Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Рузиля Шавкатовна Рафикова

"Кинезиология как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»

скачать документ

Вернуться назад

МБДОУ Тат.Каргалинский детский сад «Гузель»Сакмарского районаОренбургской областиОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫПо теме «Кинезиология как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»Выполнила :Воспитатель первой квалификационной категорииРафикова Рузиля Шавкатовна 2023Глава1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КИНЕЗИОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Актуальность использования метода кинезиологии в работе с детьмидошкольного возраста.Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольногообразования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольноеучреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого,эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка.И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то иключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний ивоспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобнымизменениям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен кведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Большое значение приэтом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формированиесоответствующих умений у детей. Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основувоспитательной работы со старшими дошкольниками, в первую очередь, должносоставлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешьзаложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поискэффективных средств развития логического мышления дошкольников являетсянеотъемлемой частью данной задачи.На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступаюткинезиологические упражнения, возможности которых в практике детского садареализуются далеко не полностью.Что такое кинезиология? Кинезиология – это перспективное научное направление,синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многиедругие.Как говорилось ранее, кинезиология - наука о развитии головного мозга черездвижение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесносвязанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарныесвязи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.Когда я наблюдала за детьми, то было видно по их действиям, что взаимодействиямежду полушариями у них почти отсутствует. Они демонстрируют слабую мускульнуюреакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и этосказывается в познавательной деятельности.Вот это и натолкнуло меня на работу по систематическому развитиюмежполушарного взаимодействия. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых»движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнениеосновной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Этим и привлекла онаменя. Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок наблюдаетсядинамика в преодолении мыслительных операций, и это сказывается на развитииинтеллекта и даже эмоциональной сферы.Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки длястановления многих психических процессов.Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и создает условия дляформирования новых возможностей психических навыков и процессов, которые могутсформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы.Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различныхгаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются:дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянныезажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это вдальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и наздоровье. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится кздоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского садаявляется укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никакихматериальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольномвозрасте требуют нагрузки в движении.В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослыхэтот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к моим занятиям, и я начала применять в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста приемы и методыкинезиологии.1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста.В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитиеинтеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитиеличности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей:расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдалнепосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами иявлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей:они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детскомсаду. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старшихдошкольников.Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение ксебе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем обликевпервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и спомощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначесоотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел быбыть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образомвлияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть ихположительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия свнешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, авместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённомузнанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылкидля становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений сосверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностейпомогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.Особенность периода от 5-7 лет, отличающую его от других, последующих этаповразвития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом дляприобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различныхвидов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которыеопределяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всемуокружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детствескладывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоциональногоразвития ребёнка.1.3.Теоретическая база опытаИстоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философскихсистемах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайскаяфилософская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала рольопределенных движений для укрепления здоровья и развития ума.Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой былообретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач ГрецииГиппократ, родившийся в 460 году до н. э., также пользовался кинезиотерапией.Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, жившийболее 2000 лет назад.Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжениивсей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживаласвой мозг в активном состоянии.Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозгв состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М.Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связьинтеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаемпредпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказаливлияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, ане наоборот. Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активнопродолжается после рождения.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное,образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное икинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое,знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховойинформации, постановку целей и построений программ.Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, умальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память,восприятие, мышление, внимание. Часто мы видим, что родители и педагоги заменяютпсихологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д.Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развиваетсябыстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении,плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на головной мозгребенка педагогу необходимо разобраться сначала в понятиях функциональнойасимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяетсясочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией имежполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переносаинформации из одного полушария в другое. Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, отражающееразличие в распределении нервно-психических функций между его левым и правымполушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннемвозрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов.Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики. Выделим три основных типа организации мозга:• Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность кабстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечаетза письмо, счёт, способность к анализу. При этом информация, поступившая в левоеполушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятиелевополушарных людей дискретное, память произвольная. Интроверты.• Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность ктворчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушариемозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве илегко воспринимает пространственные отношения. Его функционирование обусловливаетнаглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлениемситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своейдеятельности. • Равнополушарный тип. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного изполушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левогополушария, как физиологической основы общей одаренности. Однако врожденные предпосылки — это только исходные условия, а самаасимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влияниемсоциальных контактов и прежде всего в семье.Таким образом, единство мозга складывается из деятельности двухполушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).Мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария,обеспечивает целостность работы головного мозга) необходимо для координации работымозга и передачи информации из одного полушария в другое. Интегрированноемежполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит дляпередачи информации из одного полушария в другое. Поэтому при активизации левогополушария правое полушарие быстрее вовлекается в работу.В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольныхобразовательных учреждениях не уделяется внимание формированию логическихструктур мышления средствами кинезиологии. Явно недооцениваются на практикевозможности кинезиологических упражнений для интеллектуального развитиядошкольников и совершенствования общей и мелкой моторики.Предлагаемый опыт создан на основе экспериментального исследования, в задачикоторого входило изучение особенностей развития интеллекта через метод кинезиологии,определение содержания обучения и наиболее адекватных методов и приемов поформированию интеллектуальных способностей через взаимодействие обоих полушариймозга. Это помогало применить кинезиологические упражнения и без особых трудностейвызвать у детей не только интерес к выполнению заданий, но и применению упражненийна практике, в свободной деятельности для развития интеллектуальных способностей.Научно-теоретическим обоснованием опыта явилось изучение работ по этой теме.Я прочитала много книг по кинезиологии. Конечно, в настоящее время кинезиология какнаука развивается с наибольшим стимулом. Появились такие направления как прикладнаякинезиология – медицинская, образовательная. И поэтому для внедрения моего опыта естьбольшие возможности.2.Технология опыта2.1 Степень новизныНовизна опыта состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процессинтеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрытопротиворечие между недостаточной информацией этой проблемы в теоретическом планеи потребностью педагогической практики в системе развития интеллекта сиспользованием кинезиологических упражнений, Обобщены методические рекомендациипо интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста средствамикинезиологии, а так же по использованию нестандартных пособий. Разработаноперспективное планирование по данной теме для работы с детьми старшей иподготовительной группы.Ведущая педагогическая идея. Разработать систему кинезиологическихупражнений, которые способствуют умственному развитию детей старшего дошкольноговозраста.Прогнозируемые результаты: должна быть разработана системакинезиологических упражнений, которая позволит использовать возможностивоздействия средств кинезиологии на интеллект детей: разовьет сообразительность,внимание, память, восприятие. Эти умные кинезиологические упражнения сформируютсамостоятельное, гибкое мышление, с помощью которого ребенок сможет оперативнонаходить нестандартные решения и правильные выходы из любой жизненной ситуации,что даст возможность ребенку почувствовать свою самостоятельность.Изучив научно – методическую литературу наметила алгоритм своих педагогическихдействий.1 этап – диагностико - организационный:Изучение возрастных, психофизиологических особенностей интеллектуальногоразвития детей;Определения уровня развития межполушарного взаимодействия;Обследование детей с целью выявления актуального уровня сформированностиинтеллектуальных умений детей в начале учебного года;Интерпретация полученных знаний.Практическая отработка приемов и упражнений по кинезиологии,Пополнение и оснащение информационными и дидактическими материалами,изготовление пособий для применения кинезиологических упражнений.2 этап – оперативно – прогностический (педагогическая рефлексия):Проектирование целенаправленного воздействия на развитие интеллектуальныхумений детей посредством общей, подгрупповой или индивидуальной формыорганизации деятельности педагога;Прогнозирование ожидаемого результата;Планирование педагогического процесса;3 этап – превентивный (организация развивающего педагогического процесса):Определение содержания, методов, приемов работы с детьми;Создание развивающей среды (планирование; накопление, систематизацияматериала; изготовление методических пособий)- перспективное планирование для старшей и подготовительной групп;- накопление и систематизация материала;Совместная образовательная деятельность;Совместная игровая деятельность;Самостоятельная игровая деятельность детей;Взаимосвязь с родителями.4 этап – контрольно-диагностический:Повторное обследование детей с целью выявления динамики уровня развитиямежполушарного взаимодействия;Повторное обследование детей с целью выявления динамики сформированностиинтеллектуальных умений детей;Интерпретация данных;Педагогическая рефлексия;Определение эффективности проводимой работы;Открытые мероприятия;Выступления, представления опыта работы;Презентации, выставки дидактического материала;Публикации материалов.