Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Даминова Мухабад Махмудовна

Наши истоки

скачать документ

Вернуться назад

«НАШИ ИСТОКИ»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИСрок реализации: 1 годВозраст детей: 7-17 летРазработчик:Даминова Мухабад Махмудовна,учитель географии,первая квалификационная категорияпос. Санинского ДОКа2023 г. Введение Основой всех человеческих ценностей служит нравственность. А. Эйнштейн Россия живет в условиях информационного общества. ХХI век своей стремительностью в развитии инновационных технологий, экономики и бизнеса внес свои коррективы в духовно-нравственное воспитание подрастающих граждан России, граждан страны с многовековыми православными традициями. Рост бездуховности, потеря жизненных ориентиров, таковы характерные для современности явления в обществе.Актуализация проблемы нравственного и духовного воспитания молодежи не случайна. Революционные события 1917 года и последующее развитие страны принесло отчуждение человека от подлинной духовной культуры, забвение национальных традиций, основ Православия. Российская история богата примерами, когда, утратив многие культурные ценности и идеалы прошлого, страна, казалось, стоит на краю пропасти. Но всегда находилась сила, новый толчок к возрождению нравственности. В этом немалая заслуга музеев, сумевших сохранить исконно русский дух нашей Родины, заслуга энтузиастов, без устали открывающих забытые страницы истории, наконец, возрождаемые традиции прошлого. В процессе перехода на обновленные государственные образовательные стандарты воспитательная система МБОУ «Санинская СОШ» опирается на концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В настоящее время во Владимирской области предпринимаются определенные усилия по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Перед учительским сообществом поставлен широкий круг задач, среди которых развитие многовековых духовных традиций Отечества, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, сохранение и приумножение национального культурного, духовного наследия. Поэтому особую актуальность приобретает изучение истории родного края как в общеисторическом, так и в духовно-краеведческом аспектах. Сохранение духовно-нравственного потенциала страны через возрождение традиций нашего народа, духовное и патриотическое воспитание должны стать главными приоритетами в воспитании подрастающего поколения.1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная запискаВопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью и некоторые другие. На фоне пропаганды СМИ насилия и жестокости, широкой рекламы табачных изделий и алкогольной продукции ситуация ещё более осложняется. Представления детей о главных человеческих духовных ценностях зачастую вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, формируются вредные привычки у подростков. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника с опорой на традиционные источники нравственности: Россия, гражданское общество, семья, труд, наука, природа, человечество. Актуальность. В связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной истории, достижениях родного края в науке, культуре, производстве, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордиться им. Надо, прежде всего, глубоко знать его историю. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования. В связи с этим разработана программа дополнительного образования «Наши истоки».Данная дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом актуализированной Программы воспитания МБОУ «Санинская средняя общеобразовательная школа» и опыта воспитательной работы педагогического коллектива. Основания для разработки программы:– Конституция Российской Федерации;− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;− Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;- Федеральный проект «Патриотическое воспитание» нацпроекта «Образование»;- Примерная программа воспитания, одобренная решением ФУМО по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);− Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года»;− Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;− Распоряжение Правительства от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»;− Распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; - Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;- Стандарт православного компонента начального, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.- Устав МБОУ «Санинская СОШ» Петушинского района Владимирской области.Цель: создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подростков на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.Задачи:Образовательные:- формирование знаний подростков в области исторического духовного развития России, патриотического прошлого страны;- расширениекругозора обучающихсячерезразвитиедуховно-нравственных ориентиров в процессе познания современного мира, оценки культурных и исторических событий.Воспитательные:- воспитание подрастающего поколения в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;- формирование духовно-нравственных качеств: честь, совесть, вера, добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, семьей и государством;- формирование патриотических ценностей, основанных на убеждении в необходимости сохранения исторической памяти и любви к Отечеству;- формирование базовых национальных ценностей многонационального народа РФ: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, искусство, наука, природа, традиционные русские религии, человечество.Развивающие:-формировать ключевые компетенции по усвоению научных знаний, необходимых для организации собственной деятельности;- развивать интеллектуальные способности в области поисково-исследовательской работы;- развивать мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать информацию по истории родного края.Приоритетные направления программы: воспитание гражданственности, патриотизма, воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.Исполнители программы: педагоги, классные руководители, педагоги дополнительного образования.Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, гражданском воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Данная программа реализуется МБОУ «Санинская СОШ» на базе школьного этнографического музея, в тесном взаимодействии и сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - социальными партнерами школы: СДК поселка Санинского ДОКа, краеведческими музеями района и области и успешно прошла апробацию, что подтверждается результатами. [1]Содержание программыВводное занятие.Раздел 1. История села Санино, поселка Санинского ДОКа и окрестностей. Улицы и достопримечательности Санино. (8 ч.)Раздел 2. Наши знаменитые земляки. Биографии Героев Советского Союза, уроженцев земли Владимирской. (8 ч.). Краеведы малой родины и их вклад в изучение истории Владимирской губернии (4 ч.)Раздел 3. Обычаи и традиции малой родины. Декоративно-прикладное искусство, культура, традиции и быт населения края. Мастера-аргуны (8 ч.) Празднества, обычаи и традиции Владимирского края (8 ч.) Народные промыслы края. Промышленные предприятия края (8 ч.)Раздел 4. Облик Владимирского края в 1941-1945 г.г. Трудовые подвиги и быт земляков в годы Великой Отечественной войны. Школьники в 1940-е годы. Санинцы-ветераны Вов и труженики тыла. (6 ч.)Раздел 5. Проектно-исследовательская работа. Подготовка творческих работ, проектов, презентаций, их публичная защита. (10 ч.)Раздел 6.Участие в акциях «Бессмертный полк», «Салют, Победа» и др.(10 ч.)Раздел 7. Анализ результатов реализации программы. Диагностика (4 ч.) Программа «Наши истоки» ориентирована на учащихся в возрасте от 7-17 лет (без ОВЗ). С учетом возрастных особенностей обучающихся отбирается теоретический материал, выбираются формы и методы проведения занятий, осуществляется контроль результатов. Занятия носят регулярный и упорядоченный характер и проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Для учащихся в возрасте 7-10 лет предусмотрены занятия продолжительностью 40 минут. Часть времени занятия используется на проведение физкультминуток (3-5 минут). 0,5 часа в неделю выделяется для индивидуальных занятий с обучающимися при подготовке творческих и конкурсных работ по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому направлениям. Продолжительность реализации программы: 1 год обучения. На полное освоение программы требуется 80 академических часов. Занятия проходят в кабинете, в котором соблюдены санитарно-гигиенические нормы для осуществления образовательного процесса. Часть практических занятий проводится в этнографическом музее «Светозары» МБОУ «Санинская СОШ». Планируемые результаты Предполагаемые результаты по освоению программы учащимися выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков. Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин духовно-нравственного, туристско-краеведческого характера;- приобретение умений и навыков практической деятельности;- развитие личностных качеств учащихся. Характеристика образовательного минимума включает результаты: Предметные:Обучающийся должен Знать:- правила работы с музейными экспонатами, с документами;- правила подготовки и проведения экскурсии, этической беседы;Уметь:- уметь работать в паре, в группе;- демонстрировать (при необходимости) артефакты, музейные экспонаты;Владеть:- навыками грамотной, правильной речи;- культурой общения с участниками мероприятий. Результаты воспитывающей деятельности Учащиеся будут знать: основы моральных качеств; владеть способами уверенности и самореализации в коллективе;понимать главную ценность музея как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;осознавать значимость изучения традиций и культуры русского народа для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности.Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни. Результаты развивающей деятельностиУчащиеся будут Знать- правила работы с фондами музея, архивными материалами;- основные требования к подготовке и проведению экскурсий, уроков на базе школьного музея; уметь - работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края;- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;- анализировать и систематизировать информацию по истории родного края;- учитывать разные мнения и интересы. Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни.2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕЛАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙКалендарный учебный графикУсловия реализации программы Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации Программы:1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;2. Столы для учащихся – 6 штук;3. Стулья – 14 штук;4. Стол – тумба – 1 штука;5. Шкаф для хранения наглядных пособий, оборудования;6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты, таблицы, схемы, видеопрезентации по темам; тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.7. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, Интернет, фотоаппарат.8. Фонд этнографического музея «Светозары». На занятиях используются такие словесные, традиционные методы, как рассказ, лекция, беседа. На их основе главным образом и создаются теоретические занятия. Используются также традиционные наглядные методы, с широким использованием дидактического материала, методических наработок (слайд - и видео фильмы, карты, схемы, музейные предметы, учебные пособия). Данный метод развивает наблюдательность, повышает внимание к изучаемому материалу. На занятиях используется метод создания проблемных ситуаций. Главнейшей задачей курса является развитие творческой активности детей.При освещении различных тем программы используются информативный, объяснительно-иллюстративный, эвристический (частично-поисковый), проблемный, опытническо-исследовательский методы. Они применяются в различных комбинациях в зависимости от построения занятия и сложности рассматриваемой темы.Формы аттестации и контроляФормы аттестации Деятельность по изучению родных истоков, обычаев и традиций нашего народа – универсальный инструмент и испытанное средство в системе духовно-нравственного воспитания, является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся в начале учебного года. Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся - осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе (тест). Формы контроля:педагогическоенаблюдение,выполнение практических заданий педагога, выполнение тестовых заданий, зачет, творческая работа на выставку или конкурс, участие в фестивалях, соревнованиях, сдача нормативов ГТО, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях. Формы фиксации результатов: портфолио учащегося. Диагностика показателей воспитанности проводится методом наблюдения, путем тестирования, опроса, анкетирования. Для оценки уровня обученности и воспитанности обучающихся используется методики определения уровня воспитанности М.И. Шиловой. Подведение итогов (итоговый контроль) после окончания курса обучения и реализации дополнительной образовательной программы осуществляется на основании выполнения тематического плана, учебных часов и усвоения детьми в достаточно полном объеме знаний по краеведению. Требования к оценке творческой работы (проекта) Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:- определены и четко сформулированы цель и задачи работы;- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом;- содержание работы (проекта) изложено логично;- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения, практическая направленность;- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности исследования; Формы защиты творческой работы (проекта):- очная презентация;- участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, во Всероссийском движении «Отечество». Оценочные материалы Для оценки знаний обучающихся используются следующие формы контроля: собеседование, устный и письменный опрос, написание рефератов, сообщений, сочинений, рассказов, тестирование и др. При полной или частичной реализации дополнительной образовательной программы «Наши истоки», при подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога используются следующие формы работы: организация классных и общешкольных мероприятий, выставки рисунков, плакатов, конкурсы стенгазет, кроссвордов, викторины, игровые, конкурсные программы, тестирование, опрос. Практическая результативность программы основывается на конкретных достижениях детей в повышении уровня знаний по заявленным темам и уровня культуры, воспитании патриотизма и любви к родному краю. Мы рассчитываем на заметное опережение образовательного уровня у подростков по сравнению с их сверстниками, не включенными в систему дополнительного образования. Реализация программы будет способствовать повышению степени обучаемости детей в общеобразовательной школе, формированию ориентации учащихся на выбор в будущем ими в числе других - профессий гуманитарной направленности, профессий связанных с географией, естествознанием, краеведением, историей, туризмом. Мы также ожидаем и такие позитивные результаты, как возрастание у участников программы интереса к изучению истории родного края, окружающему их предметному миру. Отслеживание эффективности исследовательской подготовки школьников может быть зафиксирована при помощи следующих индикаторов. Первый индикатор: ориентированность реализуемых дополнительных образовательных программ на осуществление миссии учреждения, что предполагает:- наличие в дополнительных программах соответствующих разделов, описывающих деятельность по обеспечению этнокультурного воспитания, формирование межкультурной толерантности;- наличие программы отслеживания результатов этнокультурного воспитания школьников, формирования межкультурной толерантности;- планы совершенствования педагогического обеспечения по решению задач этнокультурного воспитания и формирования межкультурной толерантности.Второй индикатор: наличие, факт реализации и качество организации социальных проб школьников в различных видах деятельности, содействия в самоопределения в досуговых и в профессиональных предпочтения, что предполагает:- наличие специальных дополнительных программ или соответствующих разделов в дополнительных образовательных программах первых двух лет обучения и/ или группы творческой ориентации;- качество программы с регулярным самоанализом и коррекцией (1 раз в 3 года);- наличие программы мониторинга эффективности и положительная динамика результатов педагогического обеспечения самоопределения школьников в досуговых и профессиональных предпочтениях;- планы совершенствования педагогического обеспечения самоопределения школьников в досуговых и профессиональных предпочтениях.Третий индикатор: наличие, факт реализации и качество дополнительной программы подготовки школьников к исследовательской деятельности: - участие в программе от 15 школьников до 20% от общего числа участников программы; - положительная динамика результатов по итогам диагностики уровня сформированности исследовательских компетенций;- активность и успешность участия школьников в конкурсах различных уровней. Процедуры отслеживания: работа с документами (дополнительные образовательные программы, списки школьников – участников конкурсов и соревнований, результаты отслеживания результатов школьников в физическом, коммуникативном, духовно-нравственном развитии, результативность участия школьников в конкурсах и соревнованиях). Выводы об уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся, как показатели уровня духовно-нравственного развития и воспитания оформляются в соответствии с критериями.Оценочные материалыДиагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»);Диагностика уровня воспитанности учащихся (методика Н.П.Капустиной)Итоговый опросник «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ» (Степанов П.В, к.п.н.)Опрос проводится не чаще 1 раза в год.Список литературы1. Большакова Н.В. Аргуновское наследие. М., 2002 г.2 Ванслова Е.Г. Музей и культура в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие. - М., 1995.-176 с.3. Ген Г.Я. Игра, творчество, развитие. Выпуск 1. Сказочные путешествия (сборник разработок развивающих занятий для дошкольников и младших школьников), Обнинск.,1997.-60 с.4. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие для слушателей. М., 1985.-256 с.5. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры" – М.: Владос, 2000 – 158 с.6. Салахетдинова В.А. Одаренные дети (концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования). М., 1998.-53 с.7. Юхневич М.Ю. Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993.-160 с.Приложение. Маршрут выходного дня. Автор Шилкин Андрей, 9 класс.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X