Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Попова Елена Михайловна

«Влияние дидактической игры на развитие психических процессов»

скачать документ

Вернуться назад

«Влияние дидактической игры на развитие психических процессов» Попова Елена Михайловна, старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66 «Родничок» (МБДОУ «Детский сад № 66»), Кемеровская область – Кузбасс, г. ПрокопьевскВ дошкольном возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте воспитатель находится с воспитанником в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. Т.к. игра является ведущим видом деятельности дошкольника она отличается своей разнообразностью.Большое влияние на развитие психических познавательных процессов обучения и воспитание, оказывает дидактическая игра. Среди дидактических игр различают слова и игры-занятия, игры-упражнения. Первые строятся на основе автодидактизма и самоорганизуются, и проводятся взрослыми и без их участия не существуют.Для дидактической игры, как и для любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. Так в игре «Молчок» удержаться и не заговорить или не засмеяться первому; при игре в «Лото» первому закрыть все клеточки большой карточки, в игре с пирамидкой собрать ее так, чтобы ребро представляло собой ровную линию и т.д.Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, представлять собой сложную цепочку состоявшую из ряда отдельных действий или их элементов. Действие часто сопровождается речью.Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие, определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий. Между игровым замыслом, игровыми действиям и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществлять игровые действия и помогают решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится не преднамеренно. Это свойство игры обучать и развивать ребенка, через игровой замысел, действие и правило, называется автодидуктизмом. Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний к более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных на систематизацию знаний («Лото», «Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет и зреет» и т.д.)В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщение, классификации. В ряде игр («Танграм»), формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и т.д. Имеются и специальные игры на развитие внимания («Краски»).В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. Наличие правил создает условие для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношения между детьми. Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относятся: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибы и т.д. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д.Настольно-печатные игры - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.) Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.«Лото». Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика «Лото» самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в «Лото» уточняют знания детей, обогащают словарь.«Домино». Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек – картинок при очередном ходе. Тематика «Домино» также разнообразна, как и «Лото». В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т.д.Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенностью на уточнение представлений соотношений между целым и частью. Игра типа «Лабиринт» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия. Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакций, связную речь.Дидактическая игра в педагогическом процессе прежде всего как самостоятельная деятельность детей, то и определяет характер руководства ею. Осуществляется подбор дидактических игр и игрушек, отвечающих образовательным задачам и возможностям детей. МетодикиМетодика №1. Цель исследования: Выявить особенности зрительной памяти и внимания.Процедура проведения: Перед ребенком перед началом кладут 5-6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убирают и предлагают следующую инструкцию: «Возьми картинки и положи их так, как они были в самом начале».Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и выполнят их в 5-6 лет. Исключение составляют дети с нарушением внимания.Методика №2.Цель исследования: Способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении, особенности логической памяти.Процедура проведения: (6 карт для запоминания и 6 слов). Кладут стопкой 6 карточек, лицом вниз. Произносить слова в этой же последовательности. Ребенок берет карточки (запоминает), откладывает её в сторону лицом вниз и т.д.Потом ребенку дается задание последовательно брать карточки и воспроизводить соответствующее слово.Анализ результатов: с нормальным развитием овладевают операцией и выполняют его к 6-7 годам.Методика №3.Цель исследования: Исследовать такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.Процедура проведения: Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием 5-6 лет с интересом сравнивают картинки, находя различие.Методика№4.Цель исследования: понимание смысла задания. Способность удерживать в памяти ряд слов, ряд цифр и повторить их в обратном порядке. Навык самоконтроля, длительность сосредоточения.Процедура проведения: Инструкция: «Сейчас мы будем играть, я буду называть, а ты повтори»Называют 3 знакомых слова и просят повторить. Затем называют еще 3 слова и просят повторить в обратном порядке, затем цифры.Анализ результатов: Дети в норме проявляют интерес, смысл задания понятен. Ребёнок способен контролировать себя при воспроизведении и слов, и цифр в обратном порядке. Перспективный план.МесяцНазвание игрыДидактическая задачаСентябрь«Не ошибись!»«Собери картинку»«Слушай хлопки»Упражнять в различении предметов по материалу; закреплять знания о свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знание детей о разных видах труда в колхозе.Стимулировать внимание. Октябрь«Зоологическое домино» «Есть ли у человека помощники в труде»Закреплять знание детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание. Закрепить знание, что человек делает много разных нужных вещей, придумывает умные машины, помощниками человека являются знания, руки, инструменты, машины.Ноябрь1.«Поищем и найдем волшебные слова»2. «Путешествия по городу»3. «Умные машины»Обратить внимание детей на то что многие слова являются «волшебными», помогают человеку возбудить интерес, раскрыть значение слов, их применение. Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.Развивать внимание, сообразительность, развивать речь через рассказывание о картинках.Закреплять знание, что в работе людям помогают разные машины. Учить группировать машины по одному признаку: по их назначению; упражнять в правильном названии машин, активизировать словарь детей.Декабрь«Охотник и пастух»«Похож – не похож»«Что слышно?»Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных, учить правильно пользоваться обобщающими словами – дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать наблюдательность, мышление, речь, внимание.Развивать умение быстро сосредотачиваться.Январь«Будь внимателен»«Кто помогает сохранить красоту цветов»Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.Уточнить представление о роли цветов в жизни людей, о названии цветов, растущих в разных местах (полевые, луговые, лесные) и т.д., в какое время года много, мало. Воспитывать произвольное внимание, сосредоточенность, развивать эстетические переживания. Приучать бережно относиться к цветам.Февраль«Письма доброго сказочника»«Кто больше запомнит»«Улица»Раскрыть детям значение слов нельзя, можно, надо. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами нельзя, можно, надо. Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами. Учить участвовать в беседе.Развивать у детей внимание, память.Учить детей движениям по правилам.Март«Какое это время года»«Что за птица» народная играПриучать детей слушать описание природы в стихах или прозе и соотносить его по временам года.Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.Апрель«Куда пойдешь?»«Наоборот»«Кто быстрее»Развивать слуховое произвольное внимание.Развивать сообразительность, быстроту мышления.Уточнять и расширять знание детей о видах спорта: зимних, летних; воспитывать желание заниматься физкультурой, спортом. Развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость, расширять словарь детей.Май«Отвечай быстро»«Придумай предложение»«Кто больше заметит небылицу»Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.Развивать речевую активность, быстроту мышления.Учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.Методические рекомендации родителям.Консультация на тему: «Память в дошкольном возрасте». На протяжении всего дошкольного возраста у детей преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, движение, контраст и другое. Именно поэтому дети долго помнят персонажей, которых видели на празднике или в каких-то сюрпризных моментах. Неожиданное появление новой игрушки в совокупности с эмоциональностью взрослого оставляют глубокий след в памяти ребенка. Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырех летнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели – запомнить. Память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствует возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание. Развитию произвольной памяти очень хорошо способствует дидактическая игра. Она создает игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели. Для развития памяти, родителям и другим членам семьи можно поиграть в такие игры.1 игра: «Что изменилось?» На столе в определенном порядке разложить предметы, игрушки.Предложить запомнить ребенку расположение предметов. Затем взрослый предлагает отвернуться ребенку и в это время изменяет порядок предметов. По сигналу взрослого ребенок поворачивается и ищет изменения, которые произошли на столе с игрушками, предметами.2 игра: «Кто знает?» Взрослый спрашивает: «что делает врач, шофер, портной, учитель? И т.д. ребенок за правильный ответ получает значок.3 игра: «Запомни, что из чего сделано» Взрослый обращает внимание ребенка на все предметы, которые находятся в комнате и говорит, что не все можно взять и положить на стол или в корзину. «Ведь шкаф нельзя уложить в корзину», - говорит взрослый и продолжает: «Интересно, а ты можешь правильно сказать, что из чего сделано?» Подобные игры можно проводить и на улице.4 игра: «Что это?» Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово, ребенок поймавши мяч, должен быстро сказать, что это. Например: кукла – это игрушка, платье – одежда, стол – это мебель, стакан – посуда и т.д.Консультация на тему: « Развитие внимания у детей». Развитие внимание у детей непосредственно зависит от позиции взрослого, как он общается и как организовывает деятельность ребенка. Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания. Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве имеет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например: Ребенок играл с куклой и готов был ее уже бросить. Взрослый предлагает ему: «построй для куклы домик». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содержание, а внимание снова становится устойчивым. На всем протяжении дошкольного возраста детей притягивает эмоционально насыщенный материал. И об этом необходимо помнить, хорошо созданная зона положительных переживаний, вызывает и поддерживает непроизвольное внимание ребенка. Есть очень много разновидностей игр и упражнений включающие умственную и двигательную активность, требующие от ребенка переключение, распределения и сосредоточенности внимания. С возрастом устойчивость внимания возрастает и превращается в произвольный опосредованный процесс. Развитие произвольного внимания – важная задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность в обучении ребенка в школе, поможет ему выполнять указание учителя и контролировать себя. Очень важно обращать внимание родителей на игры детей в домашних условиях можно поиграть в такие игры как «Раз бери перепутанные варежки», «Кто что слышит?», «Эхо», «слушай хлопки» и т.д. Которые принесут большую пользу в развитии внимания.1 игра: «Разбери перепутанные варежки». Дать 2-3 картинки, на которых нарисованы варежки с разными узорами. Нужно подобрать их парами по узорам или другим украшениям.2 игра: «Кто, что слышит?».Поставить на стол ширмочку и произвести за ней разные звуки: звенит колокольчиком, стучит молоточком, пересыпает камешки или горох, трубит в рожок и т.д.3 игра: « Эхо». Игра на развитие произвольного слухового внимания. На одном конце комнаты находятся играющие, среди которых кто – либо по очереди исполняет роль эха; на другом конце говорит то или иное слово (слово произносится сравнительно тихо, что вызывает необходимость прислушаться). Выигравшим считается правильно повторившим.4 игра: «Слушай хлопки». Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, все должны остановиться и принять позу аиста. Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны будут принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу) на 3 хлопка играющие возобновляют игру.Литература.Абрамян Л.А. «Игра дошкольника»Афонькина Е.А., Урунтаева Г.А. «Практикум дошкольная психология»Кононова И.М., Сергеева К.Д. «Дидактические игры»Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика»Мухина В.С. «Психология дошкольника»Нефедова З.А. «Возрастная и педагогическая психология»Сорокина А.И., Батурина Е.Г. «Игры с правилами в детском саду»Сорокина А.И. «Дидактические игры»Смоленцева Л.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»Чистякова М.И. «Психо-гимнастика»

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X