Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кропивенко Инна Александровна

Программа по занимательной математике

скачать документ

Вернуться назад

СОДЕРЖАНИЕРазделы программыстр.1.Целевой раздел Программы.21.1. Пояснительная записка2 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы2 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы4 1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет61.2. Планируемые результаты освоения Программы (промежуточная аттестация) 122. Содержательный раздел Программы 142.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 142.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (перспективное и тематическое планирование по возрастам)172.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников443. Организационный раздел Программы 453.1. Описание материально-технического обеспечения Программы453.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания453.3. График реализации программы483.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий483.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 49Целевой раздел1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по освоению курса развития логического мышления у дошкольника«Занимательная математика» (далее Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013) «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26Данная Программа предназначена для развития у дошкольников логического мышления, учитывает образовательные потребности в сфере подготовки детей к школе, интересы и мотивы детей и членов их семей. В настоящее время обучение детей дошкольного возраста развитие логического мышления приобрело статус социального заказа, так как подавляющее большинство родителей хотят, как можно раньше научить считать, вычитать и умножать своих подрастающих детей. 1.1.1 Цели и задачи реализации программыВ соответствии с Программой развития и Образовательной программой дошкольного образования МДОАУ «ЦРР – детский сад №56 «Надежда» г. Орска», определена цель Программы - формировать познавательные способности детей младшего и старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.Задачи: * формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников;* учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале;* совершенствовать произвольное внимание, память;* способствовать расширению кругозора;* развивать мотивацию к познанию и творчеству;* развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;* развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;* воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.Процесс развития логического мышления делится на 3 этапа. Для каждого этапа обозначены следующие задачи.1 этап обучения (средняя группа):Развитие логического мышления через составление и решение простейших задачЗнать особенности логических и математических задач, решать ихЗакрепление умения комбинировать предметы по цвету и форме. Формирование умения устанавливать отношения: больше, меньше, равно.Закрепление навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.Ознакомление с понятиями кривая и прямая линии.2 этап обучения (старшая группа):Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные). Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи. Легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы.Ознакомление с понятиями замкнутая кривая, линейка, ее применение.Ознакомление с разными видами штриховки.Развитие умения сравнивать количества, умение использовать знаки (больше, меньше, равно).Ознакомление с понятием календарь, дни недели.Закрепление навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.3 этап обучения (подготовительная группа):Совершенствование умения анализировать закономерности и восстанавливать логические связи. Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению. Легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы.Закрепление понятий количество, форма, цвет.Закрепление умения составлять логические задачи и решать их.Закрепление знаний о последовательности частей сутокОзнакомление с часами, формирование умения определять время.Закрепление знаний о последовательности дней недели, пространственных отношений.Развитие способности анализировать, решая логические задачи.Формирование умения ориентироваться в тетради в клетку, освоение письма в тетрадной клетке.Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;уважительное отношение к результатам детского творчества;единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию ПрограммыПрограмма ориентирована на реализацию развивающей функции образования, обеспечивающей становление личности ребенка, на развитие его индивидуальных особенностей, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного дошкольного образования (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.): комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности, где ведущее место отводится - игре.Так как приоритетное направление деятельности ДОУ – формирование социально-адаптированной личности ребенка, то Программа строится с учетом принципа культуросообразности, что обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания и приобщает ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Поэтому главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие принципы построения реализации Программы:• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;принцип научной обоснованности и практической применимости;соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;принцип наглядности: использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует успешному усвоению программного материала; соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Основными подходами к формированию Программы являются: деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности; индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка исоздания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей от 3 до 7 летПрограмму реализует педагог по обучению русского языка и литературы, прошедший переподготовку по специальности «Воспитатель в детском дошкольном образовательном учреждении» Зайцева Ольга Константиновна. Программа предназначена для развития у дошкольников логического мышления в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №56» Надежда» г.Орска». Программа составлена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, а также времени их пребывания в ДОУ: в режиме полного пребывания (12 часового). Развитие логического мышления в соответствии с Программой осуществляется с учетом следующих условий:- ребенок должен быть психологически готов к обучению, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.-обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий; Критерии достижения цели Программы:системность диагностики познавательного роста обучающихся в области их грамотности;изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.);система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями (графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка);эффективность обучения по Программе. Обретение высокого уровня освоения содержания Программы (овладение элементарными математическими представлениями, развитие познавательных процессов);повышение уровня воспитанности;интерес к занятиям, интерес к математике;мотивация на дальнейшее обучение.