Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Пигина Ирина Евгеньевна

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

«Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ»Пигина Ирина ЕвгеньевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 400, г.о. Самара (МБДОУ д/с № 400)«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».                                                                В.А.СухомлинскийОдним из основополагающих факторов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является формирование интегративных качеств личности. Личность ребенка представляет собой целостную систему. В процессе личностного развития он постепенно обретает самостоятельность и социальную активность. Индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщают детям и какие методы обучения применяются. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет такие функции:- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);- коммуникативную: освоение диалектики общения;- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;- социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.Период дошкольного возраста самый благоприятный для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных способностей. Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми. Специфика работы педагога- психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что ему важно владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.Так, например, в своей работе со старшими дошкольниками я использую различные игры:Развитее познавательной активности:« Хорошо – плохо»В игре предлагаемый предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения. Нужно найти его положительные стороны и отрицательные. Все рассматривают игрушку- машину (грузовая).Сначала выделяются положительные качества:- можно перевозить грузы;- быстро едет и т.д.Затем выделяются отрицательные качества:-не заводится;-кузов не поднимается и т.д. «Кто назовет больше»Ведущий называет любой признак предмета, а играющие называют, какие предметы нужного цвета или формы они знают. Например: розовый – цветок, свитер, тарелка.Или называется предмет (тарелка), а играющие называют признаки. «Муха»На большом квадрате 10/ 10 клеточек в середине рисуется муха.Педагог рассказывает о том, куда двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. Потом задается вопрос: «Где муха?».Игры на развитие внимания: «Светофор». Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжать движение.«Летает – не летает»«Съедобное – несъедобное»«Живое - неживое»Игры на развитие памяти.«Самый зоркий»Детям показываются картинки в течение несколько секунд. Затем картинки прячут. Дети по очереди перечисляют предметы, которые запомнили.«Кого не стало?»Детям предлагается 10-12 игрушек. Они должны их запомнить, потом закрывают глаза, педагог убирает 1-2 игрушки или меняет местами. Когда дети открывают глаза, они должны вспомнить какой игрушки не хватает или какие игрушки поменяли места.«Сложи из палочек»Детям показывается рисунок, который нужно сложить из палочек, потом он убирается, а дети его выкладывают на столах.Коммуникативные игры.« Мир без тебя»Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую психологом: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты...»«Узнай по голосу» Дети становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за психологом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:Мы немножко поиграли,А теперь в кружок мы встали.Ты загадку отгадай,Кто позвал тебя – узнай!Психолог молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.«Пылесос и пылинки» Под музыку дети – пылинки исполняют импровизированный танец (кружатся и др.) С окончанием музыки присаживаются на ковер. Под 2 часть музыки «выезжает» ребенок – пылесос. Он дотрагивается до «пылинки» и она к нему присоединяется, так он обходит всех детей, пока не соберет все пылинки. Ценность игры заключается и в том, что она формирует у детей различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни к значимым взрослым, и др. Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:диагностикиоказания первичной психологической помощиосуществления коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).В процессе игры ребенок лучше понимает свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, а также коммуникативные навыки.Указанные свойства детской игры делают ее в руках педагога- психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятия и т. п. Кроме того, в игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. Таким образом игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Литература: 1. Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010. – 248 с. 2.Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2008. №3. С.29-41. 3.Гуткина Н.И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений // Психолог в детском саду. 2008. №4. С.3-22. 4. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. №1. С.19-26.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X