Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Уляшева Елена Валерьевна

Воспоминания о Марии Вениаминовне Юдиной

скачать документ

Вернуться назад

Методическое сообщение на тему:«Воспоминания о Марии Вениаминовне Юдиной»Составил: Уляшева Елена Валерьевна,Преподаватель МАУ ДО «ЭТЮД»Тюмень, 2023Современники обычно редко знают гениев, с которыми живут рядом, - исторические знаменитости гораздо понятнее и милее. О них уже составлено мнение, они уже мирно заняли свою нишу в здании человеческой культуры, их авторитет незыблем. Иное дело - те, кто ушел от нас недавно и в силу этого мало известен широкой публике. О них еще нужно спорить, их имена еще ждут своей очереди у иерархической лестницы. Однако есть среди претендентов в гении бесспорные личности. К таким необсуждаемым великим принадлежит и Мария Юдина. Ее гениальный дар пианистки не вызывает сомнений, но Юдину еще справедливо называют "художником эпохи Возрождения". Она была не только гениальным музыкантом-мыслителем, но и энциклопедистом в полном смысле этого слова, человеком сильным, страстным, непохожим ни на кого, на редкость смелым и энергичным. Конечно, Юдина блистала у рояля всеми теми качествами, которые требовались профессиональному пианисту, ее техника впечатляла крепостью, чеканной пластичностью и так далее, и так далее. Но великим художником Марию Вениаминовну сделала не "набитая" рука, а уникальная личность, сложное мировоззрение.Среди всех искусств, музыка наиболее таинственна и загадочна. Она как бы невесома, свободна от земного тяготения, рождается и умирает в неведомых пространствах, глядит на нас пристальными очами, приковывая смертного человека к Иному бытию. Но поселяется она в нашем сердце, в средоточии дыхания и жизни, и тогда мы жаждем не расставаться с нею; мы начинаем любить ее, и растет и крепнет наше взаимное тяготение. М. В. ЮдинаКак часто воспоминания больше говорят о том, кто вспоминает. Мария Юдина была живым примером того, как один человек духом может противопоставить себя целой системе. (Гидон Кремер)Несмотря на всю непривычность внешнего облика и поведения Юдиной, ее мужественная, непреклонная в своем максимализме натура никогда не горела театральным пожаром фанатизма, а светилась ровным пламенем вечного огня - огня требовательной учительской любви к людям, излучающего неисчерпаемую духовную силу. (Альфред Шнитке)Будущее покажет, что такие личности как Мария Юдина - это артисты в первозданном смысле. Они являются антеннами человеческого общества, улавливающими на далекое расстояние, но в то же время они сами обладают сильным влиянием на современность и прежде всего именно на будущее. (Карлхайнц Штокхаузен)Философия экзистенциализма - Достоевский - это когда человеческая жизнь реализуется в трагических взрывах... В том же ряду и жизнь М.В.Юдиной. (Сергей Аверинцев)У Юдиной Моцарт был не то чтобы лучше, но универсальнее и масштабнее, в нем нет «крена» ни в одну из известных крайностей: ни в галантность рококо, ни в несколько отвлеченную «надземную» возвышенность, ни в откровенный гедонизм, ни, тем более, в предромантическую чувствительность. Скорее я бы его уподобил монументальному «гранитному» сооружению наподобие миров Баха и Бетховена. Фортепьянный Моцарт Юдиной - все тот же автор «Юпитера», «Дон Жуана» и «Волшебной флейты»: классическая ясность и гармоничная соразмерность, трагизм антиномий, а главное - Свет, который «тьма не объяла».(Константин Зенкин)М.В. была восторженным человеком. Это и не плохо, и не хорошо. Она была эксгибиционистка. Самоудовлетворение и самолюбование в подвиге. Так погибали первохристиане, выходили на арену прямо в пасть льва. ( Филипп Гершкович)Хорошо известен один из многих заступнических подвигов М.В. Когда Генрих Густавович Нейгауз в начале войны был арестован и чуть не умер от цинги на Лубянке, она обратилась с письмом к Сталину, почле чего были разрешены передачи с едой для Нейгауза. (Татьяна Кан)Помню, когда ей и Софроницкому присудили рояль после окончания консерватории в 1921 году, а потом отказались выдать из-за отсутствия, то Маруся делала попытки получить его... Своего-то рояля у нее не было до конца жизни. (Гавриил Юдин)Игумнов ходил на все концерты Юдиной и возмущался: «Что она делает? Разве так играть можно?» И снова ходил. У него спрашивали: «Константин Николаевич, зачем же ходите, если не нравится?» Он отвечал: «Как не ходить? Это же музыкант!!!» (Игорь Жуков)Всегда следила за своей внешностью. У нее был любимый шарф, она его нежно любила и так красиво завязывала... М.