Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Людмила Васильевна Снидко

Роль музыкального образования в становлении личности ребёнка

скачать документ

Вернуться назад

Роль музыкального образования в становлении личности ребёнка Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся основой Федеральных государственных образовательных стандартов, определяет формирование духовно-нравственного мира обучающихся как одну из главных задач образования. При этом в самом процессе духовного становления и гармоничного развития личности ребёнка особое место отводится общению с музыкой.На всём протяжении развития общества музыка оказывала волшебное воздействие на человеческую душу. Еще Аристотель считал, что «…музыка способна оказывать известное воздействие  на этическую  сторону души; и  раз  музыка  обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число  предметов воспитания  молодежи». О важнейшей  роли музыки во всестороннем развитии и воспитании ребенка говорили известные  ученые – музыканты и  педагоги  Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская и многие другие.Известный музыкант и искусствовед Михаил Казиник начинал открытие Нобелевских концертов словами: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!» По его убеждению «урок музыки – это высшая форма урока Эстетики и Мировоззрения».Созданием условий для формирования нравственных качеств детей посредством музыкального воспитания призваны заниматься Детские школы искусств. Их принципиальная особенность - индивидуальное обучение, даёт все возможности для этого. Оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп  обучения к индивидуальным особенностям каждого ребёнка, выстраивать его развитие в строгой дидактической последовательности, корректируя в соответствии с уровнем его способностей. К преимуществам образовательной системы ДШИ можно отнести разнообразие и вариативность образовательных программ, личностно-ориентированный подход в обучении, возможность создания творческой атмосферы, ситуации успеха для каждого ребенка при участии в конкурсах различного уровня, заинтересованности изучаемым предметом в соответствии с его индивидуальными чертами характера и наклонностями.Детская школа искусств в одном русле соединяет такие процессы как воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. Именно творческое развитие способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Через открытие себя учащиеся открывают мир и находят своё место в нём.Созданная для этого образовательная среда предоставляет возможность самореализации каждому ребенку, выявления его подлинной индивидуальности, развития интеллектуальных и творческих способностей, способствующих формированию его внутреннего мира. Когда мы говорим о школе искусств, то чаще подразумеваем работу с одарёнными детьми. А как же быть менее одарённым или вовсе не одарённым? Разве для них не нужно музыкальное образование? Споры об этом ведутся давно, но современная педагогика считает, что общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей. Педагоги-музыканты единодушны в этом мнении, ведь главной задачей музыкального воспитания они считают не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.Внутренний мир ребёнка начинает формироваться еще в детстве. Детская душа – тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, непрерывно поступающую из внешнего мира. Вся обстановка, окружающая ребенка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приоритеты. Чем больше разнообразной информации поступает в детское сознание, тем более полноценно оно развивается, тем богаче его духовно-нравственный мир.Какие впечатления от общения с окружающим миром останутся в его душе, во многом зависит от поведения родителей, так как именно на них поначалу ориентируется ребенок. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается, прежде всего, в семье.При достижении младшего школьного возраста ответственность за формирование мировоззрения ребёнка делит с родителями педагог, непосредственно осуществляющий образовательный процесс. Если же с раннего детства ребёнок занимается музыкой, у него появляется уникальная возможность обогатить свой духовный мир многообразием тонких человеческих чувств. Черпая их из музыки, суметь выразить своё отношение к ним и по-своему трактовать эмоциональные переживания, будь то восхищение или восторг, грусть или обиды.Умение понять, прочувствовать и полюбить искусство сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование его духовно-нравственного багажа. Современные исследования подтверждают, что музыка заметно помогает ускорить всестороннее развитие ребёнка, обогатить его духовно-нравственный мир. Дети, которые занимаются музыкой с раннего детства, более сосредоточены, более внимательны, более выносливы, эмоционально более отзывчивы. Музыка обладает уникальной способностью психологического воздействия на человека, она делает его добрее, заставляет его совершать благородные поступки, вдохновляет на великие дела. Самый открытый канал восприятия информации у детей – это эмоционально – чувственная сфера, через которую музыка и оказывает свое глубокое благотворное воздействие. Преподаватель должен не просто передать определённый объём знаний и умений, выработать определённое количество навыков. Но, что самое главное, должен сформировать мотивацию и создать атмосферу для познавательной творческой деятельности, развить необходимые для этого душевные качества ребёнка, его позитивный эмоциональный уровень восприятия окружающего мира, воспитывать желание творить, трудолюбие, волю и веру в собственные силы. Способность вживаться в индивидуальную психику ребенка, в мир его воображения, его чувств, переживаний и мечтаний облегчает преподавателю правильный выбор средств воспитания каждого ученика в отдельности. Это имеет основополагающее значение при индивидуальной форме обучения, так как преподаватель умеет таким образом создать позитивную атмосферу творческого сотрудничества, которая облегчит детям обучение, повысит его эффективность.Творческий педагог –это, прежде всего, зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый как личность, ибо воспитать личность может только личность.Одним их средств формирования позитивного мировоззрения ребёнка является создание в процессе обучения ситуации успеха. Известная всем истина, что успех рождает успех, как нельзя более точно определяет позитивный настрой ребёнка на достижение цели.  Ясно, что успеху сопутствуют природные способности, трудолюбие, целеустремлённость, и детям, обладающим всеми этими качествами, гораздо проще добиться успеха. Но основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, в том числе для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.