Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ольга Ивановна Щербакова

"Развитие учебной мотивации на уроках русского языка и литературы в пятом классе"

скачать документ

Вернуться назад

Частное общеобразовательное учреждение « Александринская монастырская православная школа»«Развитие учебной мотивации на урокахрусского языка и литературы в пятом классе»Выполнила:учитель русского языка и литературы Щербакова Ольга Ивановна2022 -2023 учебный годПроблемаКаждый человек стремится достичь определенной цели. Особую роль играет внутреннее желание. Мотивация — это настоящая работа над собой и над своим духом. Именно постоянный труд, терпение и усидчивость позволяют воплощать самые необычные и мечты в реальность.Как мотивировать познавательную активность учащихся? Часто возникает проблема. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский.АктуальностьПри подготовке к уроку задумываюсь над тем: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться, как спланировать виды деятельности на уроке? Разрабатывать пути создания мотивационных этапов учебной деятельности и реализовываю их на практике.Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.Учебная мотивация школьников направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное, на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Если интерес к учению станет смыслообразующим в жизни, то возможно развитие познавательной активности.В среднем звене становится потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности, самоутверждению.Мотивация —призвана сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.ЦельОсновной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.С этой целью организую мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:- создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);- актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);- устанавливаю тематические рамки учебной деятельности («могу»).Способы мотивации к обучению схожи с общими способами повышения мотивации:- выбираю те знания, которые дополняют уже закрепленную информацию,-процесс обучения делаю посильным для каждого ребенка:-процесс обучения направляю на формирование у учащегося привычки к познанию. - процесс обучения направляю на формирование привычки к поиску нескольких ответов на поставленный вопрос. Это помогает ребёнку быть гибким в достижении цели.-новый материал даю чуть-чуть сложнее и подбираю по принципу полезности: новый материал усваивается хорошо и с желанием, если ученик понимает, зачем это нужно, и сразу определяет его практическое применение.На уроке сохраняю основную структуру организации мотивации учения, которую согласовываю с деятельностью учащихся на уроке и которая представляет собой завершённый цикл:-мотивация начала работы,-мотивация хода выполнения работы,-мотивация завершения работы. Приступая к разработке урока, определяю цели каждого этапа и способы его организации.Основная часть.В данной работе я остановлюсь на этапе мотивации начала работы на уроках в 5 классе.В пятых классах, учитывая адаптационный период при переходе из начального звена в среднее, большое внимание уделяла организации учебной деятельности, развитию внимания, памяти, мышления.Создание на уроке ситуации успеха является основой для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Размышляя о пользе стимулирования, Д. Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то, и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного,дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха». Мотивация начала работы проводится в начале урока и занимает по времени 3-5 минут. Цель - показать необходимость изучения данной темы, преимущества данного материала, поднять интерес и привлечь внимание учащихся , то есть включить их в активную познавательную деятельность. На начальном этапе урока провожу несколько видов побуждений учащихся:- актуализирую мотивы их предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");- вызываю мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");усиливаю мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");- усиливаю непроизвольные мотивы удивления, любознательности.Создание ситуации успеха позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. В это время вижу, как учащиееся подбадриваются , в глазах появляется огонёк и поднимается «лес рук», значит они уверены в своих знаниях и компетентности.