Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ирина Олеговна Ордина

Консультация для родителей по теме «Обучение пересказу детей старшего возраста с общим недоразвитием речи» с показом открытого занятия

скачать документ

Вернуться назад

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»Консультация для родителей по теме «Обучение пересказу детей старшего возрастас общим недоразвитием речи» с показом открытого занятияСвязная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Выделяют две формы устной речи:Диалогическая (разговорная) – наиболее простая.Монологическая речь – психологически и лингвистически более сложная.Психология относит появление монологической речи у детей в норме к 5 годам. Формирование ее возможно при условии развитого логического мышления, свободного владения словарём и грамматическим строем языка. Дети 5-6 лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). В младшем дошкольном возрасте можно осуществить только подготовку к рассказыванию.По содержанию рассказы условно делят на: фактические и творческие (придуманные).По форме – описательные и сюжетные. Виды рассказов, которыми должны овладеть дети 5-6 летРассказ по восприятию.Рассказ по памяти.Пересказ.Придуманный рассказ о нарисованном на картинке.Придуманный рассказ на словесную тему, предложенную логопедом. Пересказ – первый вид рассказов, которому мы начинаем учить детей. Это самый простой тип монологической речи. Ребёнок излагает готовое, авторское содержание и пользуется готовой речевой формой (словарём, предложениями, их последовательностью). Он подражает речи логопеда, копирует манеру исполнения. Чтобы обучение рассказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов.Текст должен быть: доступен по содержанию,учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей,с доступным детям словарём,с короткими фразами, без сложных грамматических форм, сюжетным, с чёткой композицией, выраженной последовательностью действий, доступным по размеру.Методика работы над пересказомЧтение (или рассказывание) произведения взрослым.Беседа по содержанию произведения.Словарная работа: объяснение значений незнакомых слов, словосочетаний.Повторное чтение (или рассказывание) произведения взрослым и нацеливание ребёнка на запоминание текста.Пересказ произведения ребёнком.Приёмы обучения пересказуСовместный пересказ взрослого с ребёнком в начале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно при работе с детьми, не умеющими рассказывать, робкими. В процессе пересказа взрослый может незаметно поправить позу ребёнка, ободрить жестом, взглядом, в конце нужно обязательно его похвалить.Отражённый пересказ более трудный, т.к. ребёнку приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ взрослого, но и повторять целые фразы.Подсказ слова или фразы обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длительных пауз.Если ребёнок во время рассказа раскачивается, опускает голову, подносит руки к лицу и т.д., не нужно его прерывать дисциплинарным замечанием, можно жестом на ходу исправить его ошибку, но после пересказа сказать: «Когда рассказываешь, нужно стоять спокойно, голову не опускать, а смотреть на меня, ведь я тебя слушаю».Подсказ используется, когда ребёнок ищет нужное точное или понравившееся ему слово; путем подсказа взрослый исправляет грамматические и смысловые ошибки, допускаемые ребёнком при пересказе.Вопросы – широко известный приём обучения. Вопросы можно условно разбить на несколько категорий по их употреблению и назначению.Вспомогательные вопросы можно задать детям, не умеющим рассказывать, еще до начала пересказа. Они просто успокоят ребенка, помогут ему начать рассказ, например: «Про кого ты будешь рассказывать, про журавлей? Ну, давай начнём. В золотые осенние дни собирались к отлёту…»Наводящие (подсказывающие) вопросы взрослый задаёт, если в процессе уверенного пересказа ребёнок вдруг остановится, забыв текст. Это бывает, например, при сравнительно длинном тексте.Часто нам приходится повторять детский ответ, демонстрируя правильное произношение, правильное грамматическое оформление слов, выделяя при этом интонацией то место в слове, которое ребенок произносит не правильно, если это не безударный слог. Выделяем только ударный! Если необходимо сделать акцент на безударном слоге, то невольно на него переносится ударение. А перенос ударения является одной из характерных черт ОНР. Это может усугубить усвоенное ребёнком неправильное произношение. «На чём сидит курица?» – спрашивает логопед. «На яйцех» - отвечает ребёнок. «На яйцах!» - поправляет взрослый, делая акцент на безударном окончании. «На яйцах» - повторяет ребёнок, закрепляя неправильное ударение.