Соблюдение последовательности этого алгоритма способствовало системнойпродуктивной и качественной актуализации интеллектуальных способностейдошкольников, к которым относятся логические операции, гибкость мыслительныхдействий, наглядное моделирование, оперативная память, вербальная гибкость,креативность, пространственное восприятие и т.дДиапазон опытаПроцесс интеллектуального развития старших дошкольников посредством системыкинезиологических упражнений происходит не только в специально организованнойобразовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольников.Кинезиологические упражнения могут непосредственно включаться в занятие. Илипроходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппойдетей. Кинезиологические упражнения нужно проводить систематически,индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.Для решения данной задачи важно, чтобы мы – педагоги дошкольного образованиябыли заинтересованы в нем, а дети были активными субъектами этого процесса,проявляли интерес к таким упражнениям. Правильно подобранные и хорошоорганизованные кинезиологические упражнения способствуют всестороннему,гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу кполучению новых знаний.Цель моей работы: умственное развитие детей старшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью мной была выдвинута гипотеза: способствуют ли вкинезиологические упражнения умственному развитию детей старшего дошкольноговозраста.Задачи:Создать педагогические условия для интеллектуального развития детей старшегодошкольного возраста;Развитить внимание, восприятия и памяти детей;Повысить способности детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;Формировать пространственные представления;Развивать общую и мелкую моторики;Расширить представление родителей о роли кинезиологии в развитии детейстаршего дошкольного возраста. Специфическими задачами являлись:развить межполушарной специализации;развить межполушарного взаимодействия;синхронизировать работу полушарий;Практическая значимость опыта работы заключается в том, чторазработанная система кинезиологических упражнений, направленных на формирование устарших дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может бытьиспользована в работе с детьми как учителем-логопедом, педагогом-психологом,воспитателями групп и родителями. При таком тесном сотрудничестве всех участниковпедагогического процесса возможно полноценное развитие детей.2.2.Описание средств достижения целиДошкольное детство нередко воспринимают только как подготовку к будущейвзрослой жизни. На самом деле детство — это не только путь в завтра. Очень важно,чтобы ребенок был счастлив, радостен, любопытен к жизни, здоров и весел еще и сегодня.Желанное детское счастье возможно, только если нам самим будет радостно в нашемповседневном труде по воспитанию и развитию детей.Развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей через развитиемежполушарных связей отражает реальную потребность общества и отвечаетсовременной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.Влияние кинезиологических упражнений на активизацию межполушарноговзаимодействия.Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детейдошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющихактивизировать межполушарное взаимодействие.1.Растяжки – они нормализуют тонус мышц.Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) – проявляется, какправило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусомослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.Гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) сочетается с замедленнойпереключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивациейи слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы сним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможнымприемам релаксации.2.Дыхательные упражнения.Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражненияулучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов),развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролироватьдыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективныдыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания игиперактивностью.3.Глазодвигательные упражнения.Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные иразнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарноевзаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глазактивизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условийосуществления чтения.4.Телесные упражнения.При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаютсясинкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако длязакрепления мысли необходимо движение. В результате движений во времямыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющиезакрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных(перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количествонервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствуетразвитию психических функций.5.Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи(морфологическое и функциональное формирование речевых областейсовершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также являетсямощным средством повышения работоспособности головного мозга.6.МассажОсобенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине,которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуютногам, а на мочке уха – голове.7.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятиюнапряжения.Кинезиологические упражнения:повышают стрессоустойчивость,синхронизируют работу полушарий,улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику,способствуют улучшению памяти и внимания,облегчают в дальнейшем процесс чтения и письма,формируют пространственные представления,снижают утомляемость,повышают способность к произвольному контролю.Современные кинезиологические методики направлены на активизациюразличных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяетразвивать способности человека или корректировать проблемы в различных областяхпсихики.Цели кинезиологических упражнений, которые я использую в совместнойобразовательной деятельности, следующие:Развитие межполушарного взаимодействия;Развитие мелкой моторики;Развитие способностей;Развитие памяти, внимания;Развитие речи;Развитие мышления;По мнению учёных, кинезиологические упражнения необходимо проводитьЕжедневно2.3.