Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Куксова Светлана Николаевна

Семинар-практикум с элементами тренинга «Стресс и стрессоустойчивость как аспект здорового образа жизни педагога».

скачать документ

Вернуться назад

Стресс и стрессоустойчивость как аспектздорового образа жизниОрганизм человека – высокоорганизованная система с многочисленными связями и механизмами передачи информации от одних органов к другим. К сожалению, действие этих механизмов еще недостаточно изучено, зато проблемы, возникающие при их нарушении знакомы многим. Для современного человека стало привычным использовать понятие «стресс» (от англ.stress - давление, напряжение) как объяснение многих негативных изменений в работе нашего организма, дисфункций, заболеваний и психических нарушений.Все понимают, что стресс – это неприятность и с ней надо бороться. Однако стресс – гораздо более широкое явление, чем мы себе это представляем. Еще в начале 30-х годов физиолог Ганс Селье обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением. Иными словами, стресс – это своеобразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Фактором, вызывающим стресс, может послужить любое явление, выводящее человека из состояния равновесия. Селье говорил: «Механизм стресса может быть включен и ударом хлыста, и страстным поцелуем». Вот почему в современной формулировке этот феномен уже определяется как «неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него. Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить кол-во выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний лень организм наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д.В любом случае требуется приспособиться к среде. Восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Стрессовый эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.В динамике стрессового реагирования выделяют три фазы:Реакция тревоги, которая проявляется в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма.Фаза сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшим стресс воздействиями.Фаза истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.Протекание стресса (фазы стрессового реагирования)1.Мобилизация или реакция тревоги. Организм мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору. Вырабатываются гормоны (адреналин и норадреналин), которые стимулируют организм либо на защиту, либо бегство. Но при этом снижается сопротивляемость болезням и инфекциям, ухудшается работа пищеварительного тракта. Если на этом этапе организм освобождается от отрицательного внешнего воздействия, то его функции полностью восстанавливаются. 2. Противостояние, сопротивление. Человек активно ищет выход из стрессовой ситуации. Он принимает решение бороться, то есть на этой стадии максимально мобилизованы его силы. При этом человек может стать более агрессивным и возбудимым. 3. Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни). Г. Селье выделил две разновидности стресса:Физиологический (эустресс); Патологический (дистресс) Эустресс («положительный стресс»), префикс «эу» переводится как настоящий или подлинный. всегда краткосрочен;  мотивирует и повышает работоспособность;  относительно легко переносится как физически, так и психологически;  завершается расслаблением и положительными эмоциями. Итак, эустресс – это положительный стресс, который завершается расслаблением и положительными эмоциями (день рождения или долгожданный праздник, поступление в университет и успешная сдача экзаменов, перевод на более высокую должность, рождение ребенка в семье…Стресс такого типа дает мощный заряд энергии, однако отличается небольшой по времени продолжительностью, поскольку человеческое тело не способно выдерживать высокие нагрузки слишком долго. По сути эустресс представляет собой положительный ответ на стрессовую ситуацию, он позволяет человеку почувствовать удовлетворение и пережить ряд других положительных эмоций.Дистресс («отрицательный» или негативная версия стресса) это «истощение», «несчастье») как хроническая, так и острая форма течения;  подавленность, снижение производительности труда;  утрата способности к адаптации к окружающему миру;  физиологическое недомогание на фоне негативных эмоций;  развитие соматических и психических заболеваний. Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события: свадьба 50, рождение ребенка -39, выдающееся личное достижение – 28, повышение по службе – 27, переезд на новое место жительства – 20 и даже отпуск – 13. Дистресс является негативной формой стресса, которая характеризуется длительным течением и ассоциируется с чувством «стрессового состояния». Продолжительный и неконтролируемый стресс заставляет людей испытывать чувство тревоги и беспокойства, подавленности и беспомощности. Состояние дистресса провоцирует различные физические и психологические симптомы, такие как головные боли, одышка, бессонница, невнимательность или раздражительность. Частый, интенсивный или хронический стресс «токсичен» для тела и головного мозга, а также связан с рядом соматических и психических заболеваний. Существует мнение, что ни один физический недуг не возникает без влияния стресса на иммунную систему. Кроме того, психологический дистресс истощает все адаптационные резервы организма и приводит к развитию депрессии, невроза и других психических расстройств.К общим признакам дистресса относятся:Психологические признаки, такие как беспокойство, тревога, страх, трудности с концентрацией внимания, проблемы с запоминанием.Эмоциональные признаки, такие как злость, раздражительность, капризность, неадекватные эмоциональные реакции (смех или слезы), нервозность, апатия, перепады настроения.Физические признаки, такие как высокое артериальное давление, тахикардия, головные боли, головокружение, изменение веса, диарея, изменения менструального цикла и либидо, напряжение мышц (особенно в области шеи), тремор, бессонница, истощение.Поведенческие признаки, такие как плохая забота о себе, отсутствие интереса к ранее любимым занятиям, зависимость от наркотиков и алкоголя (чтобы расслабиться и «справиться с ситуацией»), неадекватное социальное взаимодействие (агрессия, пассивность и т.д.).Симптомы дистресса также могут включать частые инфекционные и простудные заболевания. Дело в том, что при чрезмерном воздействии стресса изменяются иммунные функции человеческого организма. Дистресс вызывает снижение количества клеток – киллеров, борющихся с вирусами и опухолями, а также уровня лейкоцитов в крови. Причины истрессаПричины дистресса могут быть самыми разнообразными и индивидуальными для каждого человека:финансовые трудности, безработица, социальная незащищенность;нищета, голод;конфликтные ситуации на работе;тяжелые условия труда, чрезмерные умственные и физические нагрузки;одиночество, проблемы в личной жизни;неспокойная политическая ситуация в стране и мире (военные конфликты и т.