Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Князева Елена Александровна , Малкирова Ольга Гавриловна

Использования текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников».

скачать документ

Вернуться назад

«Использования текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников».В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формируют такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность. Если по каким-либо причинам речь у ребенка недостаточно развита, то в дальнейшем затруднит учебную деятельность. Следовательно и воспитателю ,а также родителям необходим овладевать различными методами и приемами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте.Логика процесса речевого развития требует, чтобы оно с одной стороны, было целесообразным, а с другой- не допускающим каких бы то ни было шаблонов. Поэтому использование различных педагогических средств, приемов, методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь ребенка, но и обеспечивать гармоничное воспитание речевой ситуации важна установка на развитие ребенка, что предполагает организацию окружающего пространства. При создании какой-либо речевой ситуации важна установка на развитие ребенка, что предполагает организацию окружающего пространства. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо, чтобы дошкольник был уже внутренне и психологически подготовлен к последующей деятельности т.е. к обсуждению прочитанного, хотя такая готовность может и не осознаваться самим ребенком. Из поля его зрения следует убрать все интересные предметы, занимательные бытовые вещи, все то что может помешать ребенку слушать литературное произведение. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенности дошкольника. В возрасте 3-х 4-х лет предпочтение желательно отдавать р.н.с. о животных с многократными повторениями сюжетных ходов, например «курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка» и др. Старшему дошкольнику будут интересны р.н.с. о животных более сложного содержания («Лисичка- сестричка и волк», «Гуси-лебеди» и др.), а также литературные сказки «Три медведя», «Муха Цокотуха», «Федорино горе» «Мойдодыр» и д.р.). Сюжетные стихотворения («А что у вас?», «Мы едем, едем, едем и д.р.» С. МихалковЗнакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые могли бы воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит предлагаемые иллюстрации должны быть более реалистичными: волк не выше зайца, ворона не должна походить на воробья и т.д.Взрослому следует отдавать предпочтение тому материалу, который органически связан с идеей, духом, стилем художественного произведения, т.е. художник должен выступать как толкователь, помощник в постижении произведения писателя. В качестве примера работы художественным текстом в младшем возрасте рассмотрим р.п.с. обработке К. Устинского «Репка», иллюстрированную И.Цыганковым. Развитие речи ребенка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее углубление осуществляются в форме беседы: задавая ребенку вопросы:Каким словом характеризуется в сказке репка?Почему дед один не смог вытащить репку из земли?Как нарисовал репку художник?Кого позвал дед на помощь? т.д.Отвечая на такие вопросы, ребенок замечает, что кошка Машка зовет на помощь мышку, хотя в реальной жизни они являются врагами, что деде помогает бабка с внучкой, собака с кошкой и мышка, хотя в реальности человек с мышами не дружит. Таким образом у дошкольника не только развивается речь, но и формируется представление об образной природе искусства, развивается художественное восприятие. Надо учить детей давать полные и подробные ответы, тактично исправлять неверно употребленный падежи при согласовании, форму слова, просить говорить четко, не искажая слова. При неверном ответе не следует говорить: «Это неправильно, И послушай других». Надо самому ребенку дать возможность увидеть ошибку в ответе. Для этого можно предложить ему еще раз пересказать отрывок из текста или (попросит) самому еще прочитать текст. Нужно учит детей внимательно слушать друг друга, не перекрикивать и не перебивать. Во время занятий атмосфера должна быть непринужденной доброжелательной. Задача взрослого- разбудить у ребенка желание поговорить о художественном произведении, обсудит прочитанное. В старшем дошкольном возрасте желательно обратится к р.н.с. «Лисичка-сестричка и волк» и литературной сказке Л.И.Толстого «Три медведя» и на основе этих произведений продолжить развивать речь и формировать образное восприятие. После чтения р.н.с. «Лисичка-сестричка и волк» задать вопросы такого типа:Каким качеством обладает лиса? Как ведет себя волк по отношению к лисе в конце сказкиКак художник нарисовал лису, волка и т.д.Взрослому не следует направлять ответ ребенка в соответствии с собственными представлениями. Наоборот, следует учить ребенка объяснять свою точку зрения, выражать свои мысли, так чтобы они были понятны не только ему самому, но и слушающим. В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности:Ребенок рассматривает картину, слышит текст, видит какой-либо предмет и начинает рассуждать, говорить, припоминая что-то из своего жизненного опыта. Легкость, с которой запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Они запоминают всё яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание, запоминают непроизвольно. Только к концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок сам ставит перед собой цель запомнить и вспомнить, воспроизвести, рассказать , объяснить. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять- это залог успешного развития не только речи, но и других способностей. Ему надо помочь запоминать, учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй это является одним из главных условий успешной адаптации к школе учебной деятельности. Таким образом, речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы- всё это способствует формированию и последующему развитию речи.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X