Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Мерзликина Елена Васильевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детейДетская школа искусств г. ОбиМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ТЕМЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»Преподаватель высшей квалификационной категории Мерзликина Е.В.г. Обь2023На протяжении нескольких последних лет я разрабатываю и внедряю методы работы с использованием технологии модульного обучения, когда материал объединяется в крупные тематические блоки, уплотняется и изучается по принципу концентрических окружностей. Принцип модульной технологии подразумевает знакомство с явлением в целом, а затем происходит освоение его различных свойств.Методика модульного обучения основана на концепции П.Я.Гальперина-его теории поэтапного формирования умственных действий,в которой подчеркивается единство психики и деятельности человека.С помощью методики модульного обучения педагогу удобно систематизировать и в нужных пределах уплотнить большой по объему учебный материал, когда информация усваивается обучающимися небольшими частями. Эта небольшая часть, элемент содержания, и есть модуль, который добавляется к ранее усвоенным знаниям. Представленные мной методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи начинающим преподавателям сольфеджио в ДМШ и ДШИ, а также в качестве ознакомления для преподавателей со стажем работы.Моя методика преподавания сольфеджио основана на таком принципе обучения, когда учащиеся являются активными участниками образовательного процесса, им не просто сообщаются готовые знания, а создаются педагогические условия для самостоятельного овладения ими. Занятия представляют собой проблемные уроки с использованием исследовательских приёмов объяснения материала.Целью проблемного метода является развитие в учащихся умения мыслить. Для этого преподносимые педагогом знания применяются непосредственно в процессе их получения. При этом отсутствует изложение готовых правил, механическое заучивание терминов, они запоминаются потому, что ими всё время приходится оперировать. Кругозор учащихся расширяется постепенно при помощи вопросов и посильных задач. Проблемная методика в обучении будит духовные силы ученика и формирует мышление, создавая предпосылки для гармоничного развития.Все 44 темы, приходящиеся на 7 лет обучения, вовсе не делятся поровну на количество лет. Больше половины всего материала дети усваивают уже за первые три года, в последующие же годы происходит совершенствование и углубление приобретённых знаний.Так как именно от учителя зависит проектирование различных возможных решений и создание творческой атмосферы, то своей главной задачей я считаю фундаментальную подготовленность каждой темы, тщательную разработку каждого нового урока. Учащиеся же активно откликаются на такие «условия сотрудничества», тем самым проявляя интерес и любовь к предмету.Свою роль на уроках сольфеджио я вижу в создании такой атмосферы, когда ученик оказывается в постоянном размышлении,поиске,движении.Если наше общение проходит в форме диалога или вопросов – ответов, зачастую поиск ответов на вопросы подводит детей к маленьким «открытиям», самостоятельным выводам по теме урока. Так происходит самообучение, знания становятся наиболее прочными и сохраняются надолго, ведь в этом процессе участвуют и чувства, и мысли, и действия ребёнка.Включение игровых форм работы в младших классах и задания на логику, эрудицию, сообразительность - в старших - способствуют проявлению у ребёнка своего «Я». Например, игра – импровизация «Колокольный перезвон», когда вызванный ученик играет на фортепиано какое – либо ритмическое остинато на ступенях любого знакомого интервала, я импровизирую аккордовое сопровождение, а группа определяет интервал. Или игра на освоение ритма « Примите телеграмму, какие в ней вести?», когда я простукиваю ритмический рисунок четырёхтактной фразы, а дети повторяют и высказывают предположения о её содержании. Затем эта фраза становится диктантом, в неё можно постепенно вводить и более сложные ритмы, в том числе пунктирный, синкопы, триоли. Положительная эмоциональная окрашенность усилий ребёнка в изучении материала ведёт к тому, что знания не оторваны от понимания, они не становятся пассивным грузом. Так происходит воспитание творческого типа мышления. Важным условием для усвоения и закрепления теоретических знаний является интонирование заданий, выполняемых на инструменте. Это пропевание названий звуков во время построения на фортепиано тонов и полутонов, интервалов, аккордов, звукорядов тональностей. Этот методический приём развивает достаточно прочные музыкально – слуховые представления, навыки чистого интонирования и зрительно – слуховые ассоциации. Таким образом, обычно к четвёртому – пятому году обучения ребята, в основном, не нуждаются в опоре на реальное звучание и обходятся слуховыми представлениями, накопленными ими в памяти. При этом они сопровождают своё пение имитированием фортепианных движений на нарисованных клавиатурах. Обучение на школьном этапе образования должно строиться с учётом психологии детского восприятия в условиях практической деятельности. Поэтому я стараюсь исключить на своих уроках долгие индивидуальные опросы, избежать заучивания длинных и сложных определений, смысл которых пока