Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Гулагаева Маликат Ильмуяминовна

Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 9Семинар-практикумТема: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»Подготовила воспитатель: Гулагаева Маликат Ильмуяминовнаг.СургутДобрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу для вас семинар-практикум  на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности». Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания, уточнить и расширить ваши знания о дидактических играх экологической направленности, их значении в развитии ребенка-дошкольника. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.СЛАЙД 1 СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»СЛАЙД 2 Цель семинара-практикума:развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.Задачи:Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные).Уточнить и расширить знания педагогов о дидактических играх экологической направленности для детей дошкольного возраста, их значение во всестороннем развитии ребенка.Совершенствовать умение использовать дидактические игры экологической направленности в образовательном процессе.Ход семинара-практикума: Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.     Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой: формирование у детей элементарной системы знаний о природе; формирование у детей трудовых навыков и умений; формирование у детей любви к природе.     Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.Разминка Слайд 3     И так что же такое экология? (Ответы педагогов)Термин «экология» происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание, жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде- Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.) Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.Экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами; на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться. ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания.!Слайд 4 - Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)- Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? (Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.)    Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли ежедневно и доступно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.Слайд 5 Игра «Вопрос – ответ»- Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.(Участники поочередно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.).- Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)- Что должно быть в уголке природы?(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)- Что должно быть на участке детского сада?(Деревья, кустарники, цветники, огород.)- Какие методы используются для экологического воспитания детей?(Наглядные, практические, словесные.)СЛАЙД 6 - Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)- Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.(Игра; элементарные опыты; моделирование.)- Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)СЛАЙД 7- Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  (Наблюдение.)- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые;  труд в цветнике, огороде, уголке природы;  экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте); дидактические игры экологической направленности.))    СЛАЙД 8 Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.     Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.     Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.      В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:- игры с предметами (игрушками, природным материалом);- настольные печатные игры;- словесные игры.     СЛАЙД 9 Предметные игры по экологии  - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.     Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».     Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое»), о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).     СЛАЙД 10 Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению,  такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.     Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.     Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Игры-занятия используются в младших и средних группах, в старших группах -  как часть занятия.     Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они  связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно  использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируют звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.     Творческие игры отражают впечатления детей, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.    Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.    Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми можно использовать большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.Составление синквейна «Экологическая игра»Синквейн классический (строгий)первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение Природа вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология)    У вас есть карточки с заданием  попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):- Наличие как можно большего числа видов растений и животных.- Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.).- Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода.- Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых).- Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.- Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.- Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»    Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.    И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.    Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).Уж на дороге греется – (перед дождем).Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день –(к хорошей погоде).Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).Ворона кричит зимой – (к метели).Лягушки квакают – (к дождю).Воробьи в пыли купаются – (к дождю).Около луны звезда народилась – (к потеплению).    Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?Игра «Сороконожка» (динамическая пауза) сделать волну, когда передние участники приседают, а задние встают по очереди;почесать передними лапками спинку, животик, голову;подпрыгивать или пританцовывать;выпрыгивать и приседать;передвигаться только на левых или только на правых ножках.Творческое задание    Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее  «прочитать».Весна красна цветами, а осень пирогами.Увидел грача – весну встречай.Готовь сани летом, а телегу зимой.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Любишь кататься – люби и саночки возить.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.Яблоко от яблони недалеко падает.     На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании, расширили свои знания об дидактических играх экологической направленности. Желаю вам  успехов  в работе Еще раз благодарю вас. 

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X