Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Бурикова Ольга Игоревна

Графика на пленэре

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования Волгограда «Детская школа искусств №9»Методическое сообщение на тему: «Графика на пленэре»Адресат: преподавателиСоставитель:Преподаватель художественного отделениявысшей квалификационной категорииБурикова Ольга Игоревнаг. Волгоград2023 г.Оглавление1. Пояснительная записка …………………………………………………………………...… 32. Содержание ……………………………………………………………………………..…… 43. Список литературы………………………………………………………………………...… 84. Приложения……………………………………………...……………...…………………..... 9Пояснительная запискаРисовать карандашом, любят практически все. И даже несмотря на то, что живопись на пленэре распространена больше, графические зарисовки на свежем воздухе тоже достаточно популярны. Это и рисунки карандашом, и зарисовки шариковой, гелевой ручкой, и рисунки маркерами.У пленэрной графики, в отличие от станковой и эскизной, есть свои особенности и нюансы, как во внешних характеристиках и композиции, так и в способах рисования и технологической последовательности.Практика пленэра заставляет художника работать четко, ловко, без промедления, ухватывая главное в быстроменяющихся состояниях природы, требует от него накопления этих впечатлений в памяти, чтобы как инструмент ремесленника извлекать их из нее по мере необходимости. Это не только цель, но средство развития личности учащегося, его творческого потенциала. Проведение пленэрных практик играет огромную роль в творческой активности учащихся, обогащает воображение и служит источником вдохновения, способствует развитию типов мышления: пространственного, образного, логического, технического, а также художественного вкуса и эстетической восприимчивости.Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду, закрепляя при этом, теоретические знания, практические умения и навыки по рисунку, живописи и композиции.Учащиеся, наблюдая за природой, не только замечают ее красоту, гармонию и совершенство, но и способны передать свои ощущения в рисунках, подмечая ритмические особенности форм, пластику растений и фактуру поверхностей. Видеть и понимать красоту мира природы, бесконечное многообразие форм цветов и растений учат натурные зарисовки на пленэре.СодержаниеГрафика — это разновидность изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.Графика — термин, происходящий от древнегреческого слова «графо», что в переводе означает «писать, чертить, царапать». Но не следует сводить графику к каллиграфии, это лишь один из её видов. Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — это термин, обозначающий изображение на картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная графика подразумевает создание картин не в мастерской, а на природе, которая служит основой постижения натуры в её естественном освещении. Учащийся отчасти выступает в роли корреспондента, стремясь передать своё актуальное видение предмета изображения «здесь и сейчас». В этом главное отличие от способа написания предмета «по памяти» или с опорой на воображение – как если бы мы работали над лесным пейзажем внутри своей студии. Также термин «пленэр» используется для обозначения правдивого отражения красочной палитры изображаемой художником натуры, всех изменений её цвета в условиях естественного освещения и при активной роли воздуха и окружающей среды.Пленэрная графика подразумевает наличие у художника ограниченного количества времени для написания произведения. Это учит нас лаконично и точно, за небольшое количество часов, а порой и минут, отображать увиденное, самую суть происходящего. После возвращения с пленэра художник не доделывает этюд, написанный на природе, опираясь на свои память и воображение. Можно сделать лишь маленькие поправки, но ни в коем случае не переписывать цветовые пятна. Для этого стоит прийти в то же место и в то же время, чтобы дописать работу в аналогичной световоздушной среде.Подготовка к пленэрной графике:1. Первым делом необходимо решить самому или обсудить с преподавателем схемы компоновки. Прежде чем браться за бумагу и карандаши, учащемуся необходимо походить по приглянувшемуся участку, оглянуться вокруг, рассмотреть детали и выбрать интересный сюжет. Ученик ищет не столько сюжет, сколько поразившее его визуальное состояние - сложный ракурс, ритм пятен, необычные пропорции, выразительный силуэт, резкие динамичные тени, красивая форма и прочее. Выразительность рисунку придают именно чёткие характеристики объекта в исполнении ученика. Именно это и прочтёт зритель, глядя на рисунок. Рисуются не объекты, а их характерные особенности и тактично усиливаем их в рисунке.2. Определиться с размером бумаги.Определение формата будущей композиции – важный этап графики на пленэре. Выбирать формат листа необходимо исходя из формы и пластики растений, зданий, сооружений. 3. Тщательно подобрать графический материал, который может подойти для исполнения выбранного этюда. Это могут быть карандаши, маркеры, линеры, гелевые ручки, соус, сангина, сепия и т.п.Схема работы на пленэрной графике может быть следующая.Выбираем точку, на которой будет видно сразу несколько планов. Например, передний план — деревья, средний план — здание и дальний план — облака. Это важно для компоновки и так гораздо легче показать воздушную среду. Это сделает этюд более выразительным и живым.Начать этюд с разметки композиции. Далее заложить основные цветовые отношения (локальные пятна), тени и свет. Проработать передний план, затем второстепенные детали.Делая рисунок на пленэре, учащийся определяется, какой тональности в целом будет лист: светлой, средней или тёмной. Разумеется, это зависит от изображаемого мотива, но не только. Учащийся вправе сам задумать общий строй и тон зарисовки. На выбор тонального состояния листа влияет общее настроение рисунка (что хочет передать ученик - холод, сырость, ветреную погоду, жару, яркий свет, прохладу теней и т.