В качестве занимательного момента я делюсь с ребятами воспоминаниями о своем детстве, о времени, когда училась в школе. Им это очень нравится, они внимательно слушают. Это тоже способствует развитию интереса по цепочке от учителя к предмету. После того как ученики отвечают на мои вопросы, они могут спрашивать мое мнение по поводу обсуждаемой темы.Со слабыми учащимися использую метод «Кредит доверия ».В пятом классе есть учащиеся (Ваня П., Миша Л.Арсений К., Дмитрий К.) неуверенные , что смогут выполнить , при ответе теряются им в некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для них проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.Также применяю на уроках карточки .Раздаю учащимся карточки, где написаны самые разные фразы. Их можно придумать, например, – И снилось мне, что , мы , как в сказке…Утром в ржаном закутке…Даю 10-15 мин. для написания творческой работы (рассказ, эссе)В написании творческой работы ,также как и учащиеся, участвую сама. Работа начинается с предложенной фразы. Затем все работы прикрепляем на доску, начинается чтение и обсуждение. Оценок за работу не ставлю. За проделанную работу благодарю учеников за их творчество.На уроках русского языка и родного(русского) языка использую задание: «Составление текста на тему » . В этом задании можно использовать различную тематику.При составление текста предлагаю ученикам слова для справок.При изучении темы : «Виды предложений» дала задание : написать текст на тему «Зимние забавы», использовать «Слова для справок», включить предложения разные по интонации.Слова для справок: время года, прекрасное, развлечение по душе, лыжи , кататься, эстафета, соревнования, гора, санки, снег, хоккей.Получились замечательные работы.( Работы Ивана Л. ,Исидора Ш.)Зима-прекрасное время года. Зимой везде можно найти развлечение по душе: играть в снежки, бегать на коньках и лыжах, устраивать эстафеты, кататься на санках с горы, устраивать матчи и соревнования по хоккею и сноуборду. Развлекайся и укрепляй здоровье! Разве это плохо?Зима-прекрасное время года !Новый год, Рождество-радостные дни на зимних каникулах. Целых две недели можно найти занятие по душе. Устроить соревнование на лыжах и хоккей, кататься на санках с горки и бегать на коньках. Можно участвовать в конкурсах , соревнованиях. Мы с моими друзьями всегда лепим снеговика и ставим его под окном нашего дома. Он нам приветливо машет рукой. Вы когда-нибудь лепили снеговика? Попробуйте, знаете как здорово!Во время изучения лирических произведений по литературе часто используюупражнения типа:– Что ты видел, слышал, чувствовал, когда шёл(ехал) в школу;во время прогулки по осеннему лесу, по лугу. При изучении произведений часто использую упражнение «Литературный герой». Это упражнение развивает мышление учащихся, учит умению логически грамотно выстраивать свой ответ, помогает словесному творчеству учеников, развивает аналитическое мышление.При работе с произведением Астафьева «Васюткино озеро» при выполнении этого задания задала учащимся два вопроса :1.Что помогло Васютке выжить в тайге?2.Чему меня научил рассказ «Васюткино»?Ответы :1.Рассказы рыбаков, советы родителей, смелость и упорство.2.Когда оказываешься в незнакомом месте, всегда надо искать выход оттуда , а не сидеть сложа руки.При изучении темы «Фольклор» провожу следующее задание: предлагаю учащимся нарисовать своего любимого героя, затем детские рисунки прикрепляем к доске , рассматриваем. Каждый ученик объясняет , почему именно этот герой для него любимый и выполняем предложенное мной задание.Составить несколько предложений о своём сказочном герое, различные художественные приёмы.Задание «Вопросы к тексту» К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений: - Почему? - Как доказать? - Чем объяснить? - Вследствие чего? - В каком случае? - Каким образом? Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.Задание «Сходство и различие»Данное задание развивает мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию. Его использовала при изучении тем по русскому языку «Описание животного » и «Рассказ».Учащимся предлагаю сравнить различные предметы и понятия: например,картина и фотография; упрямство и настойчивость; добро и зло; и т.д.На каждом из этапов урока стараюсь использовать проблемные мотивации, задания. В таких мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Очень важно , чтобы по содержанию она является познавательной.Задание Синквейн - составление четверостишья по схеме: первая строка – понятие, выраженное существительным, вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию, четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.При изучении темы «Язык и человек .Общение устное и письменное» составили ЯзыкРусский, великий, богатый.