного дошкольного образования является мотивация. Очевидно, что в большинстве случаев мы имеем педагогов, у которых доминируют внешние мотивы. Это может отразиться на активности, интересе к получению профессионального образования, в крайнем случае - может привести к уходу педагогов из образовательной деятельности. Поэтому педагогу необходимо знать основные теории мотивации, способы влияния на повышение качества, их сильные и слабые стороны.Е.П. Ильин отмечает, что нельзя извне в процессе профессиональной подготовки формировать мотивы, можно только способствовать этому процессу. Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. В процессе профессиональной подготовки и социализации личности формируется тот строительный материал, который будет в дальнейшем использоваться для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются такие личностные образования, как интересы и склонности, нравственные принципы, установки и самооценка, формирование которых является задачей педагогики.Таким образом, основная задача – это вовлечь педагога в образовательный процесс, а не заставлять его участвовать в нем. Принуждения и угрозы порождают равнодушие и неудовлетворенность, формируют низкую производительность труда. Внутренняя мотивация – это то, почему вложены усилия. Она побуждает к действию. Никогда не должно быть отрицательного результата. Есть просто результат, с которым надо продолжать работать, а не опускать руки.Внешняя мотивация – это устремление к достижению определенного места в социуме.Они должны быть в равновесии.Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности. (Проявляется при возникновении необходимости, недостатка чего-либо)Внутренние мотивы:Внешние мотивы:мечта, самореализация        деньгитворчество     карьераздоровье        статуслюбопытство     признаниенужность кому-то      престижные вещиличный рост        достойный бытОсобенности внутренней мотивации педагога.В структуре человеческой деятельности мотивации принадлежит особое место: «сильные и «слабые» специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Экспериментально доказано, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность работы педагога- воспитателя. Таким образом, продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. Даже те, кто получает удовольствие от самого педагогического труда, кто осознанно выбрал профессию, кто стремится к достижению высоких результатов – даже они далеки от полностью адекватного понимания своих подопечных.Основная задача не просто победить в конкурентной борьбе и добиться определенного уровня оценок, но внедрить философию качества, предупреждение брака. Необходимо чувство ответственности и прогнозирование результатов.А. К. Байметов, изучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы:Мотивы долженствования;Мотивы заинтересованности и увлеченности, преподаваемым предметом;Мотивы увлеченности общением с детьми - «любовь к детям».Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации или отсутствие такового обусловлено склонностью учителей к тому или иному стилю руководства. Доминирование мотива долженствования свойственно учителям, склонным к авторитаризму, доминирование мотива общения - учителям-либералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива - учителям, склонным к демократическому стилю руководства. Коучинг выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному стимулированию педагогов дошкольной организации.Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова).Нами определена общая основа коучинга: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость начинающих педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. В процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство, поиска альтернатив, равноправного взаимодействия участников процесса, атмосферу доверия.В роли коуча на разных этапах выступает руководитель дошкольной образовательной организации, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель – стажист.Коучинг мы рассматриваем как программу самоуправления педагога в процессе профессионального развития, когда осуществляется переход от самопознания к самосознанию, от самоопределения к самоактуализации, от самоорганизации к самоутверждению, от самореализации к саморегуляции.Метод коучинга предусматривает уровневую технологию управления профессиональным развитием педагогов, через перевод педагога из состояния неосознанной компетентности в состояние осознанной компетентности, основанный на следующих этапах:установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами;стимулирование на обнаружение некомпетентности, исследование текущей проблемы (ситуации);совместный анализ деятельности по актуализации опыта и принятия нормы образца;совместное определение задач для достижения конкретной цели;формирование мотивации к постоянному самоанализу собственного профессионального развития;определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;формирование индивидуальной программы развития, выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку;рефлексия индивидуальных результатов, определение степени сформированности профессиональной компетентности.Данная стратегия становится актуальной, так как коллектив является стабильным, что приводит к необходимости организовать процесс профессионального развития на основе коучинга.В деятельности дошкольного учреждения данная идея используется в организации следующих форм взаимодействия:посещение коучем занятий педагогов, начинающих свою профессиональную деятельность;активное консультирование, направленное на личностную поддержку профессиональной деятельности, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем;создание индивидуального маршрута профессионального развития и паспорта компетентностей современного педагога ДОУ;В ДОУ используется индивидуальный коучинг и групповой. Создаются условия для организации, как очного (личного) коучинга, так и заочного (телефонный).Создавая внутрикорпоративные условия повышения профессиональнойкомпетентности педагогов, мы пришли к выводу, что данные направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему деятельности ДОУ.Применение метода коучинга в нашем ДОУ в системе сопровожденияпрофессионального развития педагогов обеспечивает качественно новый уровень таких показателей профессионализма, как:психолого-педагогической культура;мотивация успеха;профессиональные коммуникативные умения и качества;овладение приемами, способами саморегуляции и самокоррекции профессиональной деятельности;способность к рефлексии в профессиональной деятельности;готовность к непрерывному профессиональному развитию;умение определять профессиональную проблему и находить пути решения;способность отвечать запросам современного общества, строить профессиональную деятельность в соответствии со стратегией развития отечественного дошкольного образования.Таким образом, использование метода коучинга помогает администрации ДОУ эффективно управлять личностно-профессиональным развитием педагогов.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X