Условия реализации ПрограммыДля развития логического мышления требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия форм, средств и методов работы, направленности упражнений, их дозировки возрастным особенностям детей. Закономерности возрастных периодов отражены в особенностях психических процессов, психических и личностных качествах детей. Развитие логического мышления у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень. Овладение простейшими умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам. Таким образом, дошкольник подходит к осознанию логических связей. Одна из основных черт умственного развития дошкольников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться и преобразовываться в еще не совершенные, однако целостные знания об окружающей действительности. Именно в дошкольном возрасте впервые появляется возможность отражения некоторых важных связей и зависимостей живой и неживой природы. У старших дошкольников можно сформировать начальное понимание некоторых общих связей окружающего мира. Объектом мыслительной деятельности детей становятся не только отдельные предметы и явления, но и такие общие свойства действительности, как пространство и время; ребенок начинает глубже понимать связи между живой и неживой природой, их отражение в жизни людей, интенсивно идет формирование его представлений об общественных отношениях людей и отражении их в математических символах и понятиях. У детей дошкольного возраста существенное изменение претерпевают познавательные потребности и мотивы. Исходной потребностью, в значительной мере определяющей как умственное, так и общее психическое развитие ребенка, является потребность в новых впечатлениях. С возрастом эта потребность усложняется количественно и качественно и к пяти годам выступает в форме потребности в новых, все более содержательных знаниях о предметах и явлениях окружающей действительности. Эту потребность удовлетворяет и развивает взрослый, который в процессе общения с ребенком передает ему новые знания, сообщает новые сведения, формирует новые познавательные умения (умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать их, делать простые обобщения и выводы). Другой путь удовлетворения и развития данной потребности — собственная активная, преобразующая деятельность ребенка с предметами и явлениями. Дело в том, что дети, увидев новый предмет, стремятся познакомиться с ним практически — пощупать его, повертеть в руках, разобрать и по возможности собрать и т. д. В ходе реальных преобразований предметов они познают их скрытые свойства и связи. Здесь деятельность дошкольников выступает в форме своеобразного экспериментирования. Это самостоятельная деятельность детей, в которой ярко проявляется их инициатива и творчество. Данный процесс имеет чрезвычайно важное значение, поскольку в нем ярко проявляются и формируются познавательные потребности дошкольников, происходит становление новых мотивов поведения. В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата. Это, с одной стороны, дает возможность обучать дошкольника не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия, а с другой — подготавливает его к осознанию познавательных процессов (вначале во внешнем, а затем во внутреннем плане). Иначе говоря, последовательное формирование познавательной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий. Здесь можно говорить о том, что у ребенка формируется умение учиться, развиваются начальные формы познавательной деятельности. Познавательный мотив вызывает существенные изменения психических процессов организма. Дети приобретают умение следовать требованиям взрослого, практически овладевают средствами усвоения знаний и умений, учатся элементарным формам анализа явлений, приобретают способность делать простейшие умозаключения и т. д. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие детей дошкольного возраста. В процессе учебной деятельности происходит формирование такой важной способности, как самоконтроль, т. е. умения контролировать процесс своей деятельности на основе задачи, поставленной взрослым. Самоконтроль позволяет значительно повысить уровень детских работ, ликвидировать механическую подражательность друг другу. В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата. Это, с одной стороны, дает возможность обучать дошкольника не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия, а с другой — подготавливает его к осознанию познавательных процессов (вначале во внешнем, а затем во внутреннем плане). Иначе говоря, последовательное формирование познавательной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности.Возрастные особенности детей от 3 до 4 летК концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что  это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. Память детей данного возраста непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. Мышление четырехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. В возрасте 4-5 лет любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Мышление детей 4—5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от трёхлетнего возраста. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу -первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15, изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. Цепкая память позволяет ребёнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.По мнению Л. А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.У детей 6-7 лет развитие интеллектуальных способностей достигает довольно высокого уровня. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, формируется позиция школьника. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным.  Ребенок начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.         Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.Индивидуальные особенности воспитанников Программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей развития дошкольников. По Программе обучаются 137 детей в возрасте от 3 до 7 лет.Психологические особенности Среди индивидуальных особенностей ребенка, на занятиях по обучению чтению необходимо учитывать темперамент воспитанников. Педагогом-психологом дошкольного учреждения в процессе наблюдения за поведением и деятельностью детей в течение дня были определены типы темперамента. Типы темпераментаКол-во детейхолерик33сангвиник45флегматик30меланхолик29 Педагогом - психологом дошкольной организации разработаны рекомендации по учету разных темпераментов обучающихся:Сангвиник.  Ребенок верток и подвижен. Быстро переключается с одного задания на другое. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Меланхолик. Ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера. Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учить меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с кем танцевать в паре, какой танец ему больше нравится)Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. У такого ребенка на занятии обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте.Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированныйВ совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. 1.2. Планируемые результаты освоения ПрограммыЦелевые ориентиры образования в раннем возрасте:Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:Промежуточные планируемые результаты3 – 4 годаРебенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:Ребенок умеет владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. Ребенок знает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .Ребенок умеет сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.Ребенок умеет подбирать пару к предмету с заданным признаком.Ребенок умеет обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.Ребенок умеет складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.Ребенок умеет находить и объяснять несоответствия на рисунках.Ребенок умеет находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.Ребенок умеет находить сходства и различия между предметами.Ребенок умеет запоминать 2-3 картинки.Ребенок умеет запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.Ребенок умеет запоминать какую-либо деталь или признак предмета.Ребенок умеет не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.Ребенок находит парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.4 – 5 летРебенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:Ребенок умеет определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.Ребенок знает основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)Ребенок умеет сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.Ребенок умеет находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками). Умеет складывать по образцу постройки из конструктора.Ребенок умеет складывать разрезанную картинку из 2-4 частейРебенок умеет складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.Ребенок умеет вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.Ребенок умеет называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.5 – 6 летРебенок в возрасте от 5 до 6 лет должен уметь:Ребенок определяет направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.. Ребенок понимает и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?Ребенок умеет разделить круг, квадрат на две и четыре равные части..Ребенок отвечает на такие вопросы «как…».Ребенок находит лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.Ребенок умеет составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).Ребенок разделяет предложенные предметы на две группы и находит для каждой группы общий признак.6 – 7 летРебенок в возрасте от 6 до 7 лет должен уметь:Ребенок умеет решать логические задачки и головоломки.Ребенок умеет определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.Ребенок умеет сравнивать предметы, выявлять равенства- неравенства.Ребенок умеет и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету? Ребенок умеет составлять и решать логические задачиРебенок умеет выполнять задания, в которых необходимо выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов. Ребенок находит лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.Ребенок умеет разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.Механизм определения результативности программытестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков;организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей;оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса):анкетирование родителей с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к обучению чтению и логическому мышлению.Уровни усвоения программыНизкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию, не всегда понимает поставленную задачу, воспринимает не все исходные элементы, входящие в образовательную ситуацию, вследствие чего допускает множество ошибок и не стремится к итоговому правильному результату; не видит все разнообразие возможных вариантов комбинаций, поэтому не может самостоятельно исправить их, с усложнением заданий постепенно замедляет темп работы. Дошкольник путается в математических понятиях. Затрудняется в определении геометрических фигур, в соотнесении цифры с количеством предметов. Уровень самостоятельности при выполнении заданий низкий, процесс решения поставленной задачи требует постоянного вмешательства педагога или помощи другого ребенка. Быстро утомляется. Средний – ребёнок понимает поставленную задачу только после повторного сообщения инструкции, допускает ряд ошибок, однако стремится к правильному конечному результату; выполняет все задания в одинаковом темпе, действует уверенно и достаточно самостоятельно, однако наиболее сложные задания решает с помощью взрослого; ребенок находит лишние фигуры не менее чем в 70% заданиях и не дольше восьми минут; в большинстве заданий дает аргументацию своего выбора, однако, не всегда четкую и соответствующую верному решению; в ходе анализа арифметических задач ребенок принимает поставленную задачу частично, после дополнительных объяснений и вопросов педагога воспринимает отношения числовых величинв большинстве задач, видит излишние или недостающие для решения данные, при помощи взрослого формулирует вопрос и дает верный ответ, допускает логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Высокий – дети хорошо ориентируются в пространстве, обозначают положение предмета по отношению к себе и от себя. Дошкольник понимает поставленную задачу полностью, стремится к положительному конечному результату; видит комбинацию всех возможных вариантов; выполняет все последующие задания в более быстром темпе; при нахождении лишних фигур правильно выполняет задание не менее чем на 94%, четко, точно и полно аргументирует свой выбор; выполняет задания по длительности не выше семи минут; в процессе восприятия и анализа логических задач ребенок видит комплекс взаимосвязанных величин; во всех группах задач дает верный ответ, определяя лишние или недостающие условия задачи, либо самостоятельно формулируя вопрос.2. Содержательный раздел Рабочей программыСодержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. 2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ПрограммыФормы, способы методы и средства реализации Программы по обучению занимательной математике Формы образовательной деятельностиСовместная деятельностьСамостоятельная деятельность детейОбразовательная деятельностьРежимные моментыФормы организации детейИндивидуальныеПодгрупповыегрупповыеГрупповыеПодгрупповыеИндивидуальные Индивидуальные подгрупповыеНаблюдениеИграИгровое упражнениеИгровая ситуацияИгровые технологииБеседа Совместная с воспитателем играСовместная со сверстниками играИндивидуальная игра Путешествия ВикторинаСоревнования Открытые вопросыПроблемные ситуацииЭкскурсия Тематические досуги КонкурсыМультимедийные презентации, слайд-шоу.Игровое упражнениеСовместная с воспитателем играСовместная со сверстниками играИндивидуальная играСитуативный разговор с детьмиПедагогическая ситуацияБеседаИнтегративная деятельностьСюрпризное появление игрушек, предметовРассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние)ФизкультминуткиМалоподвижные игрыИндивидуальные игры, Совместные игры, Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие развитие логического мышления детейИгры с природным материаломВариативные формы, способы и средства с учетом индивидуальных особенностейхолерикформаспособметодсредствоИндивидуальная, совместная игра сосверстниками, Совместная деятельность воспитателя сдетьми Самостоятельная деятельность детейБеседа, Участие в малоподвижнойигреИндивидуальныеСловесныеНаглядныеСоздание ситуации успехаРешение проблемныхситуацийНапоминание ПоручениеИнтегративная деятельностьМалоподвижные игрысангвиникСамостоятельная деятельность детей Индивидуальная ПодгрупповаяГрупповая, совместные игры с детьмиИгра-ситуацияПоказ способов действияНапоминание ПоручениеИндивидуальныеСловесныеНаглядныеПрактическиеМетод проговаривания Совместная с воспитателем играСовместная со сверстниками играИндивидуальная игра Путешествия ВикторинаСоревнования Открытые вопросыПроблемные ситуациифлегматикГрупповая, Совместные игры с детьмиСамостоятельная деятельностьНаблюдениеИгровое упражнениеИгровая ситуацияИгровые технологииТКМТематические досуги ИндивидуальныеСловесныеНаглядныеСоздание ситуации успехаПоручениеМетод проговариваниеИгровые пособияДидактический материалПособие для решения математических задачмеланхоликСамостоятельная деятельность детей Индивидуальная ПодгрупповаяПоказ способов действия Напоминание Беседа, малоподвижные игры, игры, предполагающие развитие логики детейСоздание ситуацииуспехаМетод проговаривания ИндивидуальныеСловесные Метод повышения самооценкиДидактический материал, картотека игр, предполагающих развитие логики детей, разноуровневыезадания2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка (тематическое планирование)Средняя группаОдин, многоПродолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет. Учить отвечать на вопрос «сколько?»  