При этом урок рассматривается не как законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса, а как встреча двух людей, взаимно обогащающих друг друга, так как каждый из них - личность, со своими характерными качествами, проявлениями, способностями и возможностями. И встреча эта должна быть не только условием для профессиональной музыкальной деятельности, но частью личной жизни обоих, приятным переживанием, которому заранее радуешься и, вспоминая которое, испытываешь позитивные чувства.Создание позитивной атмосферы взаимоотношений между преподавателем и учеником способствует эффективному творческому развитию, накоплению эмоционального опыта, поддержанию стойкого интереса к изучаемому предмету.Как правило, интерес вызывает новизна и необычность, он является единственной мотивацией, обеспечивающей работоспособность человека, и служит основой творчества. Интерес – лучшее средство сосредоточить внимание ученика, собрать волю, усилить слуховой контроль. Заинтересованность музыкой возникает тогда, когда в классе царит подлинно художественная атмосфера, когда сам педагог – музыкант умеет раскрыть красоту и смысл произведения. Именно в такой атмосфере совместного творчества возникает эмоциональный подъём и позитивный настрой на работу. Вовлеченные в общий творческий процесс обучающиеся не просто усваивают основы того или иного искусства, они живут в искусстве по его законам, впитывают его непреходящие истины. Это дает им возможность приобрести умение видеть мир во всем многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей с духовно – нравственных позиций. Существенную роль в этом играет собственная увлеченность педагога предметом. Только влюбленный в свой предмет педагог может заинтересовать учащегося. В музыкальной педагогике особое место в процессе формирования духовно-нравственного мира ребёнка имеет эмоциональное воздействие на него, способность передать ему увлечение искусством, вызвать восторг от звучащего произведения. При этом преподаватель должен обладать богатым и гибким воображением и использовать такой запас наводящих на нужные ассоциации слов, которые соответствовали бы духовному уровню и силе воображения учащегося.Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран с точки зрения его воспитательной и художественной ценности. Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздействие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Мало только уделить внимание технически точному исполнению произведения. Необходимо подчинить технику сознательно-выразительной интерпретации для того, чтобы помочь детям более глубоко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание, выразить своё отношение к нему.При этом репертуар должен быть не только весёлого, жизнерадостного характера. Исполнение музыки серьёзного философского содержания способно вызывать ещё более высокий позитивный фон от успеха в передачи ощущения трагизма, печали, успеха эмоционального воздействия на слушателя. С помощью музыкального искусства ребёнок накапливает в себе опыт жизненных переживаний, он как бы входит внутрь жизни, отраженной в свете сформировавшегося у него мировоззрения.Накопление духовно-нравственного потенциала ребёнка зиждется на «двух китах»: воспитание на произведениях исконно народного творчества и лучших образцах классической музыки. И те, и другие обладают несомненной художественной ценностью и закладывают в душе ребёнка основу его внутреннего духовно-нравственного мира.Народная музыка – речь идет о русском фольклоре – это генетическая память многих поколений наших предков, которые посредством творчества передали нам свою жизненную мудрость и опыт. В песенном фольклоре содержатся неисчерпаемые воспитательные возможности. С помощью простых и доступных выразительных средств в нем отображаются высокие нравственные и эстетические идеалы человека:позитивное отношение человека к лучшим качествам личности: доброте, отзывчивости, трудолюбию, справедливости;негативное отношение к отрицательным качествам: злу, несправедливости, лени;отношение человека к явлениям природы: воспевание красоты природы, его умение жить в гармонии с природой;правильные понятия о взаимоотношениях между людьми, уважение к семейным ценностям;любовь к Родине, родной земле;уважительное отношение к труду.Классическая музыка – впечатляет гибкостью и красотой мелодических линий, ясной логически выстроенной фразировкой, глубинной фактурой гармонии. Воздействуя на подсознание ребёнка, она организует работу головного мозга, развивает образное мышление, помогая тем самым ярко и, главное, правильно воспринимать окружающий его мир. По-другому быть и не может: слушая с детства произведения искусства высшей степени совершенства, дети и в будущей своей взрослой жизни будут ориентироваться на всё самое лучшее, твёрдо понимая, что такое «хорошо» и что такое «плохо» во всех окружающих его предметах. Кроме того, классика – это неиссякаемый источник светлых, положительных эмоций, на основе которых будет выстраиваться его позитивное мировоззрение.Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка, проникая в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности и делает его подлинным «аристократом духа». По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера «благородного мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность. Влияние музыкального искусства на становление духовно-нравственного мира ребёнка очевидно. С легкостью вторгаясь в мир человеческой души, оно перестраивает мысли и чувства человека, его нравственный облик. И, как справедливо замечено древними философами, «сначала в чувствах только потом в разуме расцветает душа и становится личность». «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке» - так говорил выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.Музыковед Наталья Басина в книге под названием «С кисточкой и музыкой в ладошке…» ярко и образно отмечает значение роли взрослого в преподавании искусства детям. «Мы стоим между двумя мирами –Детством и Искусством. Эти миры расположены совсем рядом друг с другом. Наша роль – портье. Главное – вовремя и одновременно открыть обе двери. Тогда я чувствую, что попадаю в круговорот, который затевают два потока воздуха. Один, теплый, – из Детства. Другой, обжигающий меня, – оттуда, из космоса Искусства…».«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим». Эти слова Б.М. Неменского напоминают нам о важной ответственной миссии: воспитание будущего общества, общества, не извращённого перевёрнутыми представлениями о морали и жизненных идеалах, а общества интеллектуально развитых личностей с богатым внутренним духовно-нравственным миром. И поможет нам в этом Музыка.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X