Организация учебно-воспитательного процессаЭффективность педагогической работы обеспечивалось созданием соответствующихпсихолого-педагогических условий:Построение образовательного процесса на основе личностно – ориентированноймодели взаимодействия педагога с детьми;Учет индивидуальных личностных особенностей и возможностей каждого ребенка;Учет динамики успехов и развития каждого ребенка на основе его прошлыхдостижений;Своевременная корректировка динамики интеллектуального развития ребенка;Предоставление детям свободы выбора деятельности и способов действий,обеспечение права на ошибку при самостоятельном поиске необходимого решения;Предоставление детям возможности привносить добытые ими знания и суждения впроцесс изучения нового материала;Уважение к идеям и мыслям ребенка, недопущение отрицательной оценкиинтеллектуальной деятельности детей, обеспечение терпеливой эмоциональнойподдержки и внимания;Мотивация благополучия через создание «ситуации успеха» в целяхсамоутверждения ребенка в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых;Вовлечение детей в коллективный, групповой и индивидуальный поискнестандартных подходов к решению задачи и оригинальных приемов и способовдействий через игровую интеллектуально – творческую деятельность.2.2.1.Методика использования кинезиологических упражнений с дошкольниками.Кинезиологические упражнения я использую как часть развивающих занятий,которые проходят 3 раза в неделю. В другие дни эти упражнения являются частьюдинамических пауз, утренних гимнастики и гимнастик после сна, или проводятся передзанятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворнуюработу во время занятий. Также кинезиологические упражнения используются нафизкультурных, музыкальных и логопедических занятиях и в работе педагога – психологас детьми.При разучивании кинезиологических упражнениях, способствующих развитиюмелкой моторики, вначале разучиваем технику движений. А затем, использую их всюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарноевзаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируетсясловарь, развивается воображение, мышление. И тогда сказка выступает в качествепродукта нашей совместной деятельности.В какие занятия целесообразно включать кинезиологические упражнения?Практически в любое занятие всех пяти образовательных областей.Постепенно от занятия к занятию увеличиваю время и сложность упражнений. Учувыполнять движения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Призатруднениях я предлагаю ребенку помогать себе командами («заяц-коза-вилка»),произносимыми вслух или про себя. Продолжительность занятий зависит от возраста иможет составлять от 5-10 до 20-30 минут в день. Для эффективной результативности работы я учитывала определенные условия:Упражнения проводятся утром.Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.От детей требуется точное выполнение движений и приемов;Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческуюдеятельность детей.Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражненийлучше проводить перед работой и в виде динамической паузы.В интегрированных занятиях кинезиологические упражнения можно использоватьна протяжении всего занятия.По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так икумулятивный, т.е. накапливающий эффект.2.2.2. Методы и приемы обученияЦелью совместной деятельности является прежде всего установление с детьмиличностного эмоционального контакта и делового сотрудничества. Вначале, для тогочтобы заинтересовать детей я применяла различные игровые задания на карточках,обыгрывала игрушки.Каждое занятие начинается с игрового или сюрпризного момента. Даже для детейстаршего дошкольного возраста это всегда становится для них сюрпризом Много лиребенку надо, чтобы почувствовать любопытство , а затем и желание участвовать в этомпроцессе- выполнении кинезиологических упражнений.Игрушка нужна для того, чтобы привлечь внимание к выполнению заданий. Переддетьми ставится познавательная задача, например, найти для Золушки проход влабиринте, чтобы она могла попасть на бал. И для этого, чтобы руки работали ловко, япредлагаю им вначале помассажировать каждый пальчик, потом уже выполнитьупражнение – например, «кулак-ребро- ладонь».После такой тренировки вниманиеактивизируется, и дети без труда выполняют задание с лабиринтом на карточке.Я использую на занятиях такие приемы как подражание, действия по образцу, выполнениезадания по словесной инструкции. Так, например, вначале, когда учим упражнение, то яприменяю эти приемы, а потом усложняю задачу - ставлю ширму, и дети, не видя моего лица, а слушая только мой голос, начинают выполнять мои инструкции. Это очень тяжелодля детей с нарушенным слуховым вниманием.Но когда эти приемы мы применяемпостоянно, то детям становится легче, и они начинают внимательно прислушиваться кинтонации, и выполняют упражнения точнее.2.2.3.Этапы разучивания кинезиологических упражнений1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;2-й этап — углубленное разучивание;3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлениюребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представленияо движении, выполнение его.Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начальногоразучивания, которая включает:а) показ педагогом образца движения;б) его детальный показ, сопровождаемый словом;с) выполнение показываемого движения самим ребенком.Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей,способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементовдвижения, объединению их в целостный двигательный образ с опорой на мышечныеощущения.На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильностьвыполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляютсяошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает всознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения иконкретность ощущений от выполняемого действия.Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия,используя словесное поощрение. Воспитатель следит за выполнением упражненийкаждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если естьнеобходимость.На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог проситребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи.Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, приэтом ребенку дается план-схема. Такое напоминание вызывает идеомоторноепредставление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желаниекрасиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, тонаиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к ихвыполнению.Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движениязакрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность исамостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт вповседневной жизни.На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) приповторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Вселишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движениязакрепляются словом педагога.На этом этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания,целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено накачестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения.Он может выполнять его по названию.2.2.4. Структура развивающих занятийКаждое развивающие занятие состоит из 3-х частейПервая часть – приветствие.Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность. Чаще всего применяютакие приветствия - как:-Мы вначале будем хлопать,А затем мы будем топать,А потом мы повернемсяИ друг другу улыбнемся(дети выполняют движения).Со временем, я придумываю разные способы приветствия, но обязательно с движениями.В этом мне помогают даже дети. Часто они сами предлагают какой-нибудь способ. И мыэто делаем. Детям нравится, когда они становятся полноправными участниками впринятии решений. Это активизирует их в дальнейшемВторая часть – основная, которая выполняет всю смысловую нагрузку.Предложенные в этой части игры и упражнения перекликаются друг с другом – есть иинтеллектуальные и кинезиологические упражнения. Разнообразие приемов даетвозможность быть детям в тонусе, поддерживать интерес на протяжении всего занятия Конечно дети меняют положения – то сидя, то стоя, то в кругу, то за столами. Занятие вэтой части построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего6 блоков заданий1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти,внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.2. Симметричные рисунки (кинезиология) направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарноговзаимодействия.3. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилам исамостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировкии мелкой моторики руки.4. КОМПЛЕКС КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ1. Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательногоаппарата.2. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развиваютсамоконтроль и произвольность.3. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшитьвосприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышаютэнергетизацию организма.4. Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаютсянепроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.5. Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоныголовного мозга.6. Массаж – воздействует на биологически активные точки.7. Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.На занятии получается каждый раз выполнить по 4-6 кинезиологическихупражнений в зависимости от поставленной задачи.Третья часть - заключительная – прощание. Основная цель - создание у каждогоребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций отработы на занятиях. Игры и приемы могут быть разными. Но я часто применяю такиеигры как «Пирамида любви», «Обнималки».Игра «Пирамида любви». Дети все по одному кулачку складывают пирамиду на рукупедагога. Все держат руки и в конце говорят «Всем-всем - до свидания». «Обнималки».Дети обнимаются в паре с кем хотят, потом 2-3 раза меняются с другими итоже обнимаются.Большую часть материала предлагаю детям в стихотворной форме. Ритм стихов,способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики,речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).Например:“Перекрестное марширование”Любим мы маршировать,Руки, ноги поднимать.“Ладошка”С силой на ладошку давим,Сильной стать ее заставим.“Глазки”Нарисуем большой кругИ осмотрим все вокруг.Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной иактуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев и животных.Я уверена в том, что кинезиологические упражнения в условиях дошкольногообразовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такиеупражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них социальнокоммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы.Составляя перспективное планирование использования кинезиологических упражнений с детьми, я руководствуюсь этими приемами, используя их в качестве основы.При составлении перспективного планирования использованиякинезиологических упражнений, я учитывала принципынаучной обоснованности и практической применимостисоответствия критериям полноты, необходимости и достаточностипостроения упражнений на адекватных возрасту формах работы с детьми.Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видомдеятельности для них является игра. Ведь по сути все упражнения носят характер игры,что обеспечивает детям психологический комфорт, способствуетполноценному развитию.Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают умоих дошкольников особый интерес и положительные эмоции:плетение кос на специальном тренажере;шнуровка на макете дерева;собирание счетных палочек пальцами одной и другой руки;скатывание тесьмы;прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками;рисование в воздухе симметричных предметов, зеркальное рисование.2.2.5. Работа с родителямиДля достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможноограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самыезаинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность,направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителямиположительно.Среди родителей пропагандирую использование кинезиологических упражнений длязанятий с детьми в домашних условиях. Родители детей, посещающих нашу группу,ознакомлены с условиями выполнения кинезиологических упражнений.Использую в работе с родителями проведение тематических консультаций по разнымнаправлениям развития ребенка.Единство требований, скоординированная деятельность воспитателя и родителей,направленная на всестороннее развитие ребёнка, даёт возможность добиться хорошихрезультатов в развитии дошкольника. Важно найти такую форму общения с родителями, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем,касающихся воспитания и развития их детей. Поэтому я отбирала такие формы работы сродителями, которые позволили строить отношения на принципах взаимоуважения,личной заинтересованности, индивидуального подхода.1. Групповые родительские собрания.2. Подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации.3. Открытые занятия для родителей.4. Мастер – классы5. Папки – передвижки, содержащие рекомендации по правильному выполнениюкинезиологических упражнений.6. Буклеты с подбором кинезиологических упражненийПо социальному заказу родителей воспитанников подготовила и провела:ряд консультаций по темам: «Готовность ребенка к школе» и «Я учусь читать»;круглый стол «Проблема подготовки ребенка к школе: вопросы и ответы»;знакомство с новинками педагогической литературы, интересными статьями впериодической печати с целью распространения инновационных подходов ввоспитании и развитии детей;педагогическая гостиная для родителей с целью развития сотрудничества путемрасширения педагогических и психологических знаний родителей.5. Результативность опытаДля определения уровня развития межполушарного взаимодействия использовалаэффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким«Кулак—ребро—ладонь»Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательносменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром наплоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробувместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы.Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.Критерии оценки:3 балла — выполнено без ошибок;2 балла —выполнено с ошибками;1 балл — не может выполнить, постоянно ошибается.Простая ориентировка.Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правыйглаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет —прекращают.Сложная ориентировка.Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правойрукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».Критерии оценки:3 балла — выполнены оба задания;2 балла — выполнена только простая ориентировка;1 балл — не выполнено ни одного задания.Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей.Степень сохранности премоторной зоны.Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух рукаходновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначаладвижения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца куказательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцеви способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний).Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.Критерии оценки:· 5 баллов — правильно и быстро;· 4 балла — правильно, но медленно;· 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;· 2 балла — персеверации (повторение) на истощении;· 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).Исследование артикуляционных возможностей ребенкаПо подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»); 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) высунуть язык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу; 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.Оцениваются точность движений и способность к переключению.Критерии оценки:0 баллов – не может выполнить упражнение.1 балл - неточно выполненное движение (сопутствующих движений губами, челюстью)2 балла — выполнено без ошибок;Анализ диагностики уровня развития межполушарного взаимодействияТак как органической частью интеллектуального развития являются познавательное и речевое развитие, то их диагностика позволит судит так же об уровне развития интеллектуальных способностей.Речевое развитие Познавательное развитие Заключение Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарноговзаимодействия с детьми на протяжении ряда лет, я могу сказать, что кинезиологическиеупражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. Намой взгляд, видны следующие результаты:снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;улучшились навыки самообслуживания;развивается устная речь;формируется логическое мышление;улучшаются коммуникативные навыки;улучшаются внимание, память, воображение.Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровеньразвития интеллекта у детей. В дальнейшем эти дети успешно обучались в школах,гимназиях, лицеях нашего города. По опросам педагогов в школе, наши выпускники,прошедшие со мной эту методику учатся в школе на хорошо и отлично. Учителяотмечают организованность и творческую раскованность детей. Дети, применяющие этиупражнения стали смышленее и любознательнее. У них исчезло раздражение, взаимноенедовольство, обиды.Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологическиеупражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могли легче преодолеть стрессовыеситуации, исчез страх перед различными действиями и предстоящей учебой в школе утревожных детей. И даже в общении смогли преодолеть трудности со своимисверстниками.Применяя кинезиологические упражнения для развития интеллекта, родителисвидетельствуют, что это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться вбудущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различныхсферах человеческой деятельности.Применение этого опыта поможет научить детей лучше и с удовольствиемобучаться, и не только смягчит, сделает радостными взаимоотношения в семье, но ипоможет раскрыться личности ребенка. Со временем взрослые заметят его прогресс всамых разных сферах деятельности, свободу в движениях, большую открытость,выразительность. На смену былой зажатости, скованности и постоянным сомнениям всебе самом придет стремление к самовыражению и умение достичь этого. Это скажется ив развитии интеллекта. Ребенок становится любознательным, самостоятельным иинициативным в принятии решения и рассуждениях.6.Обобщение и распространение опыта работыВыступление на итоговом педсовете «Кинезиология как средство развитияинтеллектуальных способностей у дошкольников».Групповые и индивидуальные консультации для педагогов на темы: «Развитиемелкой моторики у детей 5-7лет», «Применение кинезиологических упражненийдля развития межполушарных взаимодействий».Презентация на семинаре-практикуме для педагогов и родителей нашего детскогосада «Роль кинезиологических упражнений в развитии интеллекта»Тренинг для педагогов и родителей нашего детского сада «Гимнастика мозгаметодом кинезиологии» «Методы и приемы кинезиологических упражнений». Мастер – класс для педагогов и родителей нашего детского сада «Кинезиологияна все случаи жизни»7.Список литературы 1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: ЧастноеОбразовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская,Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).3. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб: Невскийпроспект. - 2005. - 192 с.4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007. -С.145. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи.—Дефектология, №4, 1999.6. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности.—Владивосток, 1988.7. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд.: -М.: Педагогика пресс, 2009 – 440с.8. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. -М.: Аркти, 2003. – 156 с.9. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦ Сфера,2008.48 с.10. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд.: -Ростов на Дону.: Феникс, 2000 – 542с.11. Гилевич И.М., Забара Е.А., Ипполитова М.В. и др. Дети с отклонениями вразвитии.—М., 199712. Шереметева Г. Б. Кинезиология. Целебное прикосновение – М.: АмритаРусь,2009.- 96с.13. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 200314. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва2001г.15. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождениеобучения», «Сфера», Москва 2003г16. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса длявосстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебноепособие – М., 1999.17. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека.—М.,1981.Приложение 1.Перспективное планирование по кинезиологии (старший возраст)МесяцНеделяНазвание упражненияописаниеСентябрь 1 неделяДиагностикаИсследование оральногопраксисаПо подражанию ребенкупредлагается выполнить 11 действий:1) улыбнуться; 2) надутьщеки; 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»); 4)сделать губы как при звуке «о»;5) «покатать орешки за щеками»(кончиком языка); 6) высунутьязык лопаткой (широко); 7)поднять кончик языка вверх иположить его на верхнюю губу;8) опустить кончик языка вниз иположить его на нижнююгубу;9) поместить кончик языкав правый угол рта; 10) то же — влевый угол рта; 11) высунутьязык и сделать кончик узким.2 неделяРечевой вариант пробы Хеда1. Простая ориентировка.