ещё неясен детям. С младшими ребятами строю все виды работ на действии: пой песню и вышагивай ритм мелодии, прохлопай метрические доли, сыграй как капал дождик или как прыгает лягушка, покажи мелодию песни по лесенке, выложи подвижными пуговицами прослушанную музыкальную фразу, отмечай хлопком окончание фраз, придумай ритмический рисунок или слова к ритму. С более старшими детьми направляю свои усилия на то, чтобы учащимися были приобретены конкретные практические навыки – это овладение клавиатурой, свободное построение на ней интервалов и аккордов, ориентация в разных тональностях, транспонирование мелодий, переложение аккордовых последовательностей в разные типы фактурного изложения. Приведу пример изучения темы: «Септаккорды на ступенях лада». При освоении характерных интервалов учащиеся уже строили септимы на ступенях гармонического минора. Теперь я предлагаю им построить и определить качественную величину септим, начиная от звука «до» и до его октавного повторения. Ребята проигрывают, интонируют указанные интервалы и сами делают вывод: «Две септимы большие, а пять – малые!» Тогда задаю им новый вопрос: «А что получится, если в основание каждой септимы поместить трезвучие?» Каждый торопится первым «сделать открытие», но всё же прошу – по одному! Проигрывают, интонируют: «До-ми-соль-си, ре-фа-ля-до» и так до октавного повторения. Выясняем, что если септима большая, то и септаккорд большой, а если малая – то малый. Дома ребята проделывают эту работу и от других звуков, и спустя некоторое время, наряду с видом септим, мы уже уточняем и ладовое положение: «На первой ступени образуется тонический септаккорд – он большой, на второй – септаккорд второй ступени, он малый, на третьей – септаккорд третьей ступени, он малый, на четвёртой субдоминантовый, большой. Доходим до седьмой ступени – он малый, другими словами, малый вводный септаккорд. Когда учащиеся научатся свободноиграть септаккорды на ступенях лада и точно определять септимы, я заостряю внимание на разновидности трезвучия в основании аккорда. Последняя информация также включается в название аккорда и название септаккорда приобретает законченный вид. Например, в ля мажоре: ля – до диез – ми – соль диез – это тонический септаккорд, он большой мажорный, си – ре – фа диез – ля – септаккорд второй ступени, он малый минорный и так далее. Следующий этап – исследование септаккордов на ступенях гармонического минора, затем – гармонического мажора. Речевой фактор при этом используется в качестве озвучивания и комментирования выполняемых действий, а также для произнесения простых и коротких правил. В завершении этого процесса переходим к письменным видам заданий. Необходимым видом работы является пение с листа, когда ребёнок, охватывая взглядом нотный текст, предвосхищает внутренним слухом то, что ещё не спето.Чем более развит внутренний слух, тем точнее его внутренние представления ритмических и звуковысотных элементов мелодии.Формирование певческих навыков, как и музыкального слуха в целом, это сложный психофизиологический процесс. В этой связи органичным сочетанием является пропевание мелодии и при этом проигрывание её на инструменте. Такой способ изучения теоретических понятий не только соответствует процессу восприятия информации младшими школьниками, но и активизирует зрение, слух, развивает певческие навыки.Кроме этого, значительно возрастает качество знаний и практических навыков при тех же затратах учебного времени.Запись музыкального диктанта является ещё одной, достаточно сложной формой работы. Ведь при пении по нотам используется зрительный фактор, а диктант воспринимается только на слух. Здесь обобщаются все знания и слуховые навыки учащихся. Большое внимание при записи диктантов я уделяю усвоению таких теоретических понятий, как период повторного и неповторного строения, устойчивая каденция на тонике в конце периода и неустойчивая на доминанте в конце первого предложения, параллельно- переменный лад и одноименные тональности. При выборе диктантов стараюсь выбрать такие, которые сочетают изученные элементы музыкальной речи, и при этом пополняют знания детей в области музыкальной литературы.Наряду с пением, диктантом, музыкальной грамотой очень важно также уделять внимание слушанию музыки. Выбираю такие пьесы, которые бы вызывали у ребят живой эмоциональный отклик, были яркими и выразительными в образном отношении и охватывали разнообразныестилистические направления и жанры. Это могут быть небольшие пьесы от периода до двух – трёхчастных форм, мелодии, песни, которые вначале я исполняю сама, а в дальнейшем – и сами учащиеся играют те произведения, которые они учат на уроках специальности. Иллюстрациями могут быть «Марш» Д. Шостаковича, «В разлуке» А. Гречанинова, «Полька» ре минор М.И. Глинки, «Клоуны» Д.Б. Кабалевского, пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского, белорусская народная песня «Перепёлочка», русская народная песня «Как под горкой», Прелюдия до мажор И.С.Баха, «К Элизе» Л.