д.), композиционное решение работы (ритм, лаконичность форм, массивность или ажурность конструкции, динамику и т.д.) и авторскую идею (выход к свету через тёмный тоннель, просветы неба между ветвей, сюрреализм отражений в стоячей воде и прочее).Белый лист может передавать пространство не только за счёт карандашной штриховки и затемнения определённых мест. Можно сохранять обилие белого, растворяя в нём предметы и объекты по мере удаления. В этом случае дальний и средний планы можно не штриховать вовсе, а по мере удаления изображать предметы и объекты линейно, чем дальше, тем светлее и легче линии. Такие светлые, лёгкие, почти полностью линейные рисунки пейзажей с натуры очень точно отражают суть графического пленэра. Растворение предметов в белом пространстве листа расширяет пространство листа в глубину от картинной плоскости. Добавление серых и тёмных элементов задаёт средний план - то, что находится на самой картинной плоскости. Выявление за счёт контрастов тёмного и светлого объектов и предметов первого плана задаёт точку отсчёта глубины от переднего края картинной плоскости. Следующий этап – определение наиболее удачного соотношения размеров растений, деревьев, предметов, зданий, сооружений с масштабом выбранного формата. Вся графическая работа подчиняется основным принципам композиции: цельности, симметрии, асимметрии, ритма и пластики; продумывается композиционный центр.Искусство графики подразумевает некоторую цветовую условность и лаконичность (полутона и переходы от цвета к цвету отсутствуют или минимизированы). В отличие от живописи, где богатство оттенков - непременное условие и основная характеристика, в графике другие задачи. Цвет здесь - лишь дополнение к основному изображению, он лаконичен и прост. То есть, голубое можно нарисовать голубым, серое - серым, без изысков.Основная работа в цветной графике идёт с ритмом цветовых пятен, их обогащением текстурами и фактурами, характером силуэтов, контурами и рисующими линиями.Поэтому, если в рисунок предполагается введение цвета, его лучше проложить изначально (цветовая подкладка) под основные линии и штрихи или ввести в самом конце немного (цветовые акценты). Заодно, это сэкономит время и силы, что на пленэре так важно. Графика на пленэре приучают видеть главное, отсекая ненужное, концентрирует внимание ученика только на основном изобразительном мотиве и его характерных особенностях. Главным техническим средством в графических рисунках учащихся будет линия; разная по характеру начертания (прямая, кривая, волнистая, тонкая, толстая, сплошная, прерывистая), по тональности и цвету (черная, серая, светлая, цветная). Линия может быть плавной и спокойной, вертикальной и горизонтальной, пересекающейся и параллельной, легкой, тяжелой. Поэтому, используя разнообразие художественно-выразительных средств, можно предать изображению и психологические нюансы (грусть, веселость, динамику, статику и др.), ассоциативное зрительное восприятие. Вертикальное построение линий вызывает ощущение устойчивости, а горизонтальное – покой; диагональное – динамику, а кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Художественность рисунка, наброска, эскиза и просто зарисовок зависит от умелого использования линии и фактуры линий, зависящую от материала, бумаги, инструментов и приемов выполнения.Передача светотени позволяет показать объем и расположение в пространстве, основные элементы светотеневого рисунка: свет, тень, полутень, блик и рефлекс. В зависимости от формы предметов и характера их поверхности свет на них отражается по-разному. Освещенные части предметов в рисунке называют светом, неосвещенные – тенью, переход от света к тени называется полутенью. Собственная тень бывает на тех поверхностях предметов, куда не попадают лучи от источника света. В собственных тенях различают более светлые места – рефлексы (образующиеся в результате подсвечивания собственной тени частью световых лучей, отраженных от соседних предметов). Падающая тень получается на части освещенной поверхности предметов от выступа или от другого предмета, преграждающего путь световым лучам. На освещенной части предмета различают блики – участки поверхности предмета, от которых наибольшее количество отраженных лучей света попадает в глаз ученика. Блик в рисунке играет большое значение в выявлении формы и объема предмета. Необходимо помнить, что тональные отношения, наблюдаемые в натуре, невозможно передать с абсолютной точностью. В реалистичном рисунке с натуры должны правильно соблюдаться пропорциональные натуре различия тонов отдельных частей изображения. Каждый рисунок имеет свой тональный масштаб (от самого светлого – бумага, до самого темного - карандаш), в пределах которого сравниваются, сопоставляются все промежуточные тона света, полутеней, теней собственных и падающих на рисунке пропорционально соответствующим отношениям тонов предмета натуры.Список литературы1. Киселева, Н. Е. Учебная практика — пленэр — необходимая составляющая в системе художественного образования / Н. Е. Киселева, А. Н. Двухжилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1603-1606. 2. Могилевцев В.А. Наброски и учебный рисунок. Учеб. пособие. – СПб.: 4арт, 2011. – 168 с., ил. 3. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия).4. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: Учебное пособие для вузов. – М. Академический Проект. 2012. – 175 с.: цв. ил.5. Унковский А.А. Рисунки-наброски: Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1982. - 40 с.: ил.6. Школа изобразительного искусства. В 9-ти вып. Вып. 5, раздел «Рисунок». М.: 1962.7. Энциклопедический словарь юного художника. / Сост. Н.И. Платонова, ВД. Синюков. М.: Педагогика, 1983. - 416 с. Ил.ПриложенияРисунок №1Рисунок №2

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X