словами один, много, ни одного.Сентябрь1Закрепить умение называть количество предметов.1Обобщение предметов по признаку формыСформировать умение группировать предметы.1Закрепить умение сравнивать предметы, решать проблемные ситуации и делать выводы.1Обобщение предметов по признаку назначенияУчить детей объединять некоторые предметы в группы однородных предметов на основе присущих им одинаковых свойств.1Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, восприятие.1Свойства предметовФормировать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький; различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного.1Закреплять с детьми умение комбинировать предметы по цвету и форме.1итого538НаправленияФормировать у детей умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление от себя, указанное стрелкой: прямо, налево, направо.Октябрь1 Закрепить с детьми умение показывать направления: вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо.1Отношения: больше, меньше, поровнуСформировать умение устанавливать отношения между группами предметов.1Закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?» «столько же», «поровну».1Ширина, длина, толщинаУпражнять в сравнении предметов, употреблять слова «шире», «уже».1Закреплять навыки сравнивать предметы по длине и ширине.1Обобщение предметов по признаку цветаУчить детей объединять некоторые предметы в группы однородных предметов на основе присущих им одинаковых свойств.1Закрепить умение сравнивать предметы по назначению, решать проблемные ситуации и делать выводы.1итого538ОбобщениеФормировать у детей простейшую логическую структуру.Ноябрь1Учить детей объединять некоторые предметы в группы однородных предметов на основе присущих им одинаковых свойств.1Повторение и закрепление пройденного1. Продолжать учить определять размеры и форму предметов, находить их отличительные черты.12.Закрепить умение сравнивать и анализировать.1Приемы: наложение и приложение.Учить на основе сравнения выделять длину предметов, пользуясь приемами.1Закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький; умение определять пространственное направление относительно других предметов. 1Сравнение предметов по форме и цветуУчить детей сравнивать предметы по форме и цвету. Закрепить умение выделять главные, существенные признаки1Закрепить умение выделять предметы по характерным признакам и свойствам и объединять их в группы.1итого538Равенство групп предметовСформировать умение устанавливать равенство групп предметов разного размера.Декабрь1Закрепить умение сравнивать и уравнивать численность групп состоящих из четырех предметов.1Ориентировка в пространствеУчить различать и называть пространственные отношения: справа – слева; упражнять детей в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны.1Закрепление умения ориентироваться в пространстве, используя слова «справа», «слева», «впереди», «сзади».1Сравнение предметов по размеру и массеУчить детей сравнивать предметы по размеру и массе.1 Закрепить умение решать проблемные ситуации и делать выводы. Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, восприятие, творческие способности.1Части сутокСформировать представление детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.1Закрепить знания о последовательности частей суток.1итого448Сравнение предметов по скорости движенияУчить детей сравнивать предметы по скорости движения.Январь1Закрепить умение сравнивать предметы по размеру и массе, решать проблемные ситуации и делать выводы.1Целое и части1. Познакомить с понятиями «целое» и «части», учить составлять целое из частей.12. Закрепить умение объединение группы предметов (части) в целое; выделение частей из целого1Повторение и закрепление пройденного Закрепить навыки решения логических задач. Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, восприятие.1Закрепить навыки сравнения предметов по различным параметрам.1Соотношения между двумя предметамиУчить устанавливать соотношения между двумя предметами, использовать слова «длиннее», «короче».12.Закрепить представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета, закрепить умение сравнивать два предмета по длине.1итого538Равенство и неравенствоНаучить устанавливать равенство и неравенство групп предметов.Февраль1Закреплять умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение видеть и продолжать закономерность1Сравнение предметов по расположению.Учить детей сравнивать предметы по назначению и расположению.1Закреплять умение сравнивать предметы по назначению и расположению. Закрепить умение решать проблемные ситуации и делать выводы.1Сравнение предметов по назначениюУчить детей сравнивать предметы по назначению и расположению.1Закрепить умение сравнивать предметы по расположению, решать проблемные ситуации и делать выводы.1Толстый и тонкий1. Выработать умение обозначать соотношения по толщине.12. Закреплять представления о различных свойствах предметов по величине: толстый - тонкий. Закреплять пространственные отношения - справа, слева.1итого448Соотношения предметов по высотеУчить устанавливать соотношения по высоте между 3 предметами.Март1Закрепить представления о приёмах сравнения двух предметов по высоте, подвести к пониманию слов высокий – низкий, выше – ниже.1Классификация по локальным признакамУчить детей классифицировать предметы по локальным признакам.1Закрепить умение классифицировать предметы по локальным признакам. Воспитывать желание заниматься, старание, усидчивость.1Повторение и закрепление пройденногоСовершенствовать умение детей сравнивать предметы, находить общие и различительные признаки предметов.1Закрепить умение сравнивать предметы, находить общие и различительные признаки предметов.1Веселые задачкиРазвивать логическое мышление через решение простейших задач.1Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.1итого538Дни недели1. Продолжать учить называть дни недели. Апрель12.Закрепить знания о последовательности дней недели.1Классификация по функциональным признакамУчить детей классифицировать предметы по функциональным признакам1Закрепить знания по локальным признакам, умение решать проблемные ситуации.1Дифференцированная классификация1. Учить детей находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.12.  Закрепить умение детей выделять группы предметов 1Равенство.1. Формирование навыка решения кроссворда.12.Закрепить умение устанавливать равенство групп предметов.1итого448Логические задачиУчить умению составлять и решать логические задачи.