Бетховена. Анализ музыкальных произведений воспитывает умение определять различные элементы музыкальной речи, формы и жанров, поэтому стараюсь вводить эту форму работы как можно раньшеИсходя из степени усвоения знаний, я имею возможность не ограничиваться рамками, регламентирующими количество тем по классам, а распределять изучение материала по мере необходимости более пристального его изучения либо повторения его учащимися. Первостепенным в моём комплекте дидактических материалов наглядно – образным вспомогательным средством в изучении и практическом освоении учебного материала является изображение фортепианной клавиатуры, выдаваемое каждому ребёнку и являющееся обязательным условием работы на уроке, наряду с самим инструментом фортепиано и планшетом с клавиатурой у доски. Индивидуальная фортепианная клавиатура для каждого ребёнка – это результат моего наблюдения за поведением детей во внеурочной обстановке, когда они рвутся к инструменту, желая бесконечно «тарабанить» по клавишам. Учитывая необходимость организации процесса усвоения материала с учётом возрастных свойств младших школьников, а именно моторной активности, повышенной восприимчивости и потребности в созидательной деятельности, я и включила фортепианную клавиатуру в число основных «инструментов» учебной деятельности.Например, учащиеся разных возрастных категорий с удовольствием разгадывают мои «загадки», которые я задаю им на изображённой клавиатуре с помощью указки – подвижной нотки. Это может быть и мелодия детской песенки «Паровоз», и тема «Болеро» Равеля, или любой другой пример из курса музыкальной литературы. Конечно же, самые активные тут же загадывают загадки на своих клавиатурах всем остальным. А я использую прекрасную возможность проверить у них уровень развития внутреннего слуха.Клавиатура выполняет в восприятии детей роль доступного и желанного справочного пособия по музыкальной грамоте. В моей методике именно клавиатура несёт информацию об интервалах, аккордах, тональностях.Усвоение знаний в подобных условиях психологически комфортно и в полной мере соответствует особенностям психологического мышления младших школьников. Таким образом, каждому ученику представлена реальная возможностьв условиях коллективной игровой ситуации «играть» на своём «инструменте», при этом мотивация попробовать себя на звучащем оригинале только усиливается. Кроме этого, на уроке создаётся увлечённо – эмоциональное отношение к процессу познания, в который вовлечены даже самые пассивные или застенчивые дети.Все объяснения, понятия, все новые интонации сначала должны быть услышаны, затем путём многократного повторения усвоены, и, наконец, исполнены самостоятельно голосом. Необходимо уделять достаточное внимание выработке правильных певческих навыков при интонационных упражнениях: правильному положению корпуса, грамотной фразировке, звукоизвлечению, дыханию, сознательному отношению к нотному тексту. Освоению ладоинтонационных связей, особенно, в распевании и при работе с нотным станом, хорошо помогает система относительной сольмизации, которая воспитывает не только навыки чистого интонирования, но и слух слух, в том числе гармонический. Я заметила, что использование ручных знаков приводит к осознанному пению мелодий в любой тональности и с любым количеством ключевых знаков, к раннему двухголосию.Как показывает время, применениетехнологии модульного обучения на уроках сольфеджио не только способствует интенсивному обучению учащихся, но и сохраняетих психологическое здоровье, ведь при усваивании всего школьного курса предмета, достаточно большого по объему и сложного, ребенок не испытывает умственных перегрузок и эмоционального напряжения, а его собственные субъективные открытия, произведенные в поисках связи между изучаемыми элементами, несут радость новых знаний, творчества. Ребенок умеет работать с информацией, может сопоставить цель и результат своей работы, принять самостоятельное решение, работая в команде, благодаря чему усваивается модель культурной деятельности.Быстро взрослеющий в современных условиях ребенок должен понимать, для чего ему нужна та или иная информация, где и как она ему пригодится, и если этого не происходит, то не происходит и усвоения материала. Воспитание интеллектуально развитого, профессионально грамотного, всесторонне эрудированного человека -конечная цель обучения в ДШИ, в современной жизни он должен быть еще и творчески активной личностью. Технология модульного обучения сочетает обучение работе по алгоритму с воспитанием творческого типа мышления. Алгоритм, как последовательность определенного рода действий, воспитывает уважение к технологичности труда, сначала учебного, впоследствии -профессионального, а творческий тип мышления поможет моим выпускникам добиться успехов в любой сфере деятельности их взрослой жизни. Cписок используемой литературы1.Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.2. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – Л., 1963.3. Батышев С.Я. Блочно – модульное обучение. – М., 1997.4. Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика. 1984.5. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Психологическая наука в СССР. – М., 1976.6. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.:Музыка, 1975.7. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.,1972.8. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования / Составитель Г.И. Шатковский. – М., 1986.9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. –М. – Л.:АПН РСФСР, 1947.10. Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки. – Ростов – на – Дону:Феникс, 2009.11. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X