Живёт, развивается, радует.Я люблю русский язык!Богатство! Алексей Н.составил синквейн про своего друга Ивана. Друг.Веселый, умный, озорной.Мечтает, учится, гуляет.Друг меня всегда выручит.Ваня. Где же взять мотивацию? Что для этого делаю? Всегда перед учащимся ставлю точную цель, что им нужно для отличных оценок – отличные знания и как их получить , что для этого нужно сделать.Учащемуся необходимо себя настроить на самомотивацию. Ребёнку необходимо настроить себя на развитие своего внутреннего мира, раскрытие творческого потенциала. В начале учебного года предложила им назвать своего любимого героя или любимого животного, даже можно вымышленного персонажа и назвать их любимые качества. Животные –сильные и мудрые создания, попросила вспомнить и назвать их повадки.Затем предложила в трудных ситуациях или каких-то сомнениях ассоциировать себя с их любимым героем или животным, так как ассоциируя себя с любимым герое, животным, вымышленным персонажем или реальным объектом, учащийся может быстрее достичь личностного роста. Когда человек подсознательно берет положительные качества любимого героя, у него появляются новые цели. Отождествляясь с животными , каждый воспитывает в себе осторожность, настойчивость, целеустремленность.После этого необходимо постараться представить себя воображаемым существом, стараться идти к поставленной цели:чувствовать себя быстрокрылым орлом, сильным львом или милым птенчиком в течение 5 минут, пытаться преодолеть все трудности, с которыми встречается животное на своем пути.Перед выполнением контрольных , итоговых заданий, чтобы добиться желаемого результата говорю учащимся, что любое задание должно им нравиться приносить пользу. Для этого предлагаю :-сосредоточиться на конечном результате (любое задание требует усилий);-думать только о победе ( выполнение заданий начинается с более лёгкого .Это поднимет настроение и помогает обрести уверенность);-делайте сложное задание;-сделайте небольшой перерыв ( когда отдохнёшь ,чувствуешь новый прилив сил, намного проще начать выполнять следующее задание);-за выполненное задание ждёт награда( это похвала, жетончик, приз).Наиболее активно у учеников идет формирование и развитие познавательных интересов, в кругу других мотивов, взаимодействуя и переплетаясь с ними. Ученик в школе не только учится, он входит в коллектив сверстников, участвует в общественной жизни, у него складываются определенные отношения с товарищами.Для стимулирования мотивационной сферы детей создаю условия для их совместной деятельности ,использую технологии коллективного взаимообучения. В условиях групповой работы дети более внимательно относятся к оценке своего участия в выполнении общего задания (групповая деятельность, работа в парах), так как работа в команде побуждает учащегося к активным действиям. Учащийся не может долго наблюдать: он имеет возможность проявить инициативу, учиться планировать свои действия и убеждать в их правильности одноклассников. Обращение за помощью в случае затруднения носит осознанный характер, а формулируемые вопросы о неизвестном – более конкретны.Групповые работы проводила по темам:«Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.»Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.М.М. Пришвин. «Осинкам холодно», «Листопад», «Последние грибы», «Иван-да-Марья». Для формирования положительной мотивации на уроках использую мультимедийные презентации , а также участие в различных конкурсах и олимпиадах по предметам различного уровня.Очень важно ,чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце моего урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Я считаю, главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Иногда важно показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.«Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть.» В.А.Сухомлинский.Как повысить мотивацию учащихся зависит также от него и его желания, оно должно исходить непосредственно из души. Мотивация любого человека — это прежде всего усидчивость, терпение, умение трудиться, способность к пониманию своих потребностей, умение контролировать ситуацию. Только те люди, которые обладают хорошей мотивацией, способны самореализоваться в жизниСписок использованных источников и литературы:http:www. belcdo.ru «Пути повышения мотивации учащих.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. – М., 1999.Селевко г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998. https://zhurnalpedagog.ru5.Русский язык. 5 класс: планы-конспекты уроков Щербаковой О.И.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X