Май1Закреплять знания детей об образовании нового числа на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 3-4 элемента.1Прямая и кривая линииДать представление о прямой и кривой линии.1Закреплять представления детей о линиях,формировать зрительный, тактильный, звуковой образ точки.1Сравнение предметовУпражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.1Закрепить умения сравнивать предметы по количеству и счету.1Классификация предметов по назначениюУчить детей классифицировать предметы по назначению.1. Закрепить умение классифицировать по функциональным признакам. 1итого448Классификация 1. Учить детей находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.Июнь12. Закрепить умение сравнивать предметы по назначению.11Повторение и закрепление пройденного1. Учить детей находить и называть правую и левую сторону.2. Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия, анализировать и решать проблемные ситуации.1Приемы: наложение и приложение (повторение)1. Закреплять умение на основе сравнения выделять длину предметов, пользуясь приемами.12. Закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький. 1Больше – меньше (повторение)1. Повторить понятия больше – значит большой и много, меньше – маленький и мало. 112. Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия, анализировать и решать проблемные ситуации, понятия слева и справа.итого448 Выше – ниже (повторение)Повторить понятия выше – высокий и ниже – низкийИюль1Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия, анализировать и решать проблемные ситуации.1Части суток(повторение)1. Сформировать представление детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.12. Закрепить знания о последовательности частей суток.1Целое и части (повторение)1. Закрепить умение называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, соотносить последнее число ко всем перечисленным предметам.12. Закрепить умение объединение группы предметов (части) в целое; выделение частей из целого. Упражнять в счете.11Повторение и закрепление пройденного 1. Закрепить навыки решения логических задач 2. Закрепить навыки сравнения предметов по длине и цвету.1итого448Соотношения между двумя предметами1. Совершенствовать умение устанавливать соотношения между двумя предметами, использовать слова «длиннее», «короче».Август12.Закрепить представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов, закрепить умение сравнивать два предмета по длине.1Равенство групп предметов (повторение)1. Сформировать умение устанавливать равенство групп предметов разного размера. 12. Закрепить умение выделять предметы по характерным признакам и свойствам и объединять их в группы.1Ориентировка в пространстве (повторение)1. Закрепить умение сравнивать и уравнивать численность групп состоящих из четырех предметов.12. Закрепление умения ориентироваться в пространстве, используя слова «справа», «слева», «впереди», «сзади».1Повторение и закрепление пройденного1. Повторить понятия толще – тоньше, толстый – тонкий.12. Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия, анализировать и решать проблемные ситуации.1 итого448итого за год96 Старшая группаПротивоположные понятияУчить детей находить противоположные по значению понятияСентябрь1Закрепить умения находить противоположные по значению понятия, сравнивать, находить сходства и различия, анализировать.1Комбинированные заданияПродолжать знакомить детей с количественными и качественными соотношениями предметов.1Закрепить умения сравнивать предметы, находить сходства и различия, анализировать и решать проблемные ситуации.1Понятие «линия». Виды линий Познакомить с понятием «линия», видами линий.1Закреплять умение находить разные виды линий.1Прямая и кривая линииПознакомить с понятиями «прямая линия» и «кривая линии».1Закреплять представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.1итого538Точка и прямаяПознакомить с понятиями «точка принадлежит прямой», «прямая пересекает прямую». Октябрь1Повторить понятия «точка» и «прямая»1Замкнутая криваяПознакомить с понятием «замкнутая кривая».1Закрепление понятия «замкнутая кривая».1Линейка(практическоеприменение)1. Знакомить с понятием «линейка», ее применение. 112. Закрепление знаний о прямой и кривой линиях. Разные виды штриховкиПознакомить с разными видами штриховки, учить применять практически знания о количественном составе чисел до 10.1Закрепить умения работать с линейкой, умения использовать предметы при счете, сравнении и выполнять действия без предметов.1итого538Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».Учить детей выявлять закономерности.Ноябрь1Закрепить знания детей о том, что узор это повторяющийся рисунок. Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, восприятие, воображение.1Прямая линия через две точкиЗнакомство с правилом «через две точки можно провести одну прямую линию.1Закрепление знаний о прямой и кривой линиях. 1Отрезок линии.Отрезок прямойПознакомить с понятиями «отрезок линии», «отрезок прямой». Учить ориентировке в пространстве.1Закрепить навык решения задач. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.1Луч и направление лучаПознакомить с понятиями «луч» и «направление луча».11Закрепить умение грамотно называть луч, прямую, отрезок; совершенствовать умения выполнять простейшие построения в тетради.итого448Горизонтальная линияПознакомить с понятием «горизонтальная линия», формировать понятие о времени.Декабрь1Закрепить представление о горизонтальной линии, временных отрезках. 1Вертикальная линия Познакомить с понятием «вертикальная линия», учить сравнивать множества.12. Закреплять знания о горизонтальной и вертикальной линии, совершенствовать умение ориентировки в микро пространстве (на листе бумаги).1Наклонная линияПознакомить с понятием «наклонная линия», закреплять навыки штриховки, умение работать в тетради.2954655-10795001Закрепить знания о разнообразии линий (наклонная, кривая, горизонтальная, вертикальная и т.д.), повторить счет в пределах 10; умение найти и назвать недостающее число1КалендарьПознакомить с календарем. Учить отвечать детей полным предложением.1Закрепить представления детей о календаре и пространственные представления: слева, справа, между.1итого538Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связейУчить детей находить одинаковые предметы.Январь1Закрепить умение сравнивать, называть отличия.1Лабиринты - их значение и происхождениеЗакреплять у детей простейшую логическую структуру мышления.1Упражнять в умении решать проблемные ситуации, делать выводы и умозаключения.1Решение загадок и логических задач о сказочных герояхУчить детей выделять по определенным признакам одного или нескольких предметов из целой группы.1Упражнять детей в умении составлять логические задачи. Формировать умение понимать поставленную задачу и находить способы её решения.1Анализ и синтез. Решение и составление задач – шутокУчить умению классифицировать множества и называть признаки предмета.1 Упражнять детей в умении составлять и решать задачи творческого типа1итого448Обучение разгадыванию и составлению загадокУчить детей выделять наиболее существенные признаки, которые обеспечивают развитие способности самостоятельно находить связи в умениях.