Открытый показ занятия по развитию связной речи для родителейЦель: развитие связной монологической речи через пересказ незнакомой сказки. ЗадачиПродолжать учить пересказывать сказку близко к тексту, используя в речи слова и обороты из авторского текста. Расширять и активизировать в речи детей словарь по теме «Весна».Продолжать учить детей использовать готовые опорные картинки для соблюдения логической последовательности при пересказе текста.Развивать память, внимание, творческие способности.Развивать интонационную выразительность речи.Продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно слушать сверстников и педагога.Оборудование: сказка Н.Сладкова «Медведь и солнце», опорные картинки, маски для драматизации, музыкальные записи весенних звуков.Словарная работа: названия весенних признаков, природных явлений (слякоть, просочилось и т.д.).Методические приемы*Наглядные методы: рассматривание иллюстраций к сказке, опорные сигнальные картинки.*Словесные методы: чтение стихотворения Ф. Тютчева, чтение сказки «Медведь и солнце», воспроизводящая беседа по сказке, лексико-грамматическое упражнение «Скажи иначе», чтение отдельных фрагментов из сказки.*Практические методы: драматизация сказки, упражнения в интонационной выразительности речи.Предварительная работа: знакомство с лексической темой «Весна», рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказа Н. Сладкова «Весенние ручьи», наблюдение на прогулке за приметами весны, чтение и заучивание стихотворений о весне. Ход занятияЛогопед читает стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится»Логопед: Дети, а как шумит весна? Ответы детейЛогопед: Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна… (слушание записи «Весна журчит»).Какие звуки вы слышали? Ответы детей.Речевое упражнение «Скажи иначе»Логопед: Солнце сияет, как можно еще сказать? Дети: Сверкает, ласкает, припекает, радует, прижигает.Логопед: Снег проседает.Дети: Чернеет, тает, оседает.Логопед: Вода бежит.Дети: Течет, журчит, капает, сочится.Логопед: Птицы – поют.Дети: Птицы чирикают, щебечут.Логопед: Весной просыпаются в берлогах медведи. Я расскажу вам сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце».Просочилась в берлогу Вода − Медведю штаны промочила.− Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! − заругался Медведь. − Вот я тебя сейчас!Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:− Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное − теку под уклон.− Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! − взревел Медведь.Побелел Снег, испугался.Заскрипел с перепугу:− Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло растаешь тут!− Ах, так это Солнце мне штаны промочило? − рявкнул Медведь. − Вот я его сейчас!А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.Делать нечего − убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать. Беседа по прочитанной сказке:Вам понравилась сказка? Как она называется? Отчего проснулся медведь? Кого ругал медведь и как? Как отвечала вода?После каждого ответа детей логопедом зачитывается фрагмент из сказки.Повторное рассказывание с установкой на запоминание, и одновременное озвучивание опорных картинок. Работа с опорными картинками.Динамическая пауза: упражнение в интонационной выразительности (изображение мимикой и пантомимой снега, воды, медведя, солнца).Драматизация сказкиИтог занятияЛогопед: Чем мы занимались на занятии? Что нового вы узнали? Какие новые слова вам сегодня встречались? Кто со своей ролью справился лучше всех?Список литературыБелобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, «Академия развития», 1998.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., «Просвещение», 1991.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Методическое пособие. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1971.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М., 2001.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР (II период). М., «Гном- Пресс», 1999.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., «Просвещение», 1982.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., «Просвещение», 1968.Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи. М., «Просвещение», 1987.Новоторцева Н.В. Развитие речи (пособие для родителей и воспитателей). Ярославль, «Академия развития», 1996.Селиверстова В.И. Речевые игры с детьми. М., «Владос», 1994.Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». Санкт-Петербург, «Акцидент», 1998.Ушакова О.С. Программа развития речи детей в детском саду.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Обучение и воспитание. М., «Гном-пресс», 1999.Швайко Г.К. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., «Просвещение», 1988.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X