В. была величественна, как Эверест, и нежна, ка былинка. (Маргарита Гроссман)Она говорила: «У меня не класс, а мастерская эпохи Возрождения.» Она поразительно умела вселять в человека веру в его возможности.(Юрий Понизовкин)В искусстве, в музыке кредо Юдиной было: отсутствие содержания - это грех. (Марина Дроздова)М.В. была борец, и она была патриоткой своей страны. Поэтому она не разрешила мне петь Шуберта и Брамса по-немецки. Она предпочитала ихромансы в переводах, в переводах опальных поэтов - Заболоцкого, Пастернака, которого очень гнали, как раз тогда, очень сильно, перед смертью. (Лидия Давыдова)И когда она играла, и когда она преподавала, и когда она общалась с людьми, разговаривала - от всего этого шло ощущение огромной нравственной силы, огромной, исключительно духовной, нравственной силы (Григорий Коган)Она помогала всем, не оставив ни копейки себе на похороны. Она занимала деньги, чтобы отдавать их дальше. Это была «круговая порука» по Волошину, который говорил, что надо отдавать и отдавать, а потом это все будет возвращаться обратно. М.В. придерживалась философии Волошина. (Анастасия Цветаева)Ах, Мария Вениаминовна! Какой прелестный была человек! Какой чудесный юмор у нее, а улыбка! Мы ее часть называли Джокондой! Я любила смотреть на ее руки. Как великолепно держала она их на клавиатуре, особенно мизинец, изогнутый как коготь. (Лидия Браудо)Кожа на ее пальцах, говорят, была нежная, как у Рахманинова, поэтому на них часть сочилась кровь. (Милица Гейгель)«А вы помолитесь, чтобы все прошло благополучно». А она мне на это сказала: « Я не умею хорошо молиться». Вера у нее была деятельная. (Елена Дувакина)От Андрея Тарковского слыхал о ней такие слова: «Это была последняя юродивая в России»... Я почему-то думаю, это идет от Тарковского-старшего. (Яков Назаров)В ее музыке не было совершенно того, что мы привыкли слышать у Софроницкого, нашего любимого исполнителя, а именно покаяния с надеждой на прощение, вытекающего из всего диапазона любви, присущей человеку. Нет, у нее была бесконечная радость, почти животной чистоты, человеческой жизни, бьющая, однако, из действенного источника веры - веры в то, что Бог Сам по Своей благости все исправляет так, как мы сами не можем... (Екатерина и Мария Крашенниковы)Играла 17-ю сонату Бетховена. Играла так, как я никогда больше не слышала. Полная законченность и исчерпанность всех глубин. Я тихо сидела и ничего ей не сказала, подавленная. Да она и не требовала слов... О ней говорили «Она живет в тональности ля мажор». Влюблялись в нее многие, н быстро как-то отскакивали. (Елена Скржинская)Жизнь и служение Марии Вениаминовны Юдиной, нашедшей в себе силы в тяжёлые годы гонений сохранить в своём сердце искреннюю веру во Христа и Его Церковь, найдут своего исследователя и будут по достоинству оценены потомками. (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)Литература:1. Вспоминая Юдину/ Авт.-сост. А. Кузнецов. — М.: Классика-XXI, 2008. 2. Дроздова М. А. Уроки Юдиной. — М.: Классика-XXI, 2006. 3. Невельские сборники.4. Нестеров Б. А. М. В. Юдина играет фортепианные произведения К. Шимановского // Исполнитель и музыкальное произведение: Сб. статей.5. Мария Вениаминовна Юдина: Статьи. Воспоминания. Материалы. — М.: Советский композитор, 1978. 6. Пламенеющее сердце. Мария Вениаминовна Юдина в воспоминаниях современников / Ред.-сост. А. М. Кузнецов. — М.: Автокнига, 2009. 7. Черников О. Л. Аве Мария, или Руки Мадонны // Персона. — 1998. ; Новый век. — 2002; Музыка и время. — 2002. 8. Черников О. Л. Рояль и голоса великих. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 9. Бурлака С. М. Духовный путь Марии Вениаминовны Юдиной // Альманах Свято-Филаретовского института. — 2017.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X