Февраль1Закрепить умения решать логические задачи, анализировать, умение ориентироваться на листе бумаги.1Выделим существенные признакиУчить детей выделять главные, существенные признаки.1Закрепить умение детей находить и описывать различные свойства окружающих предметов.1Решение логических задачУчить умению решать математические задачи, развивать логическое мышление.1Приучать запоминать задания, повторять его, сравнивать результаты своих действий с образцом.1Комбинированные заданияПродолжать знакомить детей с количественными и качественными соотношениями предметов.1Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия, анализировать и решать проблемные ситуации.1итого538Обучение решению и составлению «магических» квадратов. Обучить детей приемам составлению «магических» квадратовМарт1Закреплять знания о приемах составления «магических» квадратов1Установим последовательность событий.Учить детей устанавливать последовательность событий на картинках и иллюстрациях.1Закрепить умение сравнивать, устанавливать последовательность событий, находить сходства и различия, анализировать.1Выделим подмножества.Учить детей понимать понятие «Множество» и «подмножество». 1Закрепить понятие «Множество» и «подмножество», закрепить умение решать логические задачи, анализировать.1Путешествие в страну Сообразилию Развить конструктивные способности детей. Закрепить умение классифицировать предметы по разным основаниям.1Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия.1итого538Веселая логикаУчить составлять алгоритм простейших действий.Апрель1Формировать умения анализировать форму предметов и находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.1Семь раз отмерьУчить ориентироваться по плану в реальном пространстве групповой комнаты11Тренировать в поиске одинаковых и разных элементов среди семи похожих изображений; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические умозаключения.Повторение и закрепление пройденногоИзмерение жидких телПознакомить детей с приёмами измерения жидких тел, подвести их к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры.11 Закрепить умение измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.Цвет, форма, количествоПовторить понятия «цвет, форма, количество», учить умению классифицировать.1Упражнять детей в ориентировании на ограниченной плоскости.1итого448АлгоритмРазвивать умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий.Май1Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами; упражнять в соответствии цифр количеству предметов.1Позвоните КузеОсвоение действий по построению и использованию модели в форме классификационного древа.1Закрепление навыков классификации чисел при сравнении с заданным числом при помощи логического древа1Бывает — не бываетОбучать способам познания предметов: абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.1Закрепление умения составлять и решать логические задачи1Ориентировка впространстве.1. Учить умению определять прямую и обратную последовательность; умению ориентироваться в пространстве.12. Закреплять пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу, в центре).1итого538Прогулка с Красной ШапочкойЗакрепить представление детей об изображении предметов на нескольких планах, передачи удалённых предметов, перспективе. Июнь12. Закрепить умение использовать обобщающие понятия. Закрепить умение работать с линейкой и без нее.1Отрезок линии.Отрезок прямой (повторение)1. Закрепление знаний о прямой и кривой линиях. 12. Повторение понятий «отрезок линии», «отрезок прямой». Учить ориентировке в пространстве.1Луч и направление луча (повторение)1. Закрепить навык решения задач на сложение и вычитание. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.112. Закрепить умение грамотно называть луч, прямую, отрезок; совершенствовать умения выполнять простейшие геометрические построения.Горизонтальная линия (повторение)1. Повторить понятие «горизонтальная линия», формировать понятие о времени.112. Закрепить представление о горизонтальной линии, временных отрезках. итого448Наклонная линия1. Закреплять знания о горизонтальной и вертикальной линии, совершенствовать умение ориентировки в микро пространстве (на листе бумаги).Июль12. Повторение понятия «наклонная линия», закреплять навыки штриховки, умение работать в тетради.2954655-10795001Календарь (повторение)1. Закрепить представления детей о календаре и пространственные представления: слева, справа, между.12. Учить отвечать детей полным предложением.1Академия логических задач1. Овладение моделированием понятийных отношений с помощью кругов12. Закреплять умения составлять и решать логические задачи11Головоломки1. Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями.2. Закреплять умения устанавливать и графически отображать отношения между понятиями, использовать условные обозначения понятий. 1итого448Повторение и закрепление пройденного1. Совершенствовать умениеклассифицировать множества и называть признаки предмета.Август12. Совершенствовать умение понимать поставленную задачу и находить способы её достижения.1Вертикальная линия (повторение)1. Повторить понятие «вертикальная линия», учить сравнивать множества.12. Закрепить знания о разнообразии линий (наклонная, кривая, горизонтальная, вертикальная и т.д1Прямая и кривая линии (повторение)1. Закреплять представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.12. Закрепить умение количественного и порядкового счёта; выкладывать числовой ряд и лесенку числовую.1Чем похожи, а чем отличаются? (повторение)1. Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. 112. Закрепить умение классифицировать, используя при этом кодовые карточки. итого44881788051371500-314515551371500-7810551371500итого за год965321935-10795004425950-10795001358900-1079500Подготовительная группаОбучение решению и составлению «магических» квадратов. 1. Обучить детей приемам составлению «магических» квадратовСентябрь12. Закреплять знания о приемах составления «магических» квадратов1Количество, форма, цветЗакрепить знания о понятиях «количество, форма, цвет».12992755-1270002.Закрепить умение детей классифицировать предметы по заданному направлению.1Решение задач3002280-10795001. Развивать умение решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений12. Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. 1А ну-ка угадай-ка1. Знакомить с множествами предметов, сравнивать их, классифицировать и группировать.12.Закрепить умение составлять задачи.1итого538Части суток1. Сформировать представление о последовательности частей суток.Октябрь12. Закрепить умение называть и определять части суток между утром и вечером, днём и ночью, ориентироваться во времени. 1Установим последовательность событий.1. Учить детей устанавливать последовательность событий на картинках и иллюстрациях.12.Закрепить умение сравнивать, устанавливать последовательность событий, находить сходства и различия, анализировать.1Часы1. Познакомить с часами, их разнообразием и назначением, сформировать умение определять время.1Закрепить представления  детей о часах и их назначением. Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь1Слушай и рисуй1. Закреплять умение высказывать гипотезы, догадки, аргументировано объяснять результат эксперимента12. Развивать умение составлять алгоритм действий и следовать определенным правилам при решении практических задач.1итого538Дни недели1. Сформировать представление детей о последовательности дней недели, продолжать учить пользоваться условным обозначением.