Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кесслер Лидия Владимировна

Рефлексия в дошкольном образовании

скачать документ

Вернуться назад

Статья «Рефлексия в дошкольном образовании»Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый воспитатель ежедневно сталкивается с психологическим понятием «Рефлексия». Что же такое рефлексия и для чего она нужна?Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение. Толковый словарь Ожегова С.И. под рефлексией подразумевает размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.На сегодняшний день педагогами наработан большой опыт по развитию рефлексивных навыков у детей. Развивать навыки самооценки, самоконтроля и рефлексивной деятельности необходимо с раннего возраста. В методической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии. Первая классификация видов рефлексии включает:• физическую (успел – не успел)• сенсорную ( самочувствие: комфортно — дискомфортно)• интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)• духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:• рефлексия настроения и эмоционального состояния• рефлексия деятельности• рефлексия содержания учебного материала.Начинать работу по обучении рефлексии необходимо с простых приёмов. С детьми младшего дошкольного возраста используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений - весёлый и грустный, звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов – красный и синий.Опыт работы показывает, что изначальна ребята выбирают только положительные маркеры – веселый смайлик, красный флажок, но при систематическом проведении рефлексии на занятиях, в конце дня, дети начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получилась красивая аппликация», «Я постарался», «я сегодня много отвечал» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).Постепенно работа рефлексии усложняется. К старшему дошкольному возрасту таких маркеров- смайлов может быть уже четыре или пять:• радостный,• улыбающийся,• задумчивый/грустный,• слезливый,• сердитый.Для того чтобы развить у детей навыки самоконтроля и самооценки воспитателю необходимо:- использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);- продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;- учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;- знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.Работая по формированию у детей умения самооценки и контроля было собрано в педагогическую копилку большое количество разнообразных приемов и форм рефлексии:Приём «Огонёк общения».Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:• сегодня меня порадовало…• сегодня меня огорчило…Приём «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»• Сегодня на занятии было самое интересное….• Мне особенно понравилась…• Я не очень понял…• Мне еще хотелось бы заняться …• Сегодня я узнал…• У меня получилось…• Было трудно…• Меня удивило…• Было интересно…• Теперь я умею…Приём «Светофор».Дети сигналят карточками:• Зелёной – побольше таких дел, поучительно;• Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;• Красной – дело не понравилось, скучно.Приём рефлексии (по Т.И. Шамовой):«Я» - как чувствовал себя в процессе занятия,- с каким настроением работал,- доволен ли собой.«Мы» - насколько мне комфортно работалось в группе,- я помогал товарищам – они помогали мне (чего было больше),- были ли у меня затруднения при работе в группе.«Дело» - я достиг цели учения,- мне этот материал нужен для дальнейшей работы, - в чём я затруднялся, почему,- как мне преодолеть свои проблемыПриём «Весы»- Каждый день происходит масса разных событий – что-то нас радует, что-то удивляет, а что-то и огорчает. Перед вами два листочка – на один из них мы будем собирать свои радости, а на другой будем рисовать огорчения. Нарисуйте схематично на листках бумаги то, что вас обрадовало и что огорчило на этом занятии. Изобразите с помощью рук весы, положите один лист на правую ладонь, а другой на левую. - Как вы считаете, что перевешивает? Радость? Отлично. Перевешивают огорчения, это грустно. Но ведь мы их написали на листок, они больше не в вас – на листочке. А значит, они потеряли власть над вами. - Предлагаю вам листок с накопившимися радостями взять с собой домой и поделится с родителями- А вот с листком огорчений предлагаю «расправиться» прямо сейчас - разорвите его и выбросите в мусорное ведро.Приём «Лесенка успеха».Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:• Уверен в своих знаниях…• В основном уверен…• Нужно ещё повторить…• Нуждаюсь в помощи…Приём «Карта маршрута». Во время игры «Путешествия», когда проводиться самооценка, дети отмечают место на карте где им было• Интересно,• Скучно,• Трудно,• легко и т. д.Приём «Градусник»- Предлагаю дать оценку нашему занятию по шкале градусника. Перед вами "градусник" выберите температуру своей группы по шкале, по которой определяется значение:34- бесполезно, бесперспективно, безразлично.36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо.38- страшно, сложно, неинтересно, обременительноВозьмите деталь и дополните шкалу. Я вам всем желаю 36,6!left8255000Рефлексия осуществляется нами не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.Концепция нашего развивающего обучения предполагает научить детей работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.Процесс рефлексии у нас многогранный. Рефлексия на занятии – это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяет совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка в группе.Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.Рефлексируя, мы анализируем свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, познаёт себя, раскрывают свои сильные и слабые стороны, мы учиться контролировать актуальную ситуацию, видят объективные причины и проблемы ситуаций, которые прошли и ясно видят будущее, что позволяет нам оперативно и безошибочно повлиять на стечение обстоятельств

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X