д.);неблагоприятная эпидемиологическая обстановка (эпидемии, вспышки заболеваний и т.д.);проблемы со здоровьем, тяжелое хроническое заболевание;смерть близкого человека, члена семьи, питомца;развод, раздел имущества;потеря финансовых средств (вследствие кражи, мошеннических действий);физическое или эмоциональное насилие;социальная изоляция.Также факторами дистресса могут стать недостаток сна, плохое питание, употребление наркотических веществ и алкоголя.Реакция организма на стрессСимпатическая нервная система включается, когда мы находимся в состоянии стресса. Это один из механизмов стрессовой реакции. Парасимпатическая нервная система — своего рода выключатель, она действует как тормоз, помогая нам отключить стрессовую реакцию.ИТАК, в основе стресса лежит повышение гормонов стресса. Так задумано природой: гормоны стресса повысились - человек мобилизовался, подрался, поймал мамонта, убежал и вернулся к нормальной жизни.За последние столетия человек разучился гоняться за потенциальной едой и тратить калории, зато научился переживать по любому поводу. Современные стрессовые ситуации часто неразрешимы и длятся месяцами, а то и годами. Длительная выработка гормонов стресса и приводит к «плохому» стрессу. К сожалению, часто мы не можем устранить стрессовую ситуацию. Поэтому, самое лучшее - поменять свое отношение к ней.В организме всегда выделяются гормоны стресса — это адреналин, норадреналин и кортизол. Все три гормона оказывают на нас определенный эффект: например, при выделении кортизола организм способен существовать в напряженной обстановке и справляться со стрессовыми ситуациями.Кортизол – глюкокортикоидный стероидный гормон, вырабатываемый надпочечниками. Его принято называть «гормоном стресса», так как он активно вырабатывается в ответ на стресс.Адреналин – это биологически активное вещество, которое «выбрасывается» в кровь в состоянии стресса. Этот гормон вырабатывается в коре надпочечников, однако, адреналиновые рецепторы расположены практически во всех тканях организма.Норадреналин — это нейромедиатор бодрствования и принятия быстрых решений. Он активизируется при стрессе и в экстремальных ситуациях, участвует в реакции «бей или беги». Норадреналин вызывает прилив энергии, снижает чувство страха, повышает уровень агрессии.Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.Стрессоустойчивость - определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.Группы людей по стрессоустойчивостиВсех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно.Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы его постоянно сопровождают, то он теряется.О том, является человек стрессоустойчивым или нет, часто судят по внешним проявлениям. Если он выплескивает свои негативные эмоции на людей - значит, подвержен стрессам. Держится достойно, не срывается - значит, стрессоустойчивый. Такая классификация глубоко ошибочна. Потому что само по себе умение не «выливать» свой негатив на окружающих еще не говорит о том, что человек внутренне в этот момент не испытывает чувство угнетенности, подавленности. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что человек является и тактичным, и хорошим актером, но при этом все равно вредит своей психике: замыкая стресс на себе, он рискует подвергнуться разрушающим факторам изнутри. Эмоциям нужно давать выход всегда, но только они должны быть сублимированными.Физиологические особенности, определяющие стрессоустойчивостьТип нервной системы. Люди со слабым типом нервной системы менее устойчивы к стрессу. У крайних типов (холериков, меланхоликов) адаптация к воздействию стрессоров не является стойкой. Гормональные особенности. Люди с пониженным уровнем кортизола в крови менее подвержены воздействию стресс-факторов.Личные качества, определяющие стрессоустойчивостьУровень самооценкиУровень субъективного контроля Уровень личностной тревожности Баланс мотивации достижения и избеганияБостонский тест на стрессоустойчивость «Анализ стиля жизни»(разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона)Менее 10 баллов - у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает; От 11 до 30 баллов - у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека; От 31 до 50 баллов - задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь; Свыше 50 баллов - вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье.  Рекомендации Как развить стресоустойчивость:• расходуйте свой энергорезерв аккуратно; уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра;• избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо;• соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали;• чтобы не возненавидеть работу, периодически делайте перерывы;• в выходные - забудьте о работе;• регулярно меняйте обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсыВоспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический) и крепкий сон. В повседневной суете сует важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, пойдите в поход. Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение. Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.Конечно, бывают ситуации, когда очень тяжело, и человек чувствует, что своими силами он не справится. Но главное - есть желание побороть стресс, а это уже половина успеха. В остальном помогут специалисты, к которым нужно обратиться без стеснения.Важно помнить, что стрессоустойчивость – это врожденное качество, оно хорошо поддается тренировке. Чтобы педагог не оказывал негативного влияния на тех, с кем он общается, и мог жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, т.е. нужно начать с себя.Создатель теории стресса Селье утверждал: «Стресс – это жизнь. Пока мы живы, мы постоянно будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, однако, если эмоционально напряжение вовсе исчезнет из нашей жизни – это будет означать, что жизнь закончилась». ПРИТЧАЖил мудрец. который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня руках: мертвая или живая? А сам думает: скажет живя – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу. Мудрец. Подумав, ответил: «Все в твоих руках!»Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Вы на сто процентов ответственны за все события в своей жизни, и за плохие, и за хорошие.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X