Ноябрь12. Закрепить знания о последовательности дней недели, пространственных отношений, сформировать представление о количественном составе числа.1Выделим подмножестваУчить детей понимать понятие «Множество» и «подмножество».12. Закрепить понятие «Множество» и «подмножество», закрепить умение решать логические задачи, анализировать.1Точка, прямая, луч, отрезок2995930-1594485001. Научить находить прямые линии в окружающем мире, которые можно считать прямыми. 12. Развивать способность анализировать, решая задачи, закрепить понятия «прямая, луч, отрезок».1Занимательные задачиНаучить находить отличия одной группы предметов от другой, развить способность анализировать.12. Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших, умение работать в паре;–  продолжать ориентироваться на листе в клетку.1итого448Дни недели1. Формировать представления детей о днях недели. Учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей.Декабрь12. Закрепить представления о днях недели, сформировать представление о количественном составе чисел.1Логические связи.1. Научить выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других.12. Закрепить умение детей находить устойчивые связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умения выявлять и абстрагировать свойства.1Отношения «длинный» - «короткий»Способствовать развитию умения сравнивать предметы по длине1Закрепить умения сравнивать предметы по длине1Составление логических задач1. Научить составлять логические задачи12. Совершенствовать умение решать логические задачи.1итого448Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связейУчить детей находить одинаковые предметы.Январь12. Закрепить умение сравнивать, называть отличия.1Величина и цветУчить различать предметы по величине и цвету.11Закрепить умения детей группировать предметы по цвету, величине и форме.Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».Учить детей выявлять закономерности.1Закрепить знания детей о том, что узор это повторяющийся рисунок. Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, восприятие, воображение.1Временные эталоны1. Способствовать овладению количественной характеристикой временных эталонов,.12. Закреплять представление о времени; развивать логическое мышление. 1итого538Сравнение предметов1. Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.Февраль12. Закрепить умения сравнивать предметы по количеству и счету.1Классификация предметов по назначению1. Учить детей классифицировать предметы по назначению.12. Закрепить умение классифицировать по функциональным признакам. 1Веселые фигуры1.Совершенствование навыка составлять логические цепочки из фигур по двум признакам – цвету и форме.12. Закрепить умение детей составлять логические цепочки из фигур по двум признакам – цвету и форме.1Целое и части1. Продолжать учить осваивать алгоритмы сложения предметных форм.12. Закрепить умение делить предметы на 4 равные части.1итого448Классификация 1. . Учить детей находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.Март12. Закрепить умение сравнивать предметы по назначению.1Решение логических задачУчить решать логические задачи на поиск признаков отличия.1Закреплять умение решать логические задачи на поиск признаков отличия.1Занимательная математика1. Учить составлению и решению занимательных задач по картинкам. 12.  Совершенствовать навыки составлять и решать занимательные задачи по картинкам.1Времена года1. Закрепить знания об основных признаках разных времен года, закреплять представление о времени.12. Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия, анализировать и решать проблемные ситуации.1итого538Повторение и закрепление пройденного Учить детей находить и называть правую и левую сторону.Апрель12. Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различия, анализировать и решать проблемные ситуации.1Время1. Продолжать формировать пространственно-временные представления. 12.Закрепить представления о времени, учить составлять целое из частей.1Решение примеров1. Учить решать примеры, классифицировать предметы по их свойствам.12. Тренироваться в решении  занимательных задач, тренироваться в правильном выборе способов при решении примеров.1итого448Веселая логика1. Учить составлять алгоритм простейших действий.Май12. Формировать умения анализировать форму предметов и находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.1Семь раз отмерь1. Учить ориентироваться по плану в реальном пространстве групповой комнаты12. Тренировать в поиске одинаковых и разных элементов среди семи похожих изображений; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические умозаключения.1Свойства«прозрачность»,«гибкость»1. Познакомить детей с физическими свойствами - прозрачность и гибкость.12. Совершенствовать практические навыки детей в моделировании.1Классификация по функциональным признакам1. Учить детей классифицировать предметы по функциональным признакам1 2. Закрепить знания по локальным признакам, умение решать проблемные ситуации.1итого538Дифференцированная классификация (повторение)Учить детей находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.Июнь12. Закрепить умение детей выделять группы предметов1Временные эталоны (повторение)1. Способствовать овладению количественной характеристикой временных эталонов, закрепить умение ориентироваться в тетради в клетку12. Закрепить умения детей группировать предметы по цвету, величине и форме.1Равенство (повторение)1. Формирование навыка сравнивать предметы, устанавливать равенство групп предметов.12. Закрепить умение устанавливать равенство групп предметов.1Решение задач (повторение)1. Закрепить умение решать логические задачи на поиск признаков отличия12. Закрепить умение решать задачи на сообразительность.1итого448Примеры1. Упражнение в составлении и решении примеров продуктивного типаИюль12. Закреплять умение составлять примеры1Части суток (повторение)1. Закрепить представление о последовательности частей суток, называть и определять части суток между утром и вечером, днём и ночью, ориентироваться во времени. 12.Закрепить знания о последовательности частей суток. Научить решать занимательные задачи.11Комбинированные задания1. Продолжать знакомить детей с количественными и качественными соотношениями предметов.2. Закрепить умения сравнивать предметы, находить сходства и различия, анализировать и решать проблемные ситуации.Познакомить с понятием «линия», видами линий.1Прямая и кривая линии1. Закреплять умение находить разные виды линий.12. Закреплять представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.1итого448Точка и прямаяПовторить понятия «точка» и «прямая»Август12. Закрепить понятия «точка принадлежит прямой», «прямая пересекает прямую». 1Замкнутая кривая1. Познакомить с понятием «замкнутая кривая». 12. Закрепление понятия «замкнутая кривая».1Линейка(повторение)1. Знакомить с понятием «линейка», ее применение.12. Закрепление навыков работы с линейкой.1Логические задачиУчить умению составлять и решать логические задачи.12. Закреплять знания детей об образовании нового числа на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 3-4 элемента.1итого448итого за год96Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанниковРабота с семьями воспитанников позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.МесяцФормы работыСентябрь ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью;проведение родительских собраний «Волшебные фигуры», «В стране Сообразилии».