Инструкция: «Подними левуюруку (начинать надо только слевой руки), покажи правыйглаз, левую ногу». Если заданиевыполнено, то переходят кследующему, если нет —прекращают.2. Инструкция: «Возьмисьлевой рукой за правое ухо,правой рукой — за правое ухо,правой рукой — за левое ухо,покажи левой рукой правыйглаз».3 неделяСтепень сохранности премоторной зоны3. Проба на перебор пальцевпроводится следующим образом: испытуемый на двух рукаходновременно соприкасаетпоследовательно большой палецс остальными. Сначала движения выполняются отуказательного пальца кмизинцу, затем от мизинца куказательному пальцу.Оценивается точность,дифференцированностьдвижений пальцев и способность к переключению с одногодвижения на другое (отсутствиезастреваний). Каждаясинкинезия штрафуется однимбаллом4 неделяПроба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак— ребро—ладонь»Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместеОктябрь 1 неделяПовтори упражнения: кольцо, заяц.Кольцо: соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживают под счет до 10. Заяц: вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.2 неделяПовтори упражнения: кольцо, коза, заяц.Кольцо: соединить большой иуказательный пальцы вместе;остальные пальцы поднятьвверх. Пальцы в данномположении удерживают подсчет до 10.Коза: вытянуть впередуказательный палец и мизинец.При этом средний ибезымянный пальцы прижатыбольшим пальцем к ладони.Упражнение выполняется 2-3раза под счет до 10.3 неделя Повтори упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяцТри богатыря: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 8.4 неделя Повтори упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилка.Солдатики (упражнение для пяти пальцев): удерживать вытянутые напряженные пальцы руки под счет до 10.Упражнение выполняется 1 раз. Вилка: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 1 раз под счет до 10.Ноябрь 1 неделя“Перекрестное марширование” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаНужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.2 неделя“Мельница”Повторить упражнения:кольцо, коза, три богатыря,заяц, солдатики, вилкаРука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.3неделя“Паровозик” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаПравую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.4 неделя «Маршировка»Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаВыполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.Декабрь 1 неделя“Снеговик” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаПредставьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.2 неделя“Дерево” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаИсходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.3 неделя“Тряпичная кукла и солдат” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаИсходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши костистановятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.4 неделя “Сорви яблоки” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаИсходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохнитеЯнварь 2 неделя “Свеча” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаИсходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха3 неделя “Дышим носом” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаИсходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, 36 остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое4 неделя “Ныряльщик” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаИсходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдохФевраль 1 неделя“Дирижер” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаВстаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и 37 устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт2 неделя “Путешествие на облаке” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаСядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.3 неделя“Взгляд влево вверх” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаПравой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть 38 предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.4 неделя “Горизонтальная восьмерка” Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаВытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языкомМарт 1 неделяЗеркальное рисование.Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.2 неделяЗеркальное рисование.3 неделяЗеркальное рисование.4 неделя Зеркальное рисование.1 неделяМассаж Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаа) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.2 неделяМассаж Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаб) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумяпальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.3 неделяМассаж Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкав) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.4 неделя Массаж Повторить упражнения: кольцо, коза, три богатыря, заяц, солдатики, вилкаПовторить все упражнения массажа за 1,2,3 неделюМай 1 неделяРазвитие мелкой моторикиВращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).2 неделяУпражнения в парах:- Встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду. -Встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.Перспективное планирование по кинезиологии (подготовительный возраст) Источник: картотека упражненийМесяцНеделя Название Вид работы Сентябрь 1 неделяКомплекс №1«Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Добываем огонь»2 неделя3 неделяКомплекс №2«Массаж ушных раковин», «Перекрестные движения», «Качание головой» и др.4 неделя Октябрь 1 неделяКомплекс №3«Домик», «Пальчиковые игры», «Удерживаем палочку», «Раздавим орех»2 неделя3 неделяКомплекс №4«Снеговик», «Поглаживание лица», «Бегущие пальцы», «Тигр кусает шар»4 неделяНоябрь 1 неделяКомплекс №5«Задержка дыхания», «Самомассаж», «Упражнения в парах», «Ползущий карандаш»2 неделя3 неделяКомплекс №6«Полет», «Самомассаж», « Шаги», «Когти дракона»4 неделяДекабрь 1 неделяКомплекс №7«Яйцо», «Упражнения в парах», «Вращаем палочку», «Перекаты».2 неделя3 неделяКомплекс №1«Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Добываем огонь»4 неделяЯнварь 2 неделяКомплекс №2«Массаж ушных раковин», «Перекрестные движения», 3 неделя «Качание головой» и др3 неделя4 неделяФевраль 1 неделя2 неделя Комплекс №3«Снеговик», «Поглаживание лица», «Бегущие пальцы», «Тигр кусает шар»3 неделя4 неделя Комплекс №4«Снеговик», «Поглаживание лица», «Бегущие пальцы», «Тигр кусает шар»Март 1 неделя 2 неделя Комплекс №5«Задержка дыхания», «Самомассаж», «Упражнения парах», «Ползущий карандаш»3 неделя 4 неделя Комплекс №6«Полет», «Самомассаж», « Шаги», «Когти дракона»Апрель 1 неделя 2 неделяКомплекс №7«Яйцо», «Упражнения в парах», «Вращаем палочку», «Перекаты»3 неделя 4 неделяКомплекс №1«Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Добываем огонь»Май 1 неделя 2 неделя3 неделя Комплекс №2«Массаж ушных раковин», «Перекрестные движения», «Качание головой» и дрПриложение 2.