Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Наталья Леонидовна Селифонова

Методические приёмы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации (по выполнению заданий 12,13,23 в КИМ ГИА)

скачать документ

Вернуться назад

Методические приёмы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации (по выполнению заданий 12,13,23 в КИМ ГИА)Селифонова Наталья Леонидовна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Балаково (МАОУ СОШ№2 г. Балаково) Учитель истории и обществознанияВ ЕГЭ очевидно выросло количество заданий из блока «Право». В соответствии с  кодификатором ЕГЭ по обществознанию-2023 тема «Конституция РФ» представлена в трех заданиях – 12,13,23. В качестве отдельного вынесена в 23 вопросе, поэтому основы конституционного устройства в обязательном порядке будут объектом проверки в форме задания с развернутым ответом.Как же выучить Конституцию? В первую очередь, на мой взгляд, нужно сделать для учащихся этот документ понятным. Как и любой закон, Конституция требует понимания. Знать наизусть закон и уметь применять закон на практике — абсолютно разные вещи. Конституция государства — это определенная философия, которая сконцентрировала в себе весь исторический опыт его развития, это определенная картина мира, которая отражает представления людей о сути государства, его функциях и месте человека в государстве. Как и все задания второй части, задание по Конституции основано на умении школьника владеть и оперировать необходимой терминологией, выражать мысли, выявлять проблемы, развивать полемику, аргументировать и обосновать. Задание 23 представляет особую сложность, так как проверяет сформированность умения выявлять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (предметный результат), а также позволяют продемонстрировать владение языковыми средствами: умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства (метапредметный результат). Кроме того, использование подобных заданий в процессе изучения обществознания, а затем и на экзамене работает на формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации.Итак, я хочу предложить вашему вниманию свои наработки в изучении Конституции и подготовки к решению 12,13 и 23 задания. Я работаю в старших классах социально-экономического профиля. В кусе право 10 класса в учебнике представлены на изучение Конституции две главы: Конституционное право, Права человека. Темы данных глав нацелены на тщательный анализ основного закона страны и позволяют хорошо подготовить учащихся к выполнению заданий в рамках ГИА. Обязательно на уроках требую наличие печатного издания Конституции последней редакции, так как работаем с документом с карандашом в руках. Первоначально разбираем первую главу и подписываем статьи, в которых содержатся основополагающие характеристики государственного строя России.Аналогично разбираем все основные характеристики конституционного строя в России: демократического государства, республиканскую форму правления, светского государства, правового государства. Государства с рыночной экономикой и т.д. Итогом данного вида работы становится практическая работа.Изучите Первую главу Конституции РФ «Основы конституционного строя и выполните практическую работу 1. Подтвердите на основе Конституции, главы 1, что РФ – 1) правовое государство (не менее трех признаков)2) Социальное государство (не менее трех признаков)3) демократическое государство (не менее трех признаков)2. Какие принципы относятся к основам конституционного строя1) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны2) Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание3) Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную4) Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной. Муниципальной и иных формах собственности5) ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками6) Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается7) Для заключения брака необходимы добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста8) Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ9) Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию10) Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его11) При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом12) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста13) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий14) Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны15) Органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях. Когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством16) Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере17) Преступление, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.18) Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.3. Используя обществоведческие знания, на примере РФ покажите любые три способа обеспечения стабильности конституции, ее защиты.Подготавливая учащихся по вопросам Федеративного устройства, предлагаю им в ходе изучении Главы 3.Федеративное устройство (ст.71,72) сделать практическую работу.Вопросы для сравнения1. Отношение к Конституции и федеральным законам2. Права и свободы человека3. Отношение собственности4. Воспитание, образование, наука5. Суд, отрасли права6.Внешнеэкономические связи, договоры7. НалогиА также учащиеся решают тесты по данной главе, которые составляю сама.Проверочная работа по теме «Федеративное устройство РФ»1. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) вопросы владения, пользования и распоряжения землей 1) только федеральный центрБ) федеральные энергетические системы 2) федеральный центр иВ) внешнеэкономические отношения РФ субъекты РФГ) разграничение государственной собственностиД) гражданское законодательство2. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) гражданство в РФ 1) только федеральный центрБ) социальная защита, включая социальное обеспечение 2) федеральный центр иВ) правовое регулирование интеллектуальной собственности субъекты РФГ) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасностиД) охрана памятников истории и культуры3. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) денежная эмиссия 1) только федеральный центрБ) защита семьи, материнства, отцовства и детства 2) федеральный центр иВ) административное право субъекты РФГ) амнистия и помилованиеД) федеральная государственная служба4. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) защита исконной среды обитания и традиционного 1) только федеральный центробраза жизни малочисленных этнических общностей 2) федеральный центр иБ) международные договоры субъекты РФВ) осуществление мер по борьбе с катастрофами Г) установление правовых основ единого рынкаД) создание условий для достойного воспитания детей в семье5. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) судоустройство и прокуратура 1) только федеральный центрБ) адвокатура и нотариат 2) федеральный центр иВ) внешнеэкономические отношения РФ субъекты РФГ) государственные награды и почетные званияД) установление общих принципов налогообложения и сборов6. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь 1) только федеральный центрБ) координация вопросов здравоохранения 2) федеральный центр иВ) кадры судебных и правоохранительных органов субъекты РФГ) федеральный бюджетД) уголовное законодательство7. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) финансовое, валютное таможенное регулирование 1) только федеральный центрБ) организация публичной власти 2) федеральный центр иВ) вопросы войны и мира субъекты РФГ) природопользованиеД) водное законодательство8. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) деятельность в космосе 1) только федеральный центрБ) принятие и изменение федеральных законов 2) федеральный центр иВ) выполнение международных договоров субъекты РФГ) федеральное коллизионное правоД) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени9. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) формирование федеральных органов 1) только федеральный центрБ) создание условий для ведения здорового образа жизни 2) федеральный центр иВ) лесное законодательство субъекты РФГ) уголовно-исполнительное законодательствоД) установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического развития 10. Установите соответствиеВопросы Субъекты государственной власти РФА) основы ценовой политики 1) только федеральный центрБ) законодательство о недрах, об охране окружающей среды 2) федеральный центр иВ) геодезия и картография субъекты РФГ) обеспечение оказания доступной качественной медицинской помощиД) регулирование и защита прав национальных меньшинствИнститут президентства анализируется на основе главы 4 Конституции РФ. В ходе ее изучения обучающиеся на уроке под моим руководством составляют план, работая со статьями главы. Данный вид работы имеет значение и для подготовки задания 24 по составлению развернутого плана по теме.Признаки и функции палат Федерального собрания изучаются на основе главы 5 Федеральное собрание. В качестве домашнего задания предлагается выполнить следующую практическую работу по анализу деятельности Совета Федерации и Государственной ДумыВопросы для сравнения1. Порядок формирования2. Возрастной ценз и иные условия для представителей палат3. Количество представителей4. Срок полномочий5. Особенности каждой из палат6. Полномочия7. Механизм принятия закона8. Условия роспуска Государственной ДумыАналогично разбираются главы Конституции, посвященные Правительству РФ, Судебной власти и прокуратуре и Местному самоуправлению. В В итоге работы на Конституций РФ учащиеся пишут контрольную работу.Контрольная работа по теме «Основы конституционного строя в России»1. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбцаВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ В РФА) федеральная государственная собственность 1) только федеральный центр и управление ею Б) социальная защита, включая 2) федеральный центр и субъекты РФ социальное обеспечение В) охрана памятников истории и культурыГ) амнистия и помилованиеД) федеральный бюджет2. Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Джон может вступить в гражданство РФ в общем порядке?1) наличие среднего общего образования2) владение русским языком3) наличие родственников в РФ4) наличие собственности в РФ5) наличие законного источника средств к существованию6) обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ3. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбцаПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФА) решение вопроса о возможности использования1) Государственная Дума Вооруженных сил РФ за пределами территории России 2) Совет Федерации Б) объявление амнистии 3) Правительство РФВ) назначение на должность Председателя Центрального банка РФГ) утверждение изменения границ между субъектами РФД) управление федеральной собственностью. 4. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина. Какие положения Конституции РФ подтверждают следующие характеристики нашего государства: 1) светское государство, 2) гарантия идеологического многообразия 3) гарантия презумпции невиновности? На основе положений Конституции РФ сформулируйте по одному предложению для каждой характеристики5. Выберите в приведенном списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ1) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны2) носителем суверенитета и источником власти в РФ является ее многонациональный народ3) Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание4) Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается5) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности6. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбцаПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФА) создание условий для развития системы 1) Президент РФ экологического образования граждан 2) Государственная ДумаБ) объявление амнистии 3) Правительство РФВ) принятие федеральных законов Г) осуществление помилованияД) осуществление мер, направленных на формирование в обществе ответственного отношения к животным 7. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбцаПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФА) утверждение изменения границ между 1) Совет Федерациисубъектами РФ 2) Государственная ДумаБ) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ В) объявление амнистии Г) освобождение от должности Уполномоченного по правам человекаД) назначение выборов Президента РФ 8. Российская федерация – правовое государство. На основе положений Конституции РФ сформулируйте три подтверждения этой характеристики.9. Составьте развернутый план по теме «Федеральное собрание РФ»В результате тщательного анализа Конституции РФ добиваюсь хороших показателей учащихся по заданиям 12,13,23 на ГИА.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X