Октябрьпроведение практикумов «Как научиться составлять задачи продуктивного типа», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»; изготовление игр, пособий. Ноябрьконсультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детейДекабрьпроведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителейЯнварьразработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Вычитай и умножай», «Как работать с магическими квадратами» и т.п.Февральанкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностейМартсовместные мероприятия родителей и детей: тематическая и интегрированная образовательная деятельностьАпрельпроведение творческих отчетов для родителейМайиндивидуальное консультирование; выступление на родительских собраниях в возрастных группах-800107711440003.Организационный раздел Программы.3.1. Описание материально-технического обеспечения программы:соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; соответствие правилам пожарной безопасности; средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность развивающей предметно-пространственной средой; учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитанияМетодическое обеспечениеВолина В. «Праздник числа». Москва, «Знание», 1994Житомирский В., Шеврин Л. «Математическая азбука».- Москва «Педагогика», 1984Лихтарников П.М. «Занимательные логические задачи», - Санкт-Петербург «Лань», «Мик», 1996Лихтарников Л.М. «Числовые ребусы»,- Санкт-Петербург «Лань», «Мик», 1996Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва, «Просвещение», 1985Михайлова З.А. «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург «Детство-пресс»2001Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» Москва, «Просвещение», 1987Чилингирова Л., Спиридонова Б. «Играя, учимся математике» Москва, «Просвещение, 1993Средства обучения2 младшая группаСредняя группаСтаршая группаПодготовительная группаПечатные: учебные пособия, книги для формирования элементарных математических представлений, раздаточный материал, дидактические игры, рабочие тетради. Аудиовизуальные средства: магнитола, аудиозаписи Демонстративные пособия: муляжи, макеты Электронные образовательные ресурсы: мультимедиа, ноутбукНаглядные пособия: плакаты настенные, разрезные картинки, предметные картинки и т.д.При обучении на занятиях применяется различный дидактический материал, который позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материалНаименование оборудованияНаправление деятельности (целевое использование)Образовательная областьРазвивающая игра «Математический тренажер»развивает сообразительность, фантазию, логическое мышлениеПознаниеШнуровка «Овощи и фрукты»,дидактическая игра «Что изменилось?», «Какая фигура пропущена?», «Чудесный мешочек»Развитие у детей сенсорных навыков, тренируется оптико-пространственное мышление, развивается наблюдательностьвнимание, развивает мелкую моторику рук, развивается творческое воображениеПознаниеРазвивающая игра «Магические квадраты», настольная игра «Числа», развивающая игра «Из каких фигур состоят домики?»Развивает внимание, сообразительность, навыки самоконтроля, формирует устойчивое желание учиться.ПознаниеИгра «Раскрась фигуры, из которых состоят предметы», «Сложи картинку».Развивает внимание, память, мелкую моторику рук. ПознаниеДидактические наборы «Карточки цифры и картинки для счета», Развитие сенсорных способностей, количество и счет. Способствует освоению детьми цифр и умению применять их в игровой и результативной деятельности.ПознаниеРазвивающая игра «Собирай-ка. Большой-маленький», тренажер для развития математических способностей, Развитие логического мышления, математических способностей, цветовосприятие, навыки классификации и самоконтроля.ПознаниеДидактическая игра «У какой фигуры больше углов», «Столько же, больше, меньше», «Что изменилось?»Способствует развитию внимания, памяти, формирует умение правильно подбирать цифры к количеству предметовКоммуникацияСчетный материал, набор геометрических фигур, цифры Развивает мышление, внимание, память. Способствует закреплению понятия количество и счет, геометрические фигуры, буква, цифраПознаниеПазл на тему «Фрукты», «Ягоды»Развивает память, внимание и мышление. Закрепление знаний детей о разновидности фруктов и ягодПознаниеПознаниеБуквенно-математический планшет «Азбукварик»Способствует развитию логики, воображению, усидчивости, внимания, формирует представления цифрах и числахПознаниеТрафареты для подготовки руки к письму«Числа», «Цифры», «Геометрические фигуры».Развитие творческих способностей, подготовка руки к письму.Умение классифицировать. Закрепление знаний детей о технике, геометрических фигурах, числах и пр.Художественное творчество3.3 График реализации программыЗанятия по занимательной математике осуществляются 2 раза с дошкольниками 4-5-летнего возраста 15-20 минут, для старших дошкольников 25-30 минут 2 раза в неделю. 3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятийС целью закрепления и систематизации знаний, умений и навыков детей по разделу «Занимательная математика» в детском саду ежегодно проводятся традиционные мероприятия и праздники, посвященные подготовке дошкольников к обучению математики. Во всех возрастных группах детского сада проводится «Неделя занимательной математики». Цель мероприятия – повторить и закрепить усвоенный детьми на занятиях по занимательной математике материал, а также выявить уровень знаний, умений и навыков детей по данному разделу Программы. Задачи:закрепить и обобщить знания детей о свойствах предметов;закрепить умения детей классифицировать предметы по разным направлениям;закрепить умение работать в тетради и у доски;развитие познавательных интересов;упражнять в сравнении нескольких групп предметов;развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;развитие активности и инициативности детей.В конце учебного года традиционно во всех возрастных группах в ДОУ проводится итоговое мероприятие «Творческий отчет», в котором принимают участие педагоги дополнительного образования и воспитатели детского сада. Данное мероприятие проводится в праздничной форме. Целью «Творческого отчета» является демонстрация части занятий по формированию логического мышления родителям дошкольников, а также показ уровня сформированности у детей знаний и умений, полученных за год. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации Программы.Построения предметно-развивающей среды группы основывается на следующих принципах:Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Принцип активности, самостоятельности, творчества.Принцип стабильности — динамичности развивающей средыПринцип комплексирования и гибкого зонирования.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Занятия по занимательной математике проводятся в двух корпусах детского сада. Во втором корпусе (улица Комарова 34) имеется отдельный кабинет, который рассчитан на 22 посадочных мест. В кабинете имеется: магнитная доска, ноутбук, указка, столы и стулья, а также дидактический материал и обучающие пособия, дополнительно на занятии могут использоваться проектор и экран. В первом корпусе ДОУ (улица Ялтинская 89 А) ввиду отсутствия специального кабинета занятия проводятся в групповых помещениях, в которых используется развивающая предметно-пространственная среда данных групп. Во всех возрастных группах имеется магнитная доска, магнитофон, некоторые группы (№7,№9,№11) оснащены телевизорами дополнительно также на занятии могут быть использованы проектор и экран.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X