КартотекакинезиологическихупражненийКОМПЛЕКС № 1.1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя вкольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца куказательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукойотдельно, затем вместе.2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскостистола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом —левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях ввыполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулакразверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положенииприкоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой илевой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости сменыположений.4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в оберуки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими рукамизеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражненияпочувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарийсинхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозг5. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — запротивоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйтеположение рук «с точностью до наоборот».6. Добываем огонь. С напряжением прокатывать палочку между соединеннымиладонями.7. Уголек на ладони. Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правойрукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.КОМПЛЕКС № 2.1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину.В конце упражнения разотрите уши руками.2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движенияодновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте тоже левой рукой и правой ногой.3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опуститеголову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.4. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременнозеркально симметричные рисунки (можно прописывать простые геометрические фигуры).5. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза корочевыдоха.6. Качаем палочку. Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рукперпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головойи опускать их вниз, продолжая удерживать палочку (2-3 раза).7. Потряхивание. Зажать шар в руке и производить максимально свободныедвижения в лучезапястном суставе.КОМПЛЕКС № 3.1. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положитеруку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.2. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцамиправой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте этидвижения для каждой пары пальцев отдельно.3. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, одиндва-три и т.д.».4. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и среднимпальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то желевой рукой.5. Раскатывайте на столе небольшой воображаемый комочек пластилина по очередипальцами правой руки, затем левой.6.Удерживаем палочку. Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередноуказательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д. 7.Раздавим орех. Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положитьцентром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь егораздавить. Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение срасслаблением, не выпуская шар из руки.КОМПЛЕКС № 4.1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх,сделайте вдох, опуская руки, — выдох.2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Телодолжно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговикначал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляютсяруки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенноубыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки ивстряхните.4.Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легкимнажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, сзатылка на шею.5. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеимикистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено),сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рукшироко открывать и закрывать рот.6. Бегущие пальцы. Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) отодного конца до другого вперед и назад.7. Тигр кусает шар. Сжать шар между большим и указательным пальцами, присдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания.Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар вмежпальцевый промежуток.КОМПЛЕКС № 5.1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго,насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.2. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат)или цифры.3. Делайте движения челюстью в разных направлениях.4. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательнымпальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, всторону и вверх.5. Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладонейпартнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.6.Ползущий карандаш. Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажимнастолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.7. Обезьяна хватает персик. С силой сжимать в руке шар, который располагаетсяпрямо в середине ладони.КОМПЛЕКС № 6.1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам,ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны.3. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем отплеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.4. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотичноподнимайте пальцы по одному и называйте их.5. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеихног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.6. Шаги. Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднегопальцев и делать шаги по столу. Следить, чтобы карандаш не выпал из пальцев.7. Когти дракона сжимают жемчужину. Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давятна поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его междукончиками пальцевКОМПЛЕКС № 7.1. Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, головуспрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.3. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затемвыполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, апотом вниз.4. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам вруку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.).5. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняетдвижение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.6. Вращаем палочку. Зажать конец палочки средним и указательным пальцамиправой руки. Длинный конец палочки должен находиться дальше от груди. Перевернутьпалочку и вложить ее длинным концом в левую руку (между указательным и среднимпальцами). Очередным поворотом вложить ее в правую руку и т.д. Происходит вращениепалочки.7. Перекаты (выполняется по возможности расслабленной кистью). Перекатыватьшарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами.Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца.Повторить упражнение остальными пальцами.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X