Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ольга Александровна Фурман

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.О взаимосвязи этических представлений и поступков детей. Гуманизация педагогического процесса связана с формированием у ребёнка общечеловеческих качеств, с приобщением его к миру общечеловеческих ценностей. Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определённое отношение к себе и другим людям- человечности, доброжелательности, чуткости, сочувствия-предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребенком этических норм и развитие его морального сознания, с другой- нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков. Воспитание доброжелательных взаимоотношений начинается с наблюдения поведения детей в группе сверстников. Это открывает перед педагогом достаточно полную картину их взаимоотношений. Выявление представлений дошкольников о том, что значит быть добрым, дополнит сведения, полученные в результате наблюдений. Постановка детей в ситуации морального выбора даёт возможность судить об их способности следовать в своих поступках этической норме, отражающей отношение к сверстнику. Главное- заставить ребёнка задуматься над тем или иным поступком. Так, детям можно предложить короткие рассказы, моральные ситуации, например, такую: «Ты увидел, как кто-то из детей в группе упал и заплакал. Что ты сделаешь?» Важно, чтобы предполагаемые ситуации обладали определённым драматизмом событий. Драматическая напряжённость способствует более активному восприятию нравственного смысла ситуации. Безусловно, ребёнок ищет у взрослого поддержки, утверждения правильности своих действий, и в этом ему необходимо помочь. Но важно, чтобы правильное решение ситуации ребёнок предварительно принял сам. Нравственное развитие ребёнка зависит от уровня его общего развития, от особенностей воспитания в семье, от установки педагога на формирование у детей представлений о доброжелательном отношении к сверстникам и поведения, соответствующего этим представлениям. Педагогическая работа по формированию доброжелательного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста не приносит мгновенных результатов. Большую роль здесь играет сам взрослый, так как дети охотно подражают ему и соотносят свои действия с его действиями. Своим поведением взрослый учит как нужно помогать, сочувствовать, заботиться. Необходимо помнить о том, что в ребёнке нельзя воспитать чувство любви и симпатии к другому, если он не испытывал этого по отношению к себе. Проблемы воспитания у детей доброжелательного отношения к сверстникам должны решаться с позиции искренней симпатии и любви педагогам к детям.Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы. В любом нравственном действии ребёнка психологи выделяют три основных компонента, касающихся морального действия. Это- знания о том, как поступать в той или иной ситуации, это переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и, наконец, само практическое выполнение данного действия. Если не сформирован какой- то компонент, значит, не сформировано моральное действие в целом. Показатели сформированности: ребёнок знает, как надо поступить, переживает по этому поводу и совершает необходимое действие, независимо от того, имеется ли внешний контроль со стороны взрослых и сверстников. Например, в детских садах г. Набережные челны проводился эксперимент. Детям предлагалась ситуация, с тем, чтобы они подумали правильно ли поступил мальчик. Ситуация: воспитатель принёс в группу вазу, наполненную конфетами, но при этом заметил, что эти конфеты дети получат только за обедом. Вазу с конфетами поставили на полку. Когда дети вышли на прогулку, воспитатель попросил Сашу пойти в комнату и принести машинки, чтобы ребята могли поиграть. В групповой комнате никого не было. Осмотревшись, мальчик взял одну конфету и съел. Вернувшись на участок, он никому ничего не сказал. За обедом одной девочке не хватило конфеты. Дети, в том числе и Саша, в один голос утверждали: они не брали конфеты. В ходе диалога выяснилось: в младших группах дети почти не имеют представления о моральном действии. Многие считали, что Саша поступил правильно и они бы так поступили. Мотивы: конфета вкусная, сладкая, сегодня не ел конфет. В средних группах половина детей читали, что Саша поступил правильно, а половина, что неправильно. Только в старших группах все дети считали, что Саша поступил неправильно и даже объяснили, почему неправильно. К какому выводу можно прийти? Если младшие дети еще не разбираются в том «что такое хорошо, а что такое плохо», то старшие, наоборот, как бы усвоили нравственные нормы: оценивают поступок и разъясняют, как следует поступать в соответствующей ситуации. Невольно возникает вопрос: «А насколько прочны эти нравственные знания?» Во второй части эксперимента воспитатель не рассказывал эту историю, а создал натуральную ситуацию. Выявились расхождения между знаниями и практическими действиями. Если младшие дети брали конфеты, как нечто само собой разумеющееся, то в поведении старших чувствовалось, какая идёт борьба между желанием и нравственными нормами. Многие ребята брали конфеты, потом возвращались и клали сласти на место, затем, поразмыслив, опять брали. Некоторые, напротив, осматривались и, удостоверившись, что всё спокойно, брали для себя и для товарищей. Вот здесь вывод напрашивался сам собой: моральное чувство у детей не сформировано. Эту задачу решали с помощью художественной литературы. Использовали произведения Л. Толстого «Косточка», Н. Носова «Огурцы», анализировали их, беседовали по произведению. Чтобы удостовериться, что эксперимент достиг своей цели, вновь создавали вышеописанную ситуацию. Результат показал, какую неоценимую помощь оказывает художественная литература. На основании этой работы можно констатировать: во- первых, о степени сформированности морального поведения можно судить лишь в том случае, когда дети не чувствуют внешнего контроля за своими действиями; во-вторых, при отсутствии контроля извне наблюдаются значительные расхождения между знаниями и практическим действием; в-третьих, с помощью тематической художественной литературы в процессе длительного времени можно решить поставленную задачу. Именно длительного времени, так как через неделю по окончании эксперимента, повторили знакомую ситуацию с теми же детьми. Казалось не было ни бесед, ни чтения художественной литературы. И вновь пришлось повторить всё сначала и вновь- положительный результат. Следовательно, сформирование нравственного действия- процесс длительный и противоречивый. И выходит он далеко за пределы дошкольного возраста. Всю жизнь ребенка следует организовывать как цепь непрерывных упражнений в нравственных поступках. И поэтому эта работа должна проводиться в системе.Из опыта работы. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста подобрала и использовала литературу для чтения по моральному воспитанию: Л.П. Стрелкова «Эмоциональный букварь» Л. Васильева-Гангус «Азбука вежливости»В. Осеева «Волшебное слово», «Почему», «Плохо»С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Г.Х. Андерсен «Ёлка»К.И. Чуковский «Библия для детей»А.С. Пушкин «Сказки»Л.Н. Толстой «Рассказы о детях»Н. Носов «Живая шляпа», «Фантазёры». «Огурцы», «Затейники»С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»В. Катаев «Цветик- семицветик»Э. Мошковская «Обида»Я. Аким «Жадина»Л. Пантелеев «Трус» Р. Погодин «Жаба»Б. Захадер «Никто»Ю. Яковлев «Мама»Литература подбирается и вносится в календарный план в соответствии с тематическими неделями перспективной работы логопеда и дефектолога, рассказы после прочтения обсуждаем с детьми, рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» использовала как основу для сюжетно ролевой игры «Семья». В свободное время просматриваем с детьми диафильмы:Р. Погодин «Шутка»Русская народная сказка «Привередница»Я. Аким «Неумейка»Сказки зарубежных писателей Чапек Йозеф «Именинный торт»И. Демьянов «Потом Потомыч», «Про Авось и небось», «Почему короткий день»Русская народная сказка «Морозко»,«Про ленивую и радивую»С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»А. Дорохов «Будьте любезны»Л.В. Загик «Будь вежлив»Г. Сапгир «Спасибо»Литература: по материалам статьи Т. Понамаренко, (старшего преподавателя кафедры дошкольного славянского пед. института);по материалам статьи Н. Мироновой, (старшего преподавателя пед. института г. Набережные Челны)

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X