Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Синяткина Альбина Николаевна

Разработка урока по декоративно-прикладному искусству "Золотые узоры хохломы"

скачать документ

Вернуться назад

МБУДО ДШИ Краснозерского района Новосибирской областиПлан-конспект урока по декоративно-прикладному искусству Тема:« Золотые узоры Хохломы» Составитель:Синяткина А.Н.преподаватель декоративно-прикладного искусстваКраснозерское 2023МБУДО ДШИ Краснозерского района Новосибирской областиПреподаватель:Синяткина Альбина НиколаевнаТема: «Золотые узоры Хохломы».Вид занятия: декоративное рисование.Цель: познакомить учащихся с историей народного промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы; обучить учащихся выполнению элементов хохломской росписи.Задачи:Обучающие: обеспечить условия для усвоения общепринятых приемов работы кистью в художественной росписи, специальной терминологии, трудовых навыков и умений.Развивающие: развивать познавательный интерес детей через приобщение к творчеству, народным обычаям и традициям;способствовать формированию личных качеств: самодисциплины, усидчивости, аккуратности, терпению; содействовать развитию творческих способностей у детей,развитию фантазии и наблюдательности.Воспитывающие: воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие Родины; интерес и любовь к народному искусству.Оборудование:Для учителя: классная доска, наглядное пособие с предметами хохломской росписи.Для учащихся: кисти, краски, палитра, баночка под воду, линейка.План урока:Организационный момент урока- приветствие;- проверка готовности к уроку;- психологический настрой урока.Сообщение нового материала- вводная беседа;- сообщение нового материала;- микроитог.Практическая работа учащихся- методические указания к работе;- фронтальная и индивидуальная работа с классом.Рефлексия- анализ полученных знаний (фронтальный опрос);- выставка и анализ работ.Организационное завершение урока- уборка рабочих мест.Ход урокаОрганизационный момент- приветствие;- проверка готовности к уроку;-психологический настрой урока .Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш урок, давайте проверим свою готовность к уроку, на столах у вас должны лежать, линейка, карандаш, ластик, кисти, краски, баночка с водой .Все готовы к уроку, молодцы! Будьте внимательны на уроке, от того так внимательно вы будите слушать меня на уроке будет зависеть успех вашей работы.Сообщение нового материала-вводная беседа;- сообщение нового материала;- микроитог.left0Если вы внимательно посмотрите на доску то увидите тему нашей сегодняшней беседы. Зачитайте ее(поднимаю одного ученика). «Золотые узоры Хохломы». А начать беседу я хочу с легенды.Когда-то, давным - давно сбежал от царской немилости мастеровой человек в леса, за Волгу. Срубил он себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дошло дело до посуды. Из древесины он вырезал себе чашки, плошки, ложки.Прилетели к нему птицы, он стал кормить их пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица, он ее покормил. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась посуды – и она стала золотой.***Из души ее простойСвет струится золотойЗнать ее богато сердцеДобротой и красотой.Золотой, янтарный цвет –Будет им узор согрет.- Это, конечно легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из этой сказки, появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота.Никто не видел жар-птицу, поэтому каждый художник рисует ее по-своему. Кроме птиц любят рисовать мастера различные фантастические цвета, а так же ягоды: малину, земляникуклубнику.Этот старинный русский народный промысел зародился в 17 веке, в районе Нижнего Новгорода. Как вы уже догадались хохломской промысел, представляет собой декоративную расписную посуду.Есть ли у вас ребята дома предметы это промысла?(Ответы учащихся). «С чего же все начинается?».Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли "золотые" руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто , (показываю слайд-шоу):1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины. Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для "каления". Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание "Золотая Хохлома".По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.Мы с вами рассмотрели достаточно посуды. А теперь попробуйте мне назвать какие цвета мастера используют при росписи?(Ответы учащихся).Верно! Это, красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.Какие узоры вы видите на посуде?(Ответы учащихся).Листики, ягодки, завитки, точечки.Все эти узоры мастера заимствовали у природы. (Демонстрирую наглядное пособие с эл-ми травного орнамента ).«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».ягоды, крыжовник, малина ,рябина и другие.Практическая работа-инструктаж к работе;-методические указания к работе;2634615-4445left0А сейчас мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним растительный орнамент.В конце урока ваша работа будет выглядеть вот так, (демонстрирую итоговую работу учащихся к уроку).В течение практической работы не забывайте об аккуратности выполнения.Начнем мы с вами травного орнамента. (Демонстрирую на заранее подготовленной доске). Далее: Клубничка и листочки затем украшаем все это травинками завитками и капельками.Выполняем в цвете самостоятельно. А я пройду и проверю.Слежу за темпом работы , озвучиваю время до конца практической работы.-Завершаем работу!! Убираем работы в сторону и поднимаем головы на меня.Подведение итога урока- анализ полученных знаний (фронтальный опрос);- выставка и анализ работ.Сегодня на уроке мы с вами познакомились с народным промыслом, с декоративной расписной посудой, хохломой. Давайте теперь вспомним, что нового вы узнали.Фронтальный опрос класса:- Где и когда возникла Хохломская роспись?- Что изображали мастера на посуде?- Цветовая палитра Хохломской росписи?(Ответы учащихся).А теперь давайте посмотрим, что же получилось у вас. Выставка работ (заранее подготовленная доска).Молодцы, ребята! Все справились с работой!Организационное завершение урока:- уборка рабочих мест.Убираем свои рабочие места